г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А26-8632/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца: Перцева А.А. по доверенности от 01.09.2020
от ответчика: Бойцев А.Г. по доверенности от 03.11.2020
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22939/2021) ООО "СтройРегионРазвитие" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2021 по делу N А26-8632/2020 (судья Михайлов А.В.), принятое
по иску ООО "СтройРегионРазвитие"
к Муниципальному бюджетному учреждению Петрозаводского городского округа "Спортивная школа N 7"
3-е лицо: ООО "Проспортсервис"; Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройРегионРазвитие" (далее - истец, Общество, ООО "СтройРегионРазвитие") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному бюджетному учреждению Петрозаводского городского округа "Спортивная школа N 7" (далее - ответчик, Учреждение, МБУ ПГО "Спортивная школа N 7") о признании недействительным электронного аукциона N 0806300011820000296, о признании недействительным контракта N 0806300011820000296 от 10.08.2020 года на поставку комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек и применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение, о признании недействительным решения ответчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Проспортсервис", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия.
Решением суда от 02.06.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что поскольку отсутствовала проектная документация, из аукционной документации было невозможно определить объем, массу компонентов товара. Не согласен с выводами суда первой инстанции.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Обществом к апелляционной жалобе и к дополнениям к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Учреждения просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на территории Республики Карелия реализуется региональный проект "Спорт-норма жизни" национального проект "Демография", в рамках которого осуществляется финансирование работ по модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками.
В целях осуществления регионального проекта 10.07.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) уполномоченным учреждением - МКУ "Петроснаб" размещено извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на поставку комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек (извещение N 0806300011820000296). Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 17505700 руб.
В состав электронной документации входит Техническое задание, в разделе 3 которого определены технические характеристики товара, в частности указано, что спортивное легкоатлетическое покрытие для беговых дорожек должно быть наливное, водонепроницаемое, должно обладать противоскользящими свойствами, быть устойчивым к механическим повреждениям, атмосферным осадкам и к температурным колебаниям широкой амплитуды. Наливное резиновое покрытие может использоваться как в открытых, так и в крытых помещениях. Наливное покрытие должно представлять собой многослойную сэндвич систему толщиной - не менее 16 мм и должно монтироваться на подготовленное основание.
Подробное описание содержится в позициях N N 1.2 - 2.6 таблицы раздела 3 технического задания.
В указанных позициях определены показатели, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения показателей для товара. Участник закупки вправе предложить к поставке товар, соответствующий обозначенным характеристикам в определенном техническим заданием диапазоне.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.07.2020 года N 0806300011820000296-1 подано 3 (три) заявки, одна из которых не допущена к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 22.07.2020 года N 0806300011820000296-2 ценовые предложения подали два участника закупки - ООО "СтройРегионРазвитие" и ООО "Проспортсервис".
Истец в заявке на участие в аукционе указал на регион происхождения товара - Российская Федерация, а также определил технические характеристики товара.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.07.2020 года N 0806300011820000296-3 победителем аукциона признано ООО "СтройРегионРазвитие" с наименьшей ценой - 14792316 руб. 50 коп.
По результатам аукциона 10.08.2020 года между МБУ ПГО "Спортивная школа N 7" (заказчик) и ООО "СтройРегионРазвитие" (поставщик) заключен контракт N 0806300011820000296 на поставку комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек (далее - контракт).
Цена контракта составила 14792316 руб. 50 коп.
Согласно пункту 1.1 контракта по поручению заказчика поставщик принимает на себя обязательство поставить заказчику комплект покрытия для легкоатлетических беговых дорожек (далее - товар) в соответствии со спецификацией на поставку комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек (приложение N 2 к контракту) и условиями контракта.
В спецификации к контракту (приложение N 3) указано наименование товара - комплект покрытия для легкоатлетических беговых дорожек, указаны технические характеристики товара, в том числе указана толщина - 16,1 мм; страна происхождения товара - Российская Федерация.
Пунктом 1.3 контракта определено место поставки товара: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 4А (стадион "Юность").
В соответствии с пунктом 1.4 контракта наименование страны происхождения товара: Российская Федерация.
Разделом 3 контракта определены сроки, порядок и условия поставки и приемки товара.
