г. Челябинск |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А34-5685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.07.2021 по делу N А34-5685/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу - Попов Е.В. (доверенность от 11.01.2021, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Пальмира" - Сысолятина Т.Н. (доверенность от 26.08.2021, диплом).
Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пальмира" (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что продавец может являться субъектом вменяемого правонарушения; покупатель в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации при принятии товара должен был удостовериться в его качестве. ООО "Пальмира", являясь участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, несет ответственность за соответствие реализуемой им алкогольной продукции требованиям законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции.
В представленном отзыве общество ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании задания административного органа (т.1, л.д. 20) на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 03.11.2020 N пп5-780/04-06, проведен анализ сведений об обороте алкогольной продукции (пивных напитков), зафиксированных в ЕГАИС за период с 01.04.2020 по 03.11.2020, в отношении ООО "Пальмира", которое осуществляет свою деятельность по адресам: Курганская область, Кетовский район, с. Введенское, ул. Пушкина, д.1, литера В, оф. 3, Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, д. 57 Б, стр. 8.
13.11.2020 о результатах мероприятий составлен отчет (т.1, л.д. 22-23).
20.11.2020 управлением вынесен приказ о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Пальмира" (л.д. 44-51 том 1).
20.11.2020 управлением составлено и направлено в Прокуратуру Курганской области заявление о согласовании органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "Пальмира" (л.д. 52 том 1).
23.11.2020 заместителем прокурора Курганской области принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Пальмира", зарегистрированного по адресу: ул. Пушкина, д. 1, литера В, оф. 3 с. Введенское, Кетовского района Курганской области (л.д. 55 том 1).
04.12.2020 управлением внесены изменения в приказ от 20.11.2020 N 429 о проведении внеплановой проверки ООО "Пальмира".
В период с 24.11.2020 по 21.12.2020 на основании обозначенного выше приказов управления от 20.11.2020, 04.12.2020 о проведении процессуальных действий в отношении общества, сотрудниками административного органа осуществлен выезд к месту нахождения общества по вышеуказанному адресу с целью совершения проверочных мероприятий.
07.12.2020 уполномоченными должностными лицами административного органа в присутствии двух понятых и законного представителя ООО "Пальмира" составлен протокол отбора образов (проб) N 04-08/429 (л.д. 149 -152 том 1).
07.12.2020 в ходе осмотра установлено, что по адресу г. Курган, ул. Омская, 181В, расположено складское помещение, в котором общество осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции (пива и пивных напитков). В данном складском помещении находится алкогольная продукция (пивные напитки) (наименование алкогольной продукции, дата розлива, количество отобранных образцов (проб), количество алкогольной продукции, находящейся в складском помещении приведены в таблице N 1 протокола отбора образов (проб) N 04-08/429 от 07.12.2020. Согласно обозначенному протоколу взяты образцы алкогольной продукции, необходимые для проведения экспертизы соответствия продукции требованиям действующих технических регламентов и стандартов.
27.01.2021 административным органом составлен акт внеплановой выездной проверки юридического лица N У5-а9/04-06.
27.01.2021 административный орган протоколом ареста N АП04- 2020/010-ЮЛ (т.1, л.д. 121-123) осуществил арест следующей алкогольной продукции:
1. напиток пивной "Позитивити Лайм-Мята со вкусом лайма-мяты", фильтрованный, пастеризованный, креп. 4,5 % емк. 0,45 л., дата розлива 26.09.2020, производства ООО "Водоцикл" в количестве 614 штук, напиток пивной "Позитивити Лимон со вкусом лимона", фильтрованный, пастеризованный, креп. 4, 5 %, емк. 0, 45 л., дата розлива 05.07.2020, производства ООО "Водоцикл", в количестве 563 штук, напиток пивной "Со вкусом белого винограда", фильтрованный, пастеризованный, креп. 6, 5 %, емк. 0,5 л., дата розлива 30.01.2020, производства ООО "Водоцикл" в количестве 1 384 штук, напиток пивной "Со вкусом вишни", фильтрованный, пастеризованный, креп. 6, 5 %, емк. 0, 5 л., дата розлива 31.01.2020, производства ООО "Водоцикл" в количестве 1 169 штук, напиток пивной "Со вкусом клюквы", фильтрованный, пастеризованный, креп. 6,5 %, емк. 0,5 л., дата розлива 11.04.2020, производства ООО "Водоцикл" в количестве 1526 штук, напиток пивной "Фольксбрау Барэль со вкусом Тропический Микс", фильтрованный, пастеризованный, креп. 7%, емк. 1,35 л., дата розлива 05.07.2019, производства ООО "Фольксбрау Рус" в количестве 54 штук. Итого, арестовано алкогольной продукции в количестве 5310 штук.
Данное арестованное имущество в количестве 5310 шт. (бутылок) передано на хранение директору ООО "Пальмира".
Проведение экспертизы поручено экспертам экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) управления, а также экспертам экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу по Республике Крым и г. Севастополю.
Результаты экспертиз изложены в экспертном заключении экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу от 25.01.2021 N 421 с приложенными протоколами испытаний от 22.01.2021N 03440.520.1220, 03441.520.1220, 03442.520.1220, 03443.520.1220, 0018/2021, 0019/2021, 0020/2021, 0021/2021, копией протокола органолептического анализа от 12.01.2021 N 282.
Эксперты пришли к выводам о том, что пивной напиток "Со вкусом белого винограда", фильтрованный, пастеризованный, 6,5 % 0,5 л., дата розлива 30.01.2020, производства ООО "Водоцикл" идентификационный номер 03440.520.1220 не соответствует ГОСТ Р 55292-2012 (национальный стандарт Российской Федерации) "Напитки пивные. Общие технические условия" по физико-химическим показателям в части массовой доли двуокиси углерода и пенообразования (пеностойкость, высота пены) и органолептическим свойствам. Органолептические свойства данного напитка определяет ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона, обусловленные особенностями сырья для этого типа напитков. В указанном образце полностью отсутствуют хмелевые и солодовые тона, характерные для продукции, изготовленной на основе пива. Данные факты свидетельствуют либо о полном отсутствии в данных пивных напитках пива, либо о его незначительном содержании, что не соответствует термину "пивной напиток", закрепленному ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", созвучному термину, установленному пунктом 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Пивной напиток "Со вкусом белого винограда", фильтрованный, пастеризованный, 6,5 %, 0,5 л., дата розлива 30.01.2020, производства ООО "Водоцикл", идентификационный номер 03440.520.1220 является спиртосодержащей продукцией с объемной долей этилового спирта 6,2 %,
Пивной напиток "Со вкусом вишни", фильтрованный, пастеризованный, 6,5 %, 0,5 л., дата розлива 31.01.2020, производства ООО "Водоцикл", идентификационный номер 03441.520.1220 не соответствует требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", по физико-химическим показателям в части массовой доли двуокиси углерода и пенообразования (пеностойкость, высота пены) и органолептическим свойствам. Органолептические свойства данного напитка определяет ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона, обусловленные особенностями сырья для этого типа напитков.
В указанном образце полностью отсутствуют хмелевые и солодовые тона, характерные для продукции, изготовленной на основе пива. Данные факты свидетельствуют либо о полном отсутствии в данных пивных напитках пива, либо его незначительном содержании, что не соответствует термину "пивной напиток", закрепленному ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", созвучному термину, установленному пунктом 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Пивной напиток "Со вкусом вишни", фильтрованный, пастеризованный, 6,5%, 0,5 л., дата розлива 31.01.2020, производства ООО "Водоцикл" является спиртосодержащей продукцией с объемной долей этилового спирта: 6,5 %.
Пивной напиток "Со вкусом клюквы", фильтрованный, пастеризованный, 6,5 %, 0,5 л., дата розлива 11.04.2020, производства ООО "Водоцикл", идентификационный номер 03442.520.1220 не соответствует требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", по физико-химическим показателям в части массовой доли двуокиси углерода и органолептическим свойствам. Органолептические свойства данного напитка определяет ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона, обусловленные особенностями сырья для этого типа напитков.
В указанном образце полностью отсутствуют хмелевые и солодовые тона, характерные для продукции, изготовленной на основе пива. Данные факты свидетельствуют либо о полном отсутствии в данных пивных напитках пива, либо его незначительном содержании, что не соответствует термину "пивной напиток", закрепленному ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", созвучному термину, установленному пунктом 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Пивной напиток "Со вкусом клюквы", фильтрованный, пастеризованный, 6,5 %, 0,5 л., дата розлива 11.04.2020, производства ООО "Водоцикл", является спиртосодержащей продукцией с объемной долей этилового спирта: 6,6 %.
Пивной напиток "Фольксбрау Барэль со вкусом Тропический Микс" фильтрованный, пастеризованный, 7%, 1,35 л., дата розлива 03.04.2020, производства "Фольксбрау Рус", идентификационный номер 03443.520.1220 не соответствует требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" по органолептическим свойствам. Органолептические свойства данного напитка определяет ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона, обусловленные особенностями сырья для этого типа напитков.
В указанном образце полностью отсутствуют хмелевые и солодовые тона, характерные для продукции, изготовленной на основе пива.
Данные факты свидетельствуют либо о полном отсутствии в данных пивных напитках пива, либо его незначительном содержании, что не соответствует термину "пивной напиток", закрепленному ГОСТ Р 55292- 2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", созвучному термину, установленному пунктом 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Пивной напиток "Фольксбрау Барэль со вкусом Тропический Микс" фильтрованный, пастеризованный, 7%, 1,35 л., дата розлива 03.04.2020, производства "Фольксбрау Рус" является спиртосодержащей продукцией с объемной долей этилового спирта: 7,0 %.
Административный орган пришел к выводу, что ООО "Пальмира" нарушены требования положений статей 20, 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пункта 13.2 статьи 2, пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ.
По результатам административного расследования и проведенных экспертиз в отношении общества 03.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, N АП04-2021/010-ЮЛ (т.2, л.д. 124-130).
Материалы административного расследования с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом вменяемого события административного правонарушения (нахождение в обороте общества алкогольной продукции - пивных напитков, не соответствующей требованиям государственных стандартов Российской Федерации), общество, как продавец продукции, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ определено, что органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, протокол составлен уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных требований технических регламентов.
В пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) сказано, что субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.
Под напитками, изготавливаемых на основе пива (пивные напитки) понимается алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (пункт 13.2 часть 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в том числе этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая требованиям государственных стандартов, подлежит изъятию из незаконного оборота.
Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1480-ст утвержден ГОСТ Р 55292-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия", распространяющийся на напитки, изготавливаемые на основе пива - пивные напитки.
На основании пунктов 5.1.1, 5.1.2 ГОСТ Р 55292-2012 пивные напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям, с соблюдением требований, установленных [1].
По органолептическим показателям напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1, которая содержит характеристики напитка, соответствующие наименованиям показателя: внешний вид, вкус и аромат, цвет.
В соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 55292-2012 по физико-химическим показателям напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2, которая содержит сведения о том, что объемная доля этилового спирта, %, не более 7 %; массовая доля двуокиси углерода, %, не менее 0,40 %.
По пенообразованию: высота пены не менее 30 мм; пеностойкость не менее 3 мин.
В силу пункта 5.1.4 ГОСТ Р 55292-2012 органолептические и физико-химические показатели (экстрактивность начального сусла или действительный экстракт, объемную долю этилового спирта, кислотность и/или pH, массовую долю двуокиси углерода, высоту пены, пеностойкость), пищевую ценность, сроки годности напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции и/или рецептуре на напиток конкретного наименования.
В соответствии с пунктами 5.4, 5.4.1 ГОСТ Р 55292-2012 маркировку проводят в соответствии с требованиями [6].
Маркировка потребительской тары с пивными напитками - по ГОСТ Р 51074 с нанесением в том числе, следующей информации: значение объемной доли этилового спирта, для безалкогольных напитков - максимальной объемной доли этилового спирта; информация о подтверждении соответствия; обозначение настоящего стандарта.
В силу пунктов 6.2, 8.4 ГОСТ Р 55292-2012 порядок и периодичность контроля показателей, обеспечивающих безопасность напитков, концентрации дрожжевых клеток в нефильтрованных напитках устанавливает изготовитель в программе производственного контроля. Сроки годности напитков конкретных наименований, условия хранения и транспортирования их в течение срока годности устанавливает изготовитель в технологических инструкциях и/или рецептурах на напитки конкретных наименований.
Как усматривается из материалов дела, в качестве события административного правонарушения обществу вменено нахождение в обороте общества алкогольной продукции - пивных напитков, не соответствующей требованиям государственных стандартов Российской Федерации.
В частности, установлено, что образцы алкогольной продукции не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим (вкус, цвет и аромат) и физико-химическим показателям в части пенообразования (высота пены, пеностойкость). Представленные для проведения экспертизы образцы содержат консерванты и подсластители, которые не допускается использовать в напитках на основе пива (пивных напитках). Консерванты и подсластители не являются компонентами, улучшающими качество продукта.
Данные обстоятельства подтверждены экспертными заключениями, протоколами испытаний, протоколами органолептического анализа. Экспертными заключениями подтверждено несоответствие спорной алкогольной продукции требованиям ГОСТ, что, по мнению административного органа, свидетельствует об осуществлении обществом незаконного оборота (хранения) данной продукции.
Установив несоответствие пивных напитков ГОСТ Р 55292-2012, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Пальмира" с учетом события административного правонарушения, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Как указывалось, субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что указанные в пунктах 5.1.3, 5.1.4 ГОСТа Р 55292-2012 требования относятся к процессу производства пивных напитков, контроль за осуществлением которого осуществляет изготовитель. При этом доказательств того, что вышеуказанные отклонения от требований ГОСТа возникли в результате неправильного хранения или транспортировки обществом продукции в материалы дела не представлено. В связи с чем, административным органом сделан неправильный вывод о надлежащем субъекте вменяемого правонарушения.
Указанный вывод соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Доводы управления о том, что на обществе лежит обязанность по проведению контроля за качеством реализуемой им алкогольной продукции; свойства товара могли быть определены визуально при непосредственной приемке товара обществом; отсутствие контроля качества привело к обороту алкогольной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов противоречат существу выявленных несоответствий продукции, которые установлены только по результатам экспертного исследования, вследствие чего покупатель при обычной приемке (визуальный осмотр и наличие сопроводительной документации) не мог и не должен был установить несоответствие продукции требования ГОСТа Р 55292-2012.
Недоказанность административным органом наличия в действиях ООО "Пальмира" события, административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем судом первой инстанции правомерно отказано в привлечении ООО "Пальмира" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ судом первой инстанции разрешен вопрос об изъятой продукции, указанной в протоколе ареста N АП04-2020/010-ЮЛ от 27.01.2021.
В абзаце 2 пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 установлено, что конфискация, может быть применена арбитражным судом только в том случае, если этот вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. Санкцией 43 КоАП РФ такой вид наказания как конфискация не предусмотрен.
В то же время в абзаце первом пункта 15.1 названного постановления указано, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
При проведении административным органом проверки наложен арест на алкогольную продукцию, в том числе:
- напиток пивной "Со вкусом белого винограда", фильтрованный пастеризованный, креп. 6,5%, емк. 0,5 л., дата розлива 30.01.2020, производства ООО "Водоцикл" в количестве 1 384 штук;
- напиток пивной "Со вкусом вишни", фильтрованный пастеризованный, креп. 6,5%, емк. 0,5 л., дата розлива 31.01.2020, производства ООО "Водоцикл" в количестве 1 169 штук;
- напиток пивной "Со вкусом клюквы", фильтрованный пастеризованный, креп. 6,5%, емк. 0,5 л., дата розлива 11.04.2020, производства ООО "Водоцикл" в количестве 1 526 штук;
- напиток пивной "Фольксбрау Барэль со вкусом Тропический Микс", фильтрованный пастеризованный, креп. 7%, емк. 1,35 л., дата розлива 05.07.2019, производства ООО "Фольксбрау Рус" в количестве 54 штук; протокол ареста N АП04-2020/010-ЮЛ от 27.01.2021.
Поскольку в рамках настоящего дела предметом исследования являлась продукция, указанная в позициях 3-6 протокола ареста N АП04-2020/010-ЮЛ от 27.01.2021, а также справки о месте нахождения алкогольной продукции, подлежащей конфискации (т.2, л.д.145), то продукция по указанным позициям правомерно направлена судом первой инстанции на уничтожение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.07.2021 по делу N А34-5685/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5685/2021
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
Ответчик: Общество с ограниченной отвественностью "Пальмира"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Свердловской области