г. Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А41-16555/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-16555/21 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, по заявлению ЗАО "Археопан" к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании,
при участии в заседании:
от ЗАО "Археопан" - Смирнов Е.Г. по доверенности от 05.07.2021;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Мусиев Р.А. по доверенности от 16.12.2020;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Археопан" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 01.02.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги - получение права пользования участком недр местного значения и оформление, государственная регистрация и выдача лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважины ГВК N46210351 (по паспорту N 1285), расположенной на участке недр, по адресу: Московская обл, Солнечногорский го, с.п. Пешковское, д. Берсеневка, кадастровый номер земельного участка: 50:09:0020718:1; обязании выдать ЗАО "Археопан" распоряжение о предоставлении права пользования участком недр местного значения с оформлением, государственной регистрацией и выдачей лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважины ГВК N 46210351 (по паспорту N 1285), расположенной на участке недр, по адресу: Московская обл., Солнечногорский г.о., с.п. Пешковское, д. Берсеневка, кадастровый номер земельного участка: 50:09:0020718:1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-16555/21 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-16555/21 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Представитель ЗАО "Археопан" в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
28.10.2020 ЗАО "Археопан" обратилось в Министерство с заявлением N Р001-7034697339-40027401 для предоставления государственной услуги - получение права пользования участком недр местного значения и оформление, государственная регистрация и выдача лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважины ГВК N 46210351, расположенной на участке недр по адресу: Московская обл., Солнечногорский г.о., с.п. Пешковское, д. Берсеневка, кадастровый номер земельного участка: 50:09:0020718:1 для технологического обеспечения водой собственного предприятия.
01.02.2021 Министерством принято решение об отказе в предоставлении услуги по основаниям, предусмотренным п. 13.2.3, 13.3.4 распоряжения Минэкологии Московской области от 31.05.2019 N 352-РМ "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ" (далее - Административный регламент N 352-РМ).
Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы заявленных требований, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило следующее: в нарушение требований пункта 10.4 Административного регламента N 352-РМ, приложений 29 и 30 к Административному регламенту, в составе документов, приложенных к заявлению, обществом представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги; несоответствие представленных обществом документов по форме и содержанию требованиям Административного регламента N 352-РМ.
В Приложении 29 к Административному регламенту N 352-РМ перечислен список документов, обязательных для предоставления, в соответствии с которым в целях получения права пользования участком недр местного значения и оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод (подпункт 2 пункта 6.1.1. Административного регламента) к заявлению должны быть приложены: а) сведения о квалифицированных специалистах, необходимых финансовых и технических средствах для эффективного и безопасного проведения работ, среди которых: перечень технических средств по форме согласно приложению 40 к настоящему Административному регламенту; перечень квалифицированных специалистов заявителя по форме согласно приложению 41 к настоящему Административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных лиц (при наличии квалифицированных специалистов у заявителя на момент подачи заявления); г) обоснование потребности в подземных водах по форме согласно приложению 43 к настоящему Административному регламенту; д) паспорта скважин, расположенных на участке недр, испрашиваемом в пользование; е) требования к качеству подземных вод, используемых для технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, по форме согласно приложению 44 к Административному регламенту; к) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В решении Министерства указано, что к заявлению о предоставлении услуги не предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с Приложением N 29 к Административному регламенту следует, что обязательным для предоставления документом является санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно части 4 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) на территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
В соответствии пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с пунктом 3.7. Санитарных правил "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001 (далее - СП 2.1.5.1059-01), не допускается необоснованное использование подземных вод питьевого качества для иных нужд.
К заявлению приложен документ "Требования к качеству подземных вод" (Исх. 10 от 28.10.2020), согласно которому качество подземных вод регламентируется СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В указанном документе содержатся сведения о несоответствии СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" используемой воды из скважины N ГВК 46210351,
Однако к заявлению не был приложен какой-либо документ, подтверждающий данное несоответствие.
Именно в целях подтверждения того обстоятельства, что вода необходимая для технического водоснабжения не является питьевой, общество должно было представить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Согласно пункту 24 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
Таким образом, обществу необходимо было подтвердить, что вода, необходимая для технического водоснабжения, не является питьевой, в то время как оснований об обратном в отсутствие надлежащих доказательств у заинтересованного лица не имелось.
Необоснованное представление питьевых подземных вод для целей не связанных с питьевым, хозяйственно-бытовым водоснабжением является нарушением статьи 43 ВК РФ и Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01.
Кроме того, в качестве основания указано, что заявленный объем добычи подземных вод в размере 10 куб. м/сут. противоречит сведениям, содержащимся в расчете водопотребления и водоотведения, и соответствует 5 025 куб. м/сут. в связи с чем, заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что общество не обосновало потребность в подземных водах.
Вопреки доводам заявителя, форма обоснование потребности в подземных водах закреплена в приложении 43 Административного регламента и называется "расчет водопотребления и водоотведения".
При обращении в Министерство общество представило расчет водопотребления и водоотведения от 28.10.2020 Исх.9.
В соответствии с данным расчетом водопотребление из Скважины необходимо Заявителю для производства пеноблоков, а также охлаждения компрессоров, расположенных на территории участка недр.
Действительно в расчете водопотребления и водоотведения указаны все необходимые сведения о среднесуточном объеме воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, об объеме сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения, в том числе сведения о распределении объема сточных вод по канализационным выпускам.
Вместе с тем, в расчете указаны технологические нужды в общем объеме 10 куб.м/сут., в качестве нормативного документа, на основании которого устанавливается норма водопотребления на единицу указаны ГОСТ 25485-89, ГОСТ 2.2.016-81, "Паспорт компрессора" которые не содержат нормы водопотребления, указанные в расчете.
Также в расчете указаны: норма на единицу 5 куб.м/сут. и количество единиц (водопотребителей) 1000 на производство пенеблоков; норма на единицу 5 куб.м/сут. и количество единиц (водопотребителей) 5 на охлаждение компрессоров.
Предполагаемый объем добычи подземных вод рассчитывается перемножением нормы на единицу на количество единиц (водопотребителей) и сложением полученных произведений каждого наименования водопотребителя 5x1000+5x5 = 5025 куб.м /сут, что противоречит сведениям о предполагаемом объеме добычи полезных ископаемых, содержащихся в заявлении - 10 куб.м /сут.
Таким образом, расчет содержит противоречивые сведения об объемах водопотребления и не позволяет сделать вывод о том, что заявленная потребность в подземных водах является обоснованной в связи с чем, обществом нарушен п. г приложения 29 к Административному регламенту.
Кроме того к заявлению не приложены перечень технических средств по форме согласно Приложению 40 к настоящему Административному регламенту, а также перечень квалифицированных специалистов Заявителя по форме согласно Приложению 41 к настоящему Административному регламенту, и документы, подтверждающие квалификацию указанных лиц, что является нарушением п. а приложения 29 к Административному регламенту.
ЗАО "Археопан" обосновывает непредставление указанных документов представлением обязательства заключить договора на технические средства и со специалистами на проведение следующих видов работ: разработка проекта зон санитарной охраны; работы по оценке запасов и подготовки отчета по оценке запасов; проведение лабораторных исследований качества подземных вод; техническое обслуживание и ремонт скважины; осуществление мониторинга подземных вод; проведение комплекса геологических исследований.
Действительно, в приложении 30 к Административному регламенту содержится описание документов и порядок их предоставления заявителем, в котором указано, что обязательство предоставляется в случае, если на дату подачи заявления заявитель не обладает собственными техническими средствами и квалифицированными специалистами для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
Вместе с тем, согласно заявлению общества видом работ является добыча подземных вод, а в графе заявления имеется ли на участке недр скважина указано: ДА.
Поскольку скважина является техническим средством, общество должно было представить перечень технических средств по форме согласно Приложению 40 с указанием в качестве технического средства, как минимум, скважины.
Согласно схеме на участке недр, испрашиваемом в пользование, расположена скважина N ГКВ 46210351.
Вместе с тем, общество вместе с заявлением предоставило лишь паспорт скважины N 1285, а паспорт в отношении скважины N ГКВ 46210351 представлен не был.
Из паспорта скважины N 1285 не представляется возможным соотнести месторасположение скважины, и другие идентифицирующие признаки на местности.
Доводы общества о том, что изначально был составлен паспорт разведочно-эксплуатационной скважины на воду N 1285, а затем паспорт и учетная карточка скважины направлялись в Территориальный центр государственно мониторинга состояния недр, где скважине был присвоен уникальный номер ГВК N 46210351, в то время как у общества отсутствует обязанность по получению нового паспорта, не могут быть приняты во внимание, поскольку обществом заинтересованному лицу не были представлены пояснения относительно смены уникального номера скважины и доказательства их подтверждающие, в связи с чем, у Министерства отсутствовали основания для вывода о соответствии месторасположения скважины, и других идентифицирующих признаков на местности.
Заинтересованным лицом также указано, что карта-схема расположения участка недр содержит противоречивую информацию о номере скважины: согласно схеме, на участке недр расположена скважина N 46210351, в то время на схеме приведены координаты скважины N ГВК 46210351.
В границах испрашиваемого участка недр расположена часть здания (сооружения) в то время как, согласно требованиям Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки.
При изложенных обстоятельствах, заинтересованное лицо правомерно пришло к выводу о наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2021 по делу N А41-16555/21 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16555/2021
Истец: ЗАО "Археопан"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области