г. Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А41-25619/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2021 по делу N А41-25619/21, по заявлению акционерного общества "Мытищинская теплосеть" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании, третье лицо: администрация городского округа Мытищи Московской области,
при участии в заседании:
от АО "Мытищинская теплосеть" - Ишо К.Д. по доверенности от 20.05.2021;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А. по доверенности от 23.08.2021,
от администрации г.о. Мытищи Московской области - извещена, не явился;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мытищинская теплосеть" (далее - АО "Мытищинская теплосеть", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция) об отмене предписания от 26.02.2021 N 08ВХ/03-84-22-7-2021/3.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация городского округа Мытищи Московской области (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.07.2021 по делу N А41-25619/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Госжилинспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации.
До судебного заседания от администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
26.02.2021 уполномоченным должностным лицом Госжилинспекции на основании распоряжения от 25.01.2021 N 08ВХ/03-84-22-7-2021 проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении АО "Мытищинская теплосеть" по вопросу определения размера платы за тепловую энергию в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Мира, 32Б.
По результатам проверки, Госжилинспекцией составлен акт от 26.02.2021 N 08ВХ/03-84-22-7-2021/3 и выдано предписание 26.02.2021 N 08ВХ/03-84-22-7-2021/3 об устранении выявленных нарушений в срок до 26.04.2021.
Из текста данного предписания следует, что обществом нарушен пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: производится корректировка платы за тепловую энергию, пошедшую на циркуляцию полотенцесушителя и стояков за межотопительный период, которая отражается в строке "перерасчет за отопление", указанные доначисления в платежных документах, предоставленных обществом, не предусмотрены действующим законодательством.
В качестве мероприятия подлежащего исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений предписано: при начислении платы за горячее водоснабжение в летний период необходимо пользоваться формулами NN 20, 20 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354; произвести всем собственникам дома перерасчет (возврат) платы за коммунальную услугу "отопление" в части доначисления отраженного в едином платежном документе за ноябрь 2020 года, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" в соответствии с п. 22 Приложения N 2 к Правилам N 354 согласно формул 20 и 20 (1) за период с 01 мая 2020 года по сентябрь 2020 года.
АО "Мытищинская теплосеть" считая предписание от 26.02.2021 N 08ВХ/03-84-22-7-2021/3 незаконным и необоснованным, обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о его отмене.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользования помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
Пунктом 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Мира, 32Б оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), который является общедомовым имуществом многоквартирного дома, т.е. дом имеет нецентрализованную систему отопления и горячего водоснабжения.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2020 N 301-ЭС20-18436 по делу N А17-8192/12, при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в МКД исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договора с собственниками в части подачи холодной воды для приготовления горячей воды.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, АО "Мытищинская теплосеть" поставляет только ресурс - тепловую энергию, исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" не является, плату за горячее водоснабжение не взимает.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, вышеуказанные (формулы) Правил N 354 к АО "Мытищинская теплосеть" в части горячего водоснабжения не применимы.
Исходя из индивидуального потребления конкретным собственником горячей воды в тот или иной месяц, определяемого согласно счетчиком на горячую воду, установленным в его квартире, рассчитывается стоимость тепловой энергии, которую именно этот собственник потратил на использованную им горячую воду. Учитывая расчетные показания, выставляется в платежных документах в графе "ГВС отопление" стоимость такой тепловой энергии.
Пунктом 42 (1) Правил N 354, установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При этом в силу пункта 42 (2) Правил N 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 01 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Постановлением администрации г.о. Мытищи Московской области от 04.02.2016 N 131 установлено, что в городском округе Мытищи с 01.01.2016 исполнителям коммунальных услуг необходимо произвести переход от взимания с потребителей платы за отопление равными долями в течение года, к взиманию платы в период фактического предоставления услуги (с октября по апрель).
Таким образом, в городском округе Мытищи плата за отопление может быть начислена в отопительный период с октября по апрель. В период с мая по сентябрь подлежит начислению (оплате) тепловая энергия, которая расходуется на подогрев горячей воды, используемой потребителем.
В связи с тем, что оплате подлежит вся тепловая энергия, потребленная по данным учета общедомового прибора учета (ОДПУ), АО "Мытищинская теплосеть" производит перерасчет, начисляет плату за использованную тепловую энергию на подогрев горячей воды (полотенцесушители и стояки) в неотопительный период, в первом оплачиваемом отопительном месяце - октябре, и данный перерасчет учитывает в квитанции в ноябре, т.е. происходит оплата всей потребленной тепловой энергии.
Как указал суд первой инстанции, исполнение оспариваемого предписания (при начислении платы за горячее водоснабжение в летний период необходимо пользоваться формулами NN 20, 20 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354, и произвести всем собственникам дома перерасчет (возврат) платы за коммунальную услугу "отопление" в части доначисления отраженного в едином платежном документе за ноябрь 2020 года, за период с 01 мая 2020 года по сентябрь 2020 года), приведет к необоснованному освобождению абонентов от оплаты за потребленную ими тепловую энергию на подогрев горячей воды в неотопительный период, и не будет оплачена вся тепловая энергия по ОДПУ.
Следуя правовой логике Госжилинспекции, многоквартирный дом в неотопительный период может производить неограниченное количество горячей воды за счет АО "Мытищинская теплосеть", потребляя теплоэнергию на ее подогрев и не платить за эту энергию, что приведет к нарушению законодательства, обязывающего оплачивать всю тепловую энергию по ОДПУ.
Заинтересованным лицом не представлено безусловных доказательств, подтверждающих факт нарушения заявителем требований пункта 54 Правил N 354, так как плата за отопление взимается в разрешенный отопительный период, исходя из показаний ОДПУ, а коммунальный ресурс горячую воду АО "Мытищинская теплосеть" не поставляет и такой продукт не готовит, следовательно, исполнителем этой услуги не является.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2021 по делу N А41-25619/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25619/2021
Истец: АО "МЫТИЩИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Ответчик: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
Третье лицо: Администрация г.о. Мытищи МО, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"