г. Вологда |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А05-4456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 октября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Селецкой С.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2020 года по делу N А05-4456/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к индивидуальному предпринимателю Вашкевичу Алексею Васильевичу (адрес: 164610, Архангельская область, Пинежский район; ОГРНИП 304291912100020, ИНН 291901569580, далее - Предприниматель) о взыскании 1 273 984 руб. 85 коп. доначисленной арендной платы за 2017-2018 гг. по договору аренды лесного участка N 802 от 27.11.2009, в том числе 271 709 руб. 53 коп. в федеральный бюджет, 1 002 275 руб. 32 коп. в областной бюджет.
Решением суда от 14 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что судом не дана оценка доводам истца о недопустимости изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, а также дополнительному соглашению с точки зрения его несоответствия нормам закона. Требование о взыскании задолженности заявлено в пределах срока исковой давности.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 года производство по делу приостанавливалось на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до принятия судебного акта Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу N А05-4745/2020.
В связи с принятием Арбитражным судом Северо-Западного округа 26.01.2021 постановления по делу N А05-4745/2020 определением апелляционного суда от 01 февраля 2021 года производство по настоящему делу возобновлено.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 года производство по делу вновь приостанавливалось на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта по делу N А05-3363/2021 по иску Предпринимателя к Министерству о внесении в договор аренды лесного участка от 27.11.2009 N 802.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2021 года иск Предпринимателя удовлетворен.
Действие внесенных судом изменений распространено на взаимоотношения, возникшие между Министерством и Предпринимателем в рамках договора аренды лесного участка от 27.11.2009 N 802, начиная с 26.04.2013.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 решение арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2021 оставлено без изменения.
Определением апелляционного суда от 18.08.2021 года производство по настоящему делу возобновлено.
Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в апелляционный суд не направило. Судебное заседание состоялось без участия представителей истца в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Предприниматель в отзыве на жалобу указал, что в связи с вступлением в законную силу решения суда по делу N А05-3363/2021 оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции, на основании протокола от 17.11.2009 N 10-09/2 о результатах открытого аукциона Министерство (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 27.11.2009 N 802 сроком действия с 27.11.2009 по 26.11.2034.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора арендодатель обязуется предоставить арендатору, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, со следующими характеристиками: местоположение: Архангельская область, Пинежский район, Пинежское лесничество, Пинежское сельское участковое лесничество (участок совхоз "Пинежский"), кв. N 44,45,47-50,53,57,61-63,65, условный номер 11:248:18:0836, площадь - 2675 га. Лесной участок передается арендатору для целей заготовки древесины в объемах, предусмотренных в приложении N 3.
Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке 29.12.2009.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 27.11.2009.
На основании пункта 3.4.2 договора арендатор обязался вносить арендную плату за пользование лесным участком в размерах и сроки, установленные в ежегодно подписанных Протоколах согласования размера арендной платы.
Пунктом 2.1 договора установлен годовой размер арендной платы в размере 968 825 руб. в год, в том числе в части минимального размера платы - 206 626 руб., в части превышающего минимальный размер платы - 762 199 руб. Годовой размер арендной платы определен на основании протокола о результатах аукциона от 17.11.2009 N 10-09/2, исходя из начальной цены аукциона и количества шагов аукциона - коэффициента аукционной надбавки.
В соответствии с пунктом 2.2 договора начальная цена предмета аукциона установлена как произведение минимального размера арендной платы, определенной в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и сложившегося за прошедший отчетный период коэффициента соотношений средней стоимости 1 куб.м. обезличенной древесины, отпускаемой на корню, и средней стоимости минимального размера арендной платы по лесным участкам, находящимся во владении арендодателя (коэффициент превышения - 1,4427).
Пунктом 2.3 договора стороны условились, что годовой размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2.4 договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством РФ об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3 настоящего договора и фиксируется в Протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения N 4, подписываемом обеими сторонами. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.
Пунктом 2.6 договора аренды предусмотрено, что при изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
Согласно подписанному сторонами протоколу согласования размера и сроков внесения арендной платы (приложение N 4 к договору) размер арендной платы определен исходя из объема лесопользования 3800 куб. м с применением ставки платы за 1 куб. м древесины по сплошным рубкам 79,68 руб., по выборочным рубкам 49,63 руб.
Поскольку коэффициент индексации не изменился и был равен 1,3 в 2009 и 2010 годах, то первоначально арендная плата на 2010 год не изменилась и была идентична 2009 году.
В связи с постановкой лесного участка на кадастровый учет сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 от 20.07.2010, согласно которому Предпринимателю в аренду передаются лесные участки с кадастровыми номерами 29:14:142001:311, 29:14:140801:262, 29:14:142001:312, общей площадью 2881,0505 га. Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию.
Согласно дополнительному соглашению изменился среднегодовой объем использования лесов, предусмотренный в приложении N 3. После подписания данного соглашения среднегодовой объем использования лесов составлял 2,4 куб. м, в том числе сплошные рубки - 0,8 куб. м, выборочные рубки - 1,8 куб. м.
В связи с изменением условий договора до арендатора был доведен измененный протокол согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2010 год.
Согласно измененному протоколу был рассчитан объем использования лесов с учетом дополнительного соглашения от 20.07.2010 N 1 и составил 3327 куб. м, в том числе сплошные рубки - 679 куб. м, выборочные рубки - 2648 куб. м.
Размер арендной платы на 2010 год составил 869 876 руб., в том числе минимальный размер - 185 523 руб., превышающий размер - 684 353 руб.
Аналогичным образом рассчитывался размер арендной платы на 2011 и 2012 годы, с учетом среднегодового объема лесопользования, предусмотренного дополнительным соглашением от 20.07.2010.
Дополнительным соглашением N 1 в раздел II был добавлен пункт 2.9 следующего содержания: "Годовой размер арендной платы пересчитывается на установленный договором аренды среднегодовой объем использования с учетом сложившейся ставки по набору лесосек, заявленных в лесной декларации на соответствующий год.".
Арендатором был направлен в Министерство протокол разногласий по размеру арендной платы и порядка ее внесения на 2012 год.
В связи с пунктом 2.9 договора аренды N 802 ставки платы были пересмотрены исходя из средней стоимости 1 куб. м древесины по минимальным ставкам, определенным по материальной денежной оценке лесосек, заявленных в лесной декларации на 2012 год.
Согласно лесным декларациям Предприниматель запланировал к заготовке по выборочным рубкам 1684 куб. м, по сплошным рубкам 720 куб. м. Материально денежная оценка лесосек по выборочным рубкам составила 32 334.74 руб., по сплошным рубкам - 24 180,85 руб. Таким образом, ставка платы за 1 куб. м по выборочным рубкам составила 32 334,74/1684 = 19, 20 руб., по сплошным рубкам -24180,85/720 = 33,58 руб.
Данные ставки использовались при расчете размера арендной платы за 2012 год. Арендатору бы направлен измененный протокол согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2012 год с учетом новых ставок.
На 2013 год арендная плата была рассчитана по договорным ставкам (протокол согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2013год).
Арендатор 20.03.2013 обратился в Министерство с заявлением о внесении изменений в договор аренды в связи с изменением размера ежегодной заготовки древесины.
Стороны 26.04.2013 подписали соглашение о внесении изменений и дополнений N 2 в договор аренды лесных участков от 27.11.2009 N 802 (дата государственной регистрации - 06.06.2013), которым был изменен среднегодовой объем использования до 3100 куб. м, из них по сплошным рубкам - 2,8 куб. м, по выборочным 0,3 куб. м, а также изменен размер арендной платы.
В последующем, арендная плата с 2013 по 2020 года рассчитана с учетом соглашения N 2 и менявшихся коэффициентов индексации.
Согласно Протоколу на 2017 год ежегодный размер арендной платы за лесной участок рассчитан в сумме 602 545, 10 руб., из которых 128 508 руб. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 3 474 037, 10 руб. с применением повышающего коэффициента в бюджет субъекта.
Согласно Протоколу на 2018 год ежегодный размер арендной платы на 2018 год рассчитан в сумме 865 983, 92 руб., из которых 184 693 руб. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 681 290, 92 руб. в части превышений в областной бюджет.
В 2010-2018 годах Предприниматель внес арендную плату в размере, определенном вышеуказанными Протоколами согласования размера арендной платы, задолженности по арендной плате не имеется, что сторонами по делу не оспаривается.
Письмом от 26.02.2020 N 204-11-14/1939 Министерство сообщило Предпринимателю о доначислении арендной платы за 2017 год в сумме 522 779 руб. 89 коп. и за 2018 год в сумме 751 204 руб. 96 коп., всего на сумму 1 273 984 руб. 85 коп.
Доначисленная сумма арендной платы составляет разницу между размером арендной платы, определенным по ставкам арендной платы исходя из условий договора аренды в первоначальной редакции, и размером арендной платы, определенным по ставкам арендной платы исходя из условий дополнительного соглашения от 26.04.2013 N 2.
В письме от 26.02.2020 N 204-11-14/1939 Предпринимателю предложено уплатить доначисления в бюджеты в течение 30 дней с момента его получения, из письма также следует, что доначисление произведено на основании предписания Рослесхоза от 04.10.2019 N 20/2019 "Об устранении выявленных нарушений при использовании органами государственной власти Архангельской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".
Поскольку Предприниматель доначисления арендной платы не уплатил, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении иска, согласившись с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Апелляционный суд, учитывая положения пункта 1 статьи 181, пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснения, приведенные в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", правовую позицию суда кассационной инстанции по аналогичному делу N А05-4745/2020, находит ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске Министерством срока исковой давности, вместе с тем не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения рассматриваемого договора аренды) устанавливалось, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ устанавливалось, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, нормами статьи 74 ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (часть 1), но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников (часть 2).
При этом в силу наличия специальных норм исключается применение норм гражданского законодательства (статья 451 ГК РФ) в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, в том числе в случае изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13 (далее - постановление Президиума ВАС РФ N 12157/13)).
В силу статьи 168 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения спорных дополнительных соглашений, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Договор, заключаемый вопреки явно выраженному законодательному запрету, ущемляет публичные интересы, является ничтожным.
Поскольку дополнительное соглашение к спорному договору аренды лесного участка было подписано сторонами с нарушением части 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливавшей запрет на внесение по соглашению сторон изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, данное дополнительное соглашение в силу статьи 168 ГК РФ является недействительным (ничтожным).
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает следующее.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553, толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды, заключенный по итогам торгов, стало возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований. Судебный контроль позволит предотвратить злоупотребления при осуществлении лесопользования, проверить наличие и отсутствие оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор.
В данном случае апелляционным судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2021 года по делу N А05-3363/2021 удовлетворены исковые требования Предпринимателя к Министерству о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 27.11.2009 N 802 путем изложения приложений N 2, N 3, N 4 к договору в предлагаемой Предпринимателем редакции, а также о распространении действия данных изменений на взаимоотношения, возникшие между сторонами в рамках договора аренды лесного участка от 27.11.2009 N 802, начиная с 26.04.2013.
Изменения, внесенные на основании вышеназванного решения суда, соответствуют условиям дополнительного соглашения N 2 от 26.04.2013 к договору аренды лесного участка N 802 от 27.11.2009.
В период 2017-2018 гг. между сторонами были подписаны протоколы согласования размера арендной платы на 2017 год и 2018 год. Объемы лесопользования и ставки платы, на основании которых были подписаны протоколы, соответствуют внесенным судом изменениям.
Согласно актам сверки по состоянию на 01.01.2018 и 01.01.2019 за ответчиком задолженность по спорному периоду не числится.
С учетом указанных обстоятельств оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 августа 2020 года по делу N А05-4456/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4456/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: ИП Вашкевич Алексей Васильевич
Третье лицо: АС Архангельской области, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд