11 октября 2021 г. |
Дело N А83-1000/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 октября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,
при участии в заседании:
от истца
ИП Мензатов Р. А. не явился, извещен надлежаще;
от ответчиков:
Управление труда и социальной защиты
населения Администрации Черноморского
района Республики Крым Сазовнова Г.Б. (начальник, выписка из
ЕГРЮЛ);
Администрация Черноморского района
Республики Крым Шумкова Е.И. (дов. от 06.09.2021);
от третьих лиц:
Финансовое управление Администрации
Черноморского района Республики Крым не явился, извещены надлежаще;
Министерство транспорта Республики Крым не явился, извещены надлежаще;
Министерство труда и социальной защиты
Республики Крым Бортник Н.А. (дов. N 2 от 11.01.2021);
Совет министров Республики Крым не явился, извещены надлежаще;
Министерство экономического развития
Республики Крым не явился, извещены надлежаще;
МКУ "Управление муниципальными
закупками" не явился, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мензатова Ризы Асановича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года по делу N А83-1000/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мензатов Риза Асанович (далее - ИП Мензатов Р.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Черноморского района Республики Крым о взыскании убытков в сумме 482 294,00 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены - Финансовое управление Администрации Черноморского района Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым и Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ИП Мензатов Р.А. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил положения Постановления Совета министров Республики Крым от 04.09.2019 N 499 от 23.10.2019, поскольку данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 23.08.2019. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции неверно определил дату возникновения правоотношений между сторонами, поскольку правоотношения возникли 06.02.2017, что подтверждается соглашениями N 20-25, в связи, с чем изменения принятые 23.10.2019 на правоотношения между сторонами не распространяются.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 апелляционная жалоба ИП Мензатова Р.А. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года по делу N А83-1000/2020 оставлена без движения.
От ИП Мензатова Р.А. поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 14 час. 15 мин., 22.09.2021.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 судебное разбирательство отложено на 10 час. 00 мин., 04.10.2021.
Управление труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Черноморского района Республики Крым в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 04.10.2021 представители ответчиков возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили отказать в её удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в судебном заседании 04.10.2021 возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в её удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание 04.10.2021 не обеспечили, извещены надлежаще.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей сторон по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании Соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам, не являющимися муниципальными учреждениями и индивидуальными предпринимателями из бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по льготному проезду от 06.02.2017 года, заключенных между ИП Мензатовым Р.А. (далее - истец) и Управлением труда и социальной защиты населения администрации Черноморского района Республики Крым N 20-25 (далее - Соглашения), истец осуществил пассажирские перевозки в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым по маршрутам: N 1 (ул. Черниговская с. Калиновка-ул. Киммерийская пгт. Черноморское; N 2 (кольцевой ул. 60 лет СССР с. Новосельское - ул. 60 лет СССР с. Новосельское); N 3 (перекрёсток улиц Гагарина-Ленина с. Новосельское-ул. Западная пгт. Черноморское); N 3а (ул. Западная пгт. Черноморское - перекрёсток улиц Гагарина - Ленина с. Новосельское); N 6 (с. Зоряное - пгт. Черноморское); N 7 (с. Кировское - пгт. Черноморское).
Согласно п. 1.1 названных Соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и индивидуальным предпринимателям из бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по льготному проезду, заключённых между мною и Управлением труда и социальной защиты населения администрации Черноморского района Республики Крым, предусматривают, главный распорядитель предоставляет Получателю субсидию на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесённых затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым на соответствующий финансовый год.
Согласно с п. 1.3. Соглашений, источником финансового обеспечения предоставления Субсидии являются средства бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым на 2019 год, предусмотренные решением 119-го (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 25 декабря 2018 года N 1160 "О бюджете муниципального образования Черноморский район Республики Крым на 2019 год на плановый период 2020 и 2021 годов" по коду бюджетной классификации бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым 82010031010070010811.
Таким образом, в соответствии с заключенными договорами Управление труда и социальной защиты населения Администрации Черноморского района Республики Крым, являясь заказчиком, обязалось возместить потери в доходах, возникающих в результате предоставления права на льготный проезд на перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении.
Истец исполнил принятые по договору обязательства, оказав в спорный период услуги по перевозке льготной категории граждан.
Истец считает, что потери за сентябрь - октябрь 2019 составили 482 294 руб.00 коп, что подтверждается соответствующими расчетами сумм возмещения убытков, актом сверки взаиморасчетов.
При этом, ответчиком в лице Управления труда и социальной защиты населения администрации Черноморского района Республики Крым, ответом за исх. N 2500 от 27.11.2019 года на соответствующее обращение истца отказано в возмещении недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по льготному проезду за сентябрь - октябрь 2019 года в сумме 482 294 (четыреста восемьдесят две тысячи двести девяносто четыре) руб.00 коп. на основании того, что комиссией Черноморского муниципального образования Республики Крым на сентябрь - октябрь 2019 года не утверждены коэффициенты соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд. Кроме того, в соответствующих возражениях ответчиком указано на отсутствие - фото и - видео фиксации пассажиропотока в спорный период.
Как полагает истец, не возмещение последнему недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по льготному проезду за сентябрь - октябрь 2019 года является для него убытком, размер которого составил 482 294 руб.00 коп.
С целью урегулирования возникшего спора, 13.12.2019 года в адрес ответчиков истцом направлены письменные претензии. Претензии оставлены без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
За перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 ГК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно требованиям статьи 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
Статья 309 указанного Кодекса гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства, как того требует статья 310 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, то при рассмотрении данной категории дел в предмет судебного исследования входит вопрос, связанный с фактом оказания услуг и размером понесенных предприятием расходов.
Так, истец считает, что невозмещение ему расходов по провозу льготной категории граждан в размере 482 294,00 руб., являются для последнего убытками.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в том числе, путем возмещения убытков.
По правилам статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска.
Из содержания статей 15, 393 ГК РФ следует, что при обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков истцу необходимо доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, причинения убытков, их размер, причинную связь между нарушением обязательств и наступившими последствиями.
Согласно с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 401 ГК РФ вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой 1 ГК РФ" размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Возмещение убытков как мера ответственности носит компенсационный характер и направлено на восстановление правового и имущественного положения потерпевшего лица. Отказом в правомерном возмещении убытков потерпевшего (кредитора) поддерживается (стимулируется) правонарушающее поведение должника (постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 N 16674/12).
В соответствии со ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Правоотношения между сторонами возникли из обязательств по обеспечению перевозок льготных категорий граждан и возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, и регулируются Федеральным Законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35- ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 34-ЗРК/2014 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым", Порядком возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, Постановлением Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 679 "Об утверждении Порядка использования и распределения межбюджетных трансфертов на социальную защиту за счет субвенций из бюджета Республики Крым местным бюджетам" и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся (в том числе) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; по этим вопросам непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 34 - ЗРК/2014 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым" органы местного самоуправления в городских округах наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания приведенной в этой норме категорий граждан, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по льготному проезду.
Статьей 3 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35- ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 10 декабря 2014 года) установлено, что гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки (в том числе) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 575 (в редакции, действовавшей в период спорного правоотношения) возмещение юридическим лицам, предоставляющим услуги по перевозке пассажиров автомобильным, городским и пригородным наземным электрическим транспортом общего пользования, осуществляется органами труда и социальной защиты населения за фактически предоставленные гражданам меры социальной поддержки по льготному проезду.
Перевозчик осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан на городских маршрутах регулярного сообщения - по формуле, в том числе с применением коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров оплативших проезд, который определяется на отчетный год в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов ежемесячного обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - Комиссия); в случае необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться; в 2015 году коэффициент определяется на основании актов обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются Комиссиями; в состав Комиссии входят должностные лица органов местного самоуправления, представители общественных организаций ветеранов и инвалидов; состав Комиссии и график обследования утверждается решением 7 органа местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (пункт 3).
Пункт 5 Порядка N 575 определяет, что перевозчики ежемесячно до 2- го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в органы труда и социальной защиты населения расчет стоимости услуг, предоставленных гражданам в предыдущем месяце, счет или счета-фактуру, акт сверки; акт сверки подписывается руководителем органа труда и социальной защиты населения и лицом, отвечающим за финансовую работу, перевозчиком в лице руководителя и главного бухгалтера (при наличии) и скрепляется печатью с обеих сторон; расчет стоимости услуг подписывается перевозчиком в лице его руководителя и главного бухгалтера (при наличии).
Возмещение перевозчику расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте (пункт 6).
Пункт 9 Порядка N 575 возлагает на перевозчика ответственность за достоверность информации об объеме и правильности расчетов предоставленных мер социальной поддержки и соответствие сумм, предъявленных к оплате, фактическим расходам на предоставление названных скидок.
В случае выявления фактов искажения перевозчиками данных, перечисление им денежных средств приостанавливается до определения истинных объемов потребности в средствах, подлежащих возмещению.
Излишне перечисленные перевозчику бюджетные средства подлежат возврату на расчетный счет органа труда и социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней с момента выявления нарушения. Аналогичный порядок расчетов воспроизведен в пунктах 3.6, 3.7 договоров по возмещению перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду от 30.01.2018 N N 21,22.
Факты искажения перевозчиком данных в представленных расчетах применительно к существующим между сторонами правоотношениям Управлением выявлены не были.
При этом истцом не учтено следующее.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 4 сентября 2019 г. N 499 с 23.08.2019 г. внесены изменения в подпункт 10.1 пункта 10 раздела II Порядка расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований на компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на авто-, электро- и железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. N 575 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке расходования субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований на компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на авто-, электро- и железнодорожном транспорте" (далее - Порядок), в связи с чем, п. 10 изложен в следующей редакции:
10. Перевозчик осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан:
10.1. На городских маршрутах регулярного сообщения - по формуле:
СР = В х к, где:
СР - средства, подлежащие компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан;
В - сумма выручки, полученная в отчетном периоде, за перевозку платных пассажиров по соответствующему маршруту;
к - коэффициент соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд (далее - Коэффициент).
Коэффициент определяется комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - Комиссия), созданными органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
В состав Комиссии входят должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (в том числе представитель департаментов (управлений) труда и социальной защиты населения), представители общественных организаций ветеранов и инвалидов. Состав Комиссии и график обследования утверждаются решением органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
Коэффициент на отчетный месяц определяется до 15 числа отчетного месяца на основании актов обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, по каждому маршруту регулярных перевозок. Количество фактически перевезенных пассажиров подлежит сопоставлению с количеством пассажиров по результатам фото- и видеосъемки в дни проведения обследований пассажиропотока на маршруте.
Коэффициент подлежит обязательному согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Крым, Министерством транспорта Республики Крым в случае его повышения.
Методика проведения обследования пассажиропотока по маршрутам регулярных перевозок в Республике Крым (далее - Методика) указана в приложении 3 к Порядку, а именно:
В п. 1.9 раздела 1 указано, что комиссия ежемесячно осуществляет обработку первичных данных и результатов, полученных учетчиками в ходе проведения обследования и предоставленных в Комиссию. Данные сравниваются с пассажиропотоком, определенным в ходе фото- и видеосъемки в дни проведения обследований пассажиропотока на маршруте. На основании полученных результатов обследования рассчитывается Коэффициент, который утверждается протоколом заседания Комиссии.
В п. 2.2 раздела 2, указано, что обследование осуществляется до 15 числа отчетного месяца на каждом отдельном маршруте в течение 2-х календарных дней месяца (1 будний день, 1 выходной) по не менее чем 20% маршрутных графиков на данном маршруте регулярных перевозок в Республике Крым, который не обслуживается на автостанционной сети.
В случае если в выходные дни единицы подвижного состава (далее - ЕПС) не осуществляются перевозки пассажиров по маршруту, обследование проводится в течение 2 будних дней.
В дни проведения обследований в обязательном порядке осуществляется фото- и видеосъемка, подтверждающие факт фиксации пассажиропотока на маршруте.
В п. 2.3 раздела 2 указано, что в рамках обследования проводится подсчет количества бесплатно перевезенных пассажиров и количества пассажиров, оплативших проезд, за каждый рейс ЕПС.
Фото- и видеосъемкой, осуществленными в дни проведения обследований, подтверждается общий пассажиропоток па маршруте.
Пп. 4.2.3 п. 4.2 раздела 4 предусмотрено, что на основании фото- и видеосъемки Комиссией определяется общий пассажиропоток, который сравнивается с итоговыми данными количества вошедших пассажиров в ЕПС.
При этом, истцом каких-либо фото (видео) материалов истцом ответчику (Управлению) не представлялось. Указанное, истцом в процессе рассмотрения дела не оспаривалось.
В связи с тем, что в дни проведения обследования пассажиропотока отсутствовала фото- и видео - съемка комиссией не представилось возможным произвести обработку первичных данных и результатов, полученных учетчиками в ходе проведения обследования, ввиду чего, невозможно определить количество бесплатно перевезённых пассажиров.
Истец осуществил расчет убытков по формуле, без учета соответствующего коэффициента.
Согласно правовому подходу, сформулированному в Определениях Верховного Суда РФ от 18.03.2015 N 305-ЭС14-5764 по делу N А40- 127496/2013, от 18.03.2015 Ж305-ЭС14-5322 по делу N А40-143309/2013, от 10.02.2015 N 305-ЭС14-2410 по делу N А40-47509/2013, возмещение выпадающих доходов производится в соответствии со специально принятым нормативным-правовым актом, который истцом в установленном порядке не признан недействительным.
Довод подателя жалобы о том, что изменения в Постановление, принятые 23 октября 2019 не могут, распространяется на правоотношения возникшие с 23 августа 2019, поскольку изложенное обязывает совершать действия, которые на момент события предусмотреть было невозможно. Так, ввиду того, что предметом спора является взыскание компенсации за сентябрь - октябрь 2019 года (период когда ответчик применил положение постановления СМ РК ухудшающее положение предпринимателя, в части невыполнимых требований) предоставление видеосъемки, подтверждающую факт фиксации пассажиропотока в дни проведения обследований пассажиропотока на маршруте за периоды когда данное положение не действовало, в связи с чем, по мнению истца, отказ ответчика со ссылкой на отсутствие видеосъемки и коэффициента несостоятельны.
Коллегия судей отклоняет, поскольку вышеуказанное постановление Совета министров Республики Крым с учетом его изменений является действующим, истцом в судебном порядке не обжаловалось, являются действующими нормативными актами, установившими порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов транспортных предприятий, то отсутствуют основания для применения иной методики расчета.
Поскольку расчет истца не доказывает размер фактических затрат, понесенных на перевозку льготных категорий граждан, то есть наличие убытков и их размер, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, коллегия судей принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.11.2020, оставленным в силе Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делуN А83-5470/2018, исковые требования удовлетворены: суд признал недействительными муниципальные контракты:
- N 15 от 06 февраля 2017 года на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому трафику по муниципальному маршруту, заключенный между Администрацией Черноморского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Мензатовым Ризой Асановичем.
- N 16 от 06 февраля 2017 года на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому трафику по муниципальному маршруту, заключенный между Администрацией Черноморского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Мензатовым Ризой Асановичем.
- N 17 от 06 февраля 2017 года на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому трафику по муниципальному маршруту, заключенный между Администрацией Черноморского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Мензатовым Ризой Асановичем.
- N 18 от 06 февраля 2017 года на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому трафику по муниципальному маршруту, заключенный между Администрацией Черноморского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Мензатовым Ризой Асановичем.
- N 19 от 06 февраля 2017 года на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому трафику по муниципальному маршруту, заключенный между Администрацией Черноморского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Мензатовым Ризой Асановичем.
Таким образом, у истца отсутствует какое-либо право на осуществление перевозок пассажиров, в том числе и льготной категории.
Данное свидетельствует об отсутствии причинной связи между нарушением обязательства и понесенными истцом убытками, а соответственно об отсутствии вины ответчика в понесенных истцом и заявленных ко взысканию убытков.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказан факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком по Договорам, наличие у него указанных истцом обязательств, причинения убытков, причинную связь между нарушением обязательств и наступившими последствиями, ввиду чего, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, и не опровергнуты ответчиком в порядке, установленном нормами АПК РФ, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года по делу N А83-1000/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мензатова Ризы Асановича без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1000/2020
Истец: ИП Мензатов Риза Асанович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Министерство транспорта Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками", Совет Министров Республики Крым, ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