Пунктом 3.1 контракт определено, что поставка товара осуществляется единовременно по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, д. 4А (стадион "Юность") в течение 45 (сорока пяти) дней с даты заключения контракта. Дни и время поставки: в рабочие дни (понедельник-пятница, за исключением нерабочих праздничных дней) с 09 часов 00 мин. до 13 часов 00 мин. и с 14 часов 00 мин. до 16 часов 30 мин. (время московское). Риски утраты или порчи товара в процессе его поставки несет поставщик.
Следовательно, поставка товара должна была быть осуществлена до 24.09.2020 года.
Пунктом 3.11 контракта установлено, что при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложении к приказу Минфина России от 04.06.2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не допускается замена страны происхождения данного товара, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товара будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 4.1.1 контракта поставщик обязан поставить товар надлежащего качества и в полном объеме, в срок, установленный пунктом 3.1 контракта. Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не были восстановлены потребительские свойства). Качество Товара должно соответствовать действующим в Российской Федерации стандартам для данного вида товара, техническим условиям и иным установленным требованиям, предъявляемым к товарам данной категории, в том числе требованиям:
- Приказа Минспорта России от 16.10.2019 N 839."Об утверждении правил вида спорта "легкая атлетика" (правило N 140);
- Руководства Всемирной легкоатлетической ассоциации "Легкоатлетические сооружения" (параметры наливного покрытия для легкоатлетических беговых дорожек должны быть подтверждены официальным заключением о прохождении специализированного лабораторного теста в сертифицирующей организации);
- "ГОСТ Р 56199-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты спорта. Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций". Объем предоставления гарантий качества: 100 % от объема поставленного товара. Поставщик обязан поставить товар в соответствии со спецификацией (приложение N 2 к контракту) своим или привлеченным транспортом, в счет цены, определенной пунктом 2.1 контракта (пункт 4.1.2 контракта).
Пунктом 6.1 контракта определен срок действия контракта: контракт вступает в силу с даты его заключения сторонами и действует до 31.12.2020 года.
Истец указывает, что изучив список покрытий, сертифицированных IAAF, истец установил, что технические характеристики товара, отраженные в спецификации, соответствуют единственному сертифицированному IAAF покрытию по N 113 в списке - Herculan SR Spirit, компания Herculan B.V., толщина - 16,1 мм, система Sandvich, сертификат S-04-0041, страна происхождения - Нидерланды.
После заключения контракта общество обратилось к организациям производителям (поставщикам) материалов для устройства спортивных покрытий, согласно ответам которых возможность поставки товара с требуемыми характеристиками отсутствует, поскольку указанные в контракте характеристики, а именно толщина покрытия - 16,1 мм, соответствуют товару импортного производства.
С учетом названных обстоятельств поставщик неоднократно обращался к заказчику с письмами (от 17.08.2020 года, от 22.08.2020 года, от 29.08.2020 года, от 07.09.2020 года), в которых просил уточнить параметры требуемого к поставке товара, внести изменения в спецификацию и подписать дополнительное соглашение к контракту.
Заказчик в письмах от 14.09.2020 года, от 17.09.2020 года указывал на невозможность изменения существенных условий контракта, в связи с чем, отказывал в подписании дополнительного соглашения к контракту, а также указывал поставщику на необходимость исполнения обязательств по контракту в части своевременной поставки товара, просил предоставить сведения о дате поставки товара с целью организации его приемки. Переписка и очные встречи не привели к разрешению спорной ситуации.
Поставщик, полагая, что заказчиком созданы условия, в которых невозможно выполнить условия контракта, направил в адрес заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.09.2020 года.
Заказчик, в свою очередь, направил в адрес поставщика уведомление от 25.09.2020 года об одностороннем отказе от исполнения контракта, указав в обоснование на нарушение поставщиком пункта 3.1 контракта (срок поставки товара), с указанием, что по состоянию на 25.09.2020 года поставка товара не произведена.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта 25.09.2020 размещено в единой информационной системе в сфере закупок в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу общества, указанному в контракте, а также по адресу электронной почты: stroyregrazv@yandex.ru.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ учреждение направило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия сведения для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Комиссии Карельского УФАС России от 13.11.2020 года по делу N 010/06/104-807/2020 ООО "СтройРегионРазвитие" включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с неисполнением государственного контракта N 0806300011820000296.
23.11.2020 года заказчиком заключен контракт со вторым поставщиком - ООО "Проспортсервис" на поставку комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек, который фактически исполнен сторонами.
Полагая, что ответчик ввел в заблуждение участников закупки в части товара, заявленного к поставке, а так же неправомерно вынес решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков, заключения контрактов, особенностей исполнения контрактов, регулируются Законом о контрактной системе.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок использует конкурентные способы определения поставщиков, коим, в том числе, является электронный аукцион.
Согласно пункту 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший, в частности, наиболее низкую цену контракта.
Правила описания в документации о закупке объекта закупки установлены пунктом 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с аукционной документацией описание объекта закупки указано в разделе 3 "Техническое задание", в котором определены требования к поставляемому товару с указанием максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также определены значения показателей, которые не могут изменяться.
Дополнительно о требованиях, предъявляемых к товару, заказчик известил поставщика письмом от 06.08.2020 года, то есть еще до даты подписания контракта.
Таким образом, истец был в полном объеме проинформирован об объекте закупки, его качественных и количественных характеристиках.
Каких-либо запросов касательно объекта закупки ООО "СтройРегионРазвитие" до подачи заявки на участие в закупке не направляло, что свидетельствует о том, что товар, подлежащий поставке, его объем и характеристики были известны истцу.
Кроме того, Общество в предусмотренном Законом N 44-ФЗ порядке не воспользовалось правом на обжалование положений документации об аукционе в части установленных характеристик, наоборот, подало свою заявку на участие в аукционе, согласилось с требованиями технического задания и по итогам аукциона заключило контракт.
Довод истца о том, что он предполагал наличие проектной документации несостоятелен ввиду того, что Контракт или иная аукционная документация не содержали в себе сведений о том, что проектная документация имеется, а подлежащий поставке товар должен ей соответствовать. Более того, предметом контракта является поставка товара.
Приводимые в качестве доводов обстоятельства о том, что истец не смог определить объем, массу компонентов товара, несмотря на отсутствие каких-либо запросов о разъяснении тех или иных положений аукционной документации со стороны поставщика до подачи заявки, не являются основанием для признания Аукциона недействительным.
Более того, истец, будучи признанным победителем Аукциона, подписал Контракт, с условиями которого был заблаговременно ознакомлен, чем подтвердил готовность поставить товар на условиях и в сроки, определенные Контрактом.
При заключении Контракта Поставщиком в соответствии с заявкой был указан регион происхождения товара - Российская Федерация, в то время, как документация, представленная к ознакомлению при объявлении аукциона, такого требования не содержит. Указание на регион происхождения товара содержится исключительно в заявке Поставщика. Таким образом, Поставщик своей заявкой подтвердил, что имеет возможность поставки Товара, соответствующего условиям контракта, в том числе спецификации и техническому заданию, с регионом происхождения - Российская Федерация.
При этом из содержания Контракта, технического задания, спецификации не следует, что необходимо поставить конкретный товар, а лишь содержится информация о характеристиках, которым подлежащий поставке товар должен соответствовать.
С учетом данных обстоятельства доводы истца о том, что он был ограничен в выборе товара, подлежащего поставке, а также о том, что он был введен в заблуждение несостоятельны.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования истца в части признания недействительным электронного аукциона N 0806300011820000296, о признании недействительным контракта N 0806300011820000296 от 10.08.2020 года на поставку комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек и применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение являются необоснованными не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта установлен срок поставки товара - в течение 45 (Сорока пяти) дней с даты заключения Контракта. С учетом даты подписания контракта (10 августа 2020 года) сроком исполнения контракта в части поставки товара является 24 сентября 2020 года.
Согласно пункту 6.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В связи с нарушением срока, установленного пунктом 3.1 Контракта Заказчик обратился в адрес Поставщика с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения Контракта (уведомление от 25 сентября 2020 года исх. N 198).
Таким образом, следует признать, что односторонний отказ Заказчика соответствует как нормам действующего законодательства, так и условиям Контракта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобе не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02 июня 2021 года по делу N А26-8632/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СтройРегионРазвитие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8632/2020
Истец: ООО "СтройРегионРазвитие"
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа "Спортивная школа N 7"
Третье лицо: ООО "Независимая судебная экспертиза "Догма", ООО "Проспортсервис", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия