г. Челябинск |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А34-2501/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.06.2021 по делу N А34-2501/2021.
В судебном заседании приняли участие: индивидуальный предприниматель Якимов Владимир Иванович (паспорт), его представитель Шангина И.А. (паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом).
Индивидуальный предприниматель Якимов Владимир Иванович (далее - ИП Якимов В.И.) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту экономического развития предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (далее - Департамент):
- о признании незаконным решения комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 07.12.2020 N 14;
- о признании незаконным решения комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 27.10.2020 N 12;
- об обязании комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории юрода Кургана включить в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, павильонов, площадью 15 и 40 кв.м., принадлежащих ИП Якимову В.И., расположенных по адресу: г. Курган, ул. 1 Мая.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Якимов В.И. (далее - апеллянт, податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.06.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что вывод комиссии, как и суда первой инстанции о том, что не допускается размещение нестационарного торгового объекта на инженерных сетях и коммуникациях в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций несостоятелен, поскольку павильоны остановочного комплекса "Детский мир" площадью 15 и 40 кв.м. ИП Якимовым В.И. используются с 1998 года с разрешения Администрации г. Кургана. Вместе с тем, в судебном акте отсутствует мотивированное мнение по заключению специалиста в части вывода о том, что павильон площадью 15 кв.м. находится вне охранной зоны инженерных коммуникаций. Кроме того, павильоны не являются объектами капитального строительства, в связи с чем доступ к инженерным коммуникациям в случае аварийных ситуаций может быть обеспечен в любое время.
Также податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что, так как Постановление Администрации г. Кургана от 19.02.2016 N 1031 не обжаловано и не признано недействительным, основание для отказа в связи с высокой плотностью застройки и обеспеченностью стационарными объектами торговли центральной части города является законным. Постановление Администрации г. Кургана, по мнению апеллянта, имеет меньшую юридическую силы по сравнению с Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 и устанавливает лишь схему размещения нестационарных торговых объектов. В указанном решении приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда размещение нестационарных торговых объектов не допускается. Отказ в размещении объекта по основанию, не содержащемуся в решении, предприниматель полагает незаконным.
Кроме того, ссылаясь на законодательство, отмечает, что утверждение и внесение изменений в схему размещения торговых объектов не может быть основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021 судебное заседание, назначенное на 21.09.2021, отложено на 05.10.2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, ответчик в судебное заседание своих представителей не направил. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Якимов В.И. 05.10.2020 (вх. N Я-271-Э) и 12.11.2020 (вх. N Я-328-Э) обратился в Департамент с заявлениями о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих ему павильонов, площадью 40 и 15 кв.м., расположенных по адресу: г. Курган, ул. 1 Мая на земельных участках с кадастровым номером 45:25:070205:12 площадью 58 кв.м. и с кадастровым номером 45:25:070205:11 площадью 26 кв.м. (т. 1, л.д. 9, 12).
Письмами от 27.11.2020 N Я-271-Э и от 15.12.2020 N Я-328-Э (т. 1, л.д. 10, 15) Департамент со ссылкой на решения комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 27.10.2020 N 12 и от 07.12.2020 N 14 (т. 1, л.д. 51-56) отказал предпринимателю во включении в схему размещения указанных нестационарных торговых объектов, указав при этом, что не допускается размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций, а также на основании постановления Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016-2021 годы" - в связи с высокой плотностью застройки и обеспеченностью стационарными объектами торговли центральной части города.
Не согласившись с отказами Департамента, выраженными в письмах от 27.11.2020 N Я-271-Э и от 15.12.2020 N Я-328-Э, ИП Якимов В.И. обратился в арбитражный суд за защитой нарушенных прав., указав в обоснование заявленных требований, что согласно письму АО "Водный союз" от 01.02.2021 в месте нахождения остановочного комплекса, в состав которого входят павильоны, принадлежащие ИП Якимову В.И., возможен вынос существующих сетей водопровода (т. 1 л.д.18-19). Представил заключение специалиста общества с ограниченной ответственностью "Архстройпроект" Ковалёва Ю.М. (т. 1, л.д. 114-132).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказов Департамента незаконными.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, и не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно положениям, содержащимся в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативные правовые акты, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом недействительными, незаконными при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 1, 3 Положения о Департаменте экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы от 26.09.2016 N 188 "О структуре Администрации города Кургана", Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана является органом Администрации города и создается в целях решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области.
Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов; проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территории города и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности.
Таким образом, рассмотрение обращений заявителей по вопросам размещения нестационарных торговых объектов и включения их в схему относится к полномочиям Департамента.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Судом первой инстанции установлено, что на территории Курганской области Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Курганской области схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден Приказом Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области от 27.12.2010 N 115-ОД.
Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) разрабатывается и утверждается актом органа местного самоуправления Курганской области, определенного в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При разработке схемы размещения должны учитываться архитектурные, градостроительные, строительные, санитарно-эпидемиологические, экологические и противопожарные нормы и правила.
Схема размещения разрабатывается с учетом мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также обращений физических или юридических лиц, имеющих намерение разместить такие объекты.
Схемой размещения должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
На основании проведенного планирования уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает проект схемы размещения по форме согласно приложению к настоящему порядку.
Решение о размещении нестационарного торгового объекта на территории муниципального района или городского округа и включении в схему осуществляется на основании заключения коллегиального органа, созданного при уполномоченном органе местного самоуправления.
Внесение изменений в схему размещения осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год, в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.
Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее - Положение N 214).
В соответствии с частями 2, 3, 5, 7 статьи 1 Положения N 214 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается сроком на пять лет.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов: на основании результатов торгов, проводимых в форме открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана (далее - торги); без проведения торгов в случае, установленном в части 2 статьи настоящего Положения.
В соответствии со статьей 3 Положения N 214 размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов осуществляется на ранее занимаемом месте в случае, если субъект торговли является стороной заключенного до 01.03.2015 договора аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации нестационарного торгового объекта, и осуществляется в следующем порядке.
Субъекты торговли, нестационарные торговые объекты которых размещены в местах, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, и являющиеся стороной заключенного до 01.03.2015 договора аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации нестационарного торгового объекта, имеют право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов на ранее занимаемом месте при соблюдении условий, предусмотренных в пункте 2.4 части 2 настоящей статьи.
Заявление на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов подается субъектом торговли в Уполномоченный орган не позднее 90 дней со дня опубликования в средствах массовой информации и на сайте муниципального образования города Кургана новой схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.
Решение о предоставлении места размещения нестационарного торгового объекта без проведения торгов принимается Комиссией по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана и утверждается постановлением Администрации города Кургана.
Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов осуществляется при соблюдении одновременно следующих условий:
2.4.1. заявитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве такового и занимающимся торговлей;
2.4.2. место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, утвержденную на новый срок;
2.4.3. заявитель является стороной заключенного до 01.03.2015 договора аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации нестационарного торгового объекта на месте, указанном в заявлении;
2.4.4. заявитель не имеет задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, указанному в подпункте 2.4.3 части 2 настоящей статьи, на дату подачи заявления на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов.
Согласно материалам дела, Постановлением Администрации города Кургана от 08.02.2013 N 865 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, в которую были включены нестационарные торговые объекты ИП Якимова В.И., а именно, под номерами 195, 196 включены места размещения нестационарных торговых объектов по ул. К. Мяготина-1 Мая (остановочный комплекс "Детский мир" четная сторона).
Постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы. В указанную схему места размещения нестационарные торговые объекты ИП Якимова В.И. включены не были.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу N А34-367/2019 со ссылкой на пропуск срока, установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 3 Положения N 214, отказано в удовлетворении требований ИП Якимова В.И. о признании незаконным отказа Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов, входящих в состав остановочного комплекса "Детский мир", расположенных по адресу г. Курган, ул. К.Мяготина - 1 Мая, и обязании Департамента включить указанные нестационарные торговые объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы, утверждённую Постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031.
Следовательно, обращения ИП Якимова В.И. 05.10.2020 (вх. N Я271-Э) и 12.11.2020 (вх. N Я-328-Э) в Департамент экономического развития предпринимательства и торговли Администрации города Кургана с заявлениями о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов - принадлежащих ему павильонов, площадью 40 и 15 кв.м., расположенных по адресу: г. Курган, ул. 1 Мая, также произведены с пропуском срока, установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 3 Положения N214, что судом правомерно расценено как совершение заявителем действий, направленных на преодоление вступившего в законную силу судебного акта.
Кроме того, арбитражный суд верно отметил, что в соответствии с подпунктом 3.7 пункта 3 статьи 4 Положения N 214 не допускается размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях, в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций. Данное требование носит императивный характер, в связи с чем, ссылка заявителя о возможности выноса существующих сетей водопровода в месте нахождения остановочного комплекса, в состав которого входят павильоны, принадлежащие ИП Якимову В.И, не может быть принята судом в качестве основания для удовлетворения требований.
Согласно примечанию к разделу 1 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана на 2016 - 2021 годы, утверждённой Постановлением Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031 в связи с высокой плотностью застройки и обеспеченностью стационарными объектами торговли в центральной части города Кургана нестационарные объекты торговли по ул. К.Маркса, ул. К.Мяготина (от ул. Невежина до ул. Савельева), и др. дополнительно не размещаются.
Факт расположения нестационарных торговых объектов ИП Якимова В.И. (павильонов, площадью 40 и 15 кв.м.) на пересечении ул. 1 Мая и ул. К. Мяготина в промежутке от ул. Невежина до ул. Савельева, представителями сторон оспорен не был, подтверждён схемой из программы 2GIS (т. 2, л.д. 14), в связи с чем требования в данной части также не могли быть признаны обоснованными.
Доводы заявителя о том, что вывод о высокой плотности застройки и обеспеченностью стационарными объектами торговли центральной части города, документально не подтвержден, судом отклоняются, поскольку указанный критерий содержится непосредственно в Постановлении Администрации города Кургана от 19.02.2016 N 1031.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя о том, что Постановление Администрации г. Кургана от 19.02.2016 N 1031 устанавливает лишь схему размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем не может принято в качестве законного основания для отказа во внесении изменений в схему размещения, судебная коллегия находит несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что оспариваемые отказы Администрации являются законными и не нарушают права и интересы заявителя, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не могут быть удовлетворены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ИП Якимова В.И.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.06.2021 по делу N А34-2501/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Якимова Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2501/2021
Истец: ИП Якимов Владимир Иванович
Ответчик: Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд