г. Челябинск |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А47-9210/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киреева П.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства физической культуры и спорта Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2021 по делу N А47-9210/2021.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным представления N 53-09-32/19-3019 от 22.06.2021 в части пунктов 8, 13, 14, 15, 16, 17.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 26.07.2021 заявление Министерства принято к производству.
Вместе с указанным заявлением Министерством заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия пунктов 8, 13, 14, 15, 16, 17 представления Управления Федерального казначейства по Оренбургской области N 53-09- 32/19-3019 от 22.06.2021 до вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу.
Определением от 29.07.2021 в удовлетворении ходатайства Министерства физической культуры и спорта Оренбургской области о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия пунктов 8, 13, 14, 15, 16, 17 представления Управления Федерального казначейства по Оренбургской области N 53-09-32/19-3019 от 22.06.2021 до вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит определение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт о принятии заявленной обеспечительной меры.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что определение об отказе в принятии обеспечительных мер не соответствует статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указывает на наличие негативных последствий для заявителя в виде возможности привлечения к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Кроме этого апеллянт считает, что суд первой инстанции по сути переквалифицировал ходатайство о применении обеспечительных мер, указав в определении, что рассматривая ходатайство суд фактически должен разрешить (предрешить) спор по существу.
Управление Федерального казначейства по Оренбургской области в своем отзыве на апелляционную жалобу N 53-09-32/14-4936 от 29.09.2021 по доводам жалобы возражает, просит оставить обжалуемое определение без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель полагает, что для защиты своих интересов, необходимо принятие обеспечительных мер в виде приостановления исполнения обжалуемого предписания от 07.04.2021 N 21-1338-2.
В качестве обоснования необходимости применения обеспечительных мер заявитель ссылается на то, что непринятие обеспечительных мер может привести к наступлению негативных последствий для истца в виде привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив доводы заявителя и представленные доказательства, пришел к выводу о недоказанности необходимости принятия испрашиваемой обеспечительной меры.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
На основании части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений. Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленным требованиям, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В пункте 10 Постановления N 55 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности применения обеспечительных мер.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания того, что непринятие требуемых мер по обеспечению иска может привести к причинению значительного материального ущерба предприятию либо затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, лежит на заявителе.
Пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" определено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы; указывая о возможности причинения значительного ущерба, заявитель должен обосновать не только саму возможность такого ущерба, его значительный размер, но и связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость для его предотвращения испрашиваемой обеспечительной меры.
Между тем, заявителем не представлено надлежащих доказательств в подтверждение возможности причинения ответчику значительного ущерба, а также доказательств того, что непринятие обеспечительных мер повлечет затруднительность или невозможность исполнения судебного акта.
Поскольку апеллянт не аргументировал и не доказал документально необходимость применения мер по обеспечению иска, суд первой инстанции, оценив доводы заявителя, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
При рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер и доводов апелляционной жалобы апелляционным судом установлено, что заявителем в обоснование ходатайства не представлены доказательства существования конкретных обстоятельств и доказательств, подтверждающих необходимость принятия обеспечительных мер, каких-либо доказательств причинения значительного материального ущерба Министерству либо затруднения или невозможности исполнения судебного акта, не представлено.
Подача заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, не является безусловным основанием для приостановления действия оспариваемого предписания.
Непринятие обеспечительных мер, истребуемых заявителем, не может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта в случае удовлетворения требований заявителя. Решение суда о признании ненормативного акта недействительным в силу прямого указания закона подлежит немедленному исполнению (часть 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не требует совершения дополнительных действий по его принудительному исполнению, поскольку в силу положений части 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Предполагаемая возможность привлечения к административной ответственности также не свидетельствует о возможности причинения значительного материального ущерба заявителю и не является негативным последствием, предусмотренным ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае привлечения заявителя к административной ответственности, он не лишен возможности защиты своих прав в установленном законом порядке. Более того, поскольку ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным (Постановление Верховного Суда РФ от 17.10.2016 N 309-АД16-10395 по делу N А60-16466/2015), в случае признания оспариваемого предписания недействительным (незаконным) факт не приостановления действия предписания на время рассмотрения дела по существу не влечет в будущем невозможность исполнения соответствующего судебного акта и невозможность защиты прав и законных интересов заявителя.
Иных доказательств в подтверждение возможного ущерба при обращении с ходатайством о принятии обеспечительных мер подателем жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что срок исполнения требований предписания жилищной инспекцией установлен до 30.07.2021. На момент рассмотрения апелляционной жалобы срок исполнения оспариваемого предписания истек. Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает целесообразности применения обеспечительной меры после истечения срока действия оспариваемого предписания.
Доказательств возбуждения в отношении Министерства дела об административном правонарушении в связи с неисполнением оспариваемого предписания в материалах дела не имеется и суду не представлено. Приложенное к апелляционной жалобе определение от 13.08.2021 N 53-19-11/9/2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено в отношении должностного лица - и.о. первого заместителя министра физической культуры и спорта Оренбургской области, а не в отношении заявителя по настоящему делу.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в полном объеме, как не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции.
С учетом указанных обстоятельств оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отказе в применении заявленной истцом обеспечительных мер не имеется. Арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции вопрос об отказе в принятии обеспечительных мер разрешен в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при вынесении судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого определения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по апелляционным жалобам на определение арбитражных судов о принятии обеспечительных мер или об отказе в принятии обеспечительных мер, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2021 по делу N А47-9210/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства физической культуры и спорта Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9210/2021
Истец: Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Оренбургской области
Третье лицо: Восеменадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7692/2022
21.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7372/2022
20.04.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9210/2021
11.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13250/2021