г. Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А41-22828/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала: Королев Д.А., представитель по доверенности от 06.07.2021;
от ОАО "ТВЗ": Пентина М.В., представитель по доверенности от 25.01.2021;
от ООО КОРПОРАЦИЯ "СПЛАВ-ЛТД": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала на решение Арбитражного суда Московской области от 23.07.2021 года по делу N А41-22828/21, принятое по исковому заявлению АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала к ОАО "ТВЗ", третье лицо ООО КОРПОРАЦИЯ "СПЛАВ-ЛТД" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала обратилось в Арбитражный суд Московской области к ОАО "ТВЗ" о взыскании 2 350 031 руб. пени.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО КОРПОРАЦИЯ "СПЛАВ-ЛТД". В процессе судебного разбирательства установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2021 года по делу N А41-22828/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ОАО "ТВЗ" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО КОРПОРАЦИЯ "СПЛАВ-ЛТД", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие. До начала судебного разбирательства через канцелярию суда от ООО КОРПОРАЦИЯ "СПЛАВ-ЛТД" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду неполучения апелляционной жалобы.
Указанное ходатайство отклоняется апелляционным судом, поскольку представитель АО "ФПК" в лице Дальневосточного филиала представил доказательства направления копии апелляционной жалобы ООО КОРПОРАЦИЯ "СПЛАВ-ЛТД" по электронной почте.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение условий договора N ФПК- 19-28 от 14.02.2019 ответчиком (Подрядчик) в адрес истца (Заказчик) передан Товар - вагон N 096 28694, дата постройки 27.02.2020 г. ТверВСЗ, модель 61-4516.02, заводской N 00044. В период гарантийной эксплуатации в пассажирском вагоне N 096 28694 приписки ЛВЧ-1 Хабаровск в ходе комиссионного осмотра выявлено: неисправна автосцепка. При наличии гарантийного срока между Заказчиком и Подрядчиком возникает гарантийное обязательство. Содержание гарантийного обязательства включает право Заказчика требовать от Подрядчика обеспечения надлежащего качества Товара и корреспондирующую ему обязанность обеспечивать его с момента подписания акта приемки Товара до окончания гарантийного срока на Товар. Вагон 096 28694 был отцеплен от состава поезда и отстранен от движения, что подтверждается уведомлением формы ВУ - 23 от 03.06.2020 г. В адрес ТверВСЗ была направлена факсограмма N1604/Д/ЛВЧ-1 о вызове представителя для составления акта-рекламации. Совместно с представителем ответчика 16.06.2020 г. составлен акт-рекламация N50. Вагон N 096 28694 выпущен из ремонта 20.09.2020 г., что подтверждается уведомлением по форме ВУ-36.
Истец указал, что вина ОАО "ТВЗ" была установлена и отражена в акте-рекламации N 50 от 16.06.2020 г. и заключается в нарушении договорных сроков устранения недостатков пассажирского вагона N 096 28694 постройки 27.02.2020 г. Комиссионно установлено, что причиной неисправности автосцепки явилось ненадлежащее качество Товара, поставленного ОАО "ТВЗ". Гарантийные ремонтные работы по выявленным дефектам были проведены силами истца, о чем составлен акт выполненных работ от 20.09.2020 г., уведомление формы ВУ-36 от 20.09.2020 г. Пунктом 21.6 Договора установлено, что гарантия качества на товар включает в себя устранение за счет подрядчика любых недостатков (дефектов) товара, его комплектующих, возникших в период гарантийного срока не по вине заказчика, третьих лиц (за которых подрядчик не отвечает), либо вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. В соответствии с п. 21. 7 договора срок устранения подрядчиком недостатков (дефектов) согласно разделу 21 договора составляет 5 календарных дней с даты, в которую должен быть оформлен акт - рекламация, если иной срок не будет согласован сторонами акте рекламации. Устранение недостатков (дефектов) осуществляется таким образом, чтобы максимально исключить негативные воздействия на эксплуатацию подвижного состава. Также 21.9 Договора предусмотрено, что, если подрядчик не устраняет недостаток (дефект) в течение срока, определенного согласно разделу 21 договора, заказчик вправе самостоятельно устранить недостаток (дефект) либо обратиться с этим к третьему лицу, а подрядчик обязан возместить заказчику все возникающие в связи с этим расходы в течение 30 рабочих дней после получения соответствующего требования заказчиком.
Истец указал в иске, что поскольку акт-рекламация подписан представителями истца и ответчика 16.06.2020, срок устранения неисправности исчисляется с 16.06.2020 по 20.06.2020. Срок для расчета штрафной неустойки с 21.06.2020 по 19.09.2020 составляет 91 календарный день (вагон не эксплуатировался, находился в ожидании ремонта). Руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец начислил ответчику штрафную неустойку за ненадлежащее выполнение работ по вагону N 096 28694 в период гарантийного срока Подрядчиком в размере 2 350 031,01 руб. Претензия N 13913/ФПКФ ДВОСТ от 30.11.2020, направленная истцом в адрес ответчика, была оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как усматривается из материалов дела, в рамках исполнения договора подрядчиком в адрес заказчика поставлен товар, а именно: вагон N 096 28694, постройки 27.02.2020 г. ОАО "Тверской вагоностроительный завод", модель 614516.02, заводской N 00044.
В соответствии с п.21.3 договора подрядчик гарантирует надлежащее функционирование Товара в том числе установленного/отремонтированного подрядчиком, а также соответствие всего исполняемого подрядчиком по настоящему договору условиям, согласованным в договоре, в течение 36 (тридцати шести) месяцев с даты подписания сторонами акта приемки каждой единицы подвижного состава или акта приемки каждого объекта визуализации и документации соответственно ("общий гарантийный срок"), если в договоре не согласовано иного.
Согласно п.21.6 договора гарантия качества на товар включает в себя устранение за счет подрядчика любых недостатков (дефектов) товара, его комплектующих, возникших в период гарантийного срока не по вине заказчика, третьих лиц (за которых подрядчик не отвечает), либо вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
Пунктом 21.10 договора предусмотрено, что стороны обеспечивают ведение рекламационной работы в соответствии с регламентом проведения рекламационной работы в период гарантийной эксплуатации новых пассажирских вагонов локомотивной тяги от 06.02.2012 г. N ФПК-53. В случае наличия противоречий между положениями договора и положениями указанного регламента положения настоящего договора имеют преимущественную силу.
В соответствии с п.2.2.1 Регламента проведения рекламационной работы в период гарантийной эксплуатации новых пассажирских вагонов локомотивной тяги от 06.02.2012 г. N ФПК-53 (далее - регламент), по факту неисправности оборудования вагона, находящегося на гарантии изготовителя, лицо, ответственное за ведение рекламационной работы, составляет уведомление о неисправности и вызове представителя изготовителя.
Истец в адрес ответчика направил факсограмму N 1604/Д/ЛВЧ-1 от 08.06.2020 г.
В порядке раздела 2.3 регламента был составлен акт-рекламация N 50 от 16.06.2020 г., в котором выражено особое мнение ответчика об отсутствии гарантийного недостатка.
Пунктом 21.7 договора предусмотрено, что срок устранения подрядчиком недостатков (дефектов) согласно разделу 21 настоящего договора составляет 5 (пять) календарных дней с даты, в которую должен быть оформлен акт-рекламация, если иной срок не будет согласован сторонами в акте-рекламации.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (ст.314 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 23.8.5 договора, в случае не устранения подрядчиком недостатков (дефектов) в сроки, определенные в разделе 21 договора, подрядчик выплачивает заказчику пеню в размере:
а) 0,05% от цены каждой неисправной единицы товара за каждый календарный день просрочки, но не более 10% от цены каждой неисправной единицы товара. Данная мера ответственности применяется в случае, если наличие таких недостатков (дефектов) не позволяло эксплуатацию товара.
б) 0,01% от цены каждой неисправной единицы товара за каждый календарный день просрочки, но не более 10% от цены каждой неисправной единицы товара. Данная мера ответственности применяется в случае, если наличие таких недостатков (дефектов) позволяло эксплуатацию товара.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с п.1 ст.476 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Согласно уведомлению на ремонт пассажирского вагона N 096 28694 от 03.06.2020 г. в вагоне обнаружена неисправность - трещина на ударной стенке зева и на ударной поверхности малого зуба автосцепки.
Факсограммой исх.N 1604/Д/ЛВЧ-1 от 08.06.2020 г. истец уведомляет о том, что в вагоне N 096 28694 выявлена трещина в наплавленном упрочненном слое корпуса автосцепок и непровары сварных швов тележек.
В акте-рекламации N 50 на узлы и детали вагона, не выдержавшего гарантийного срока после их изготовления, ремонта, модернизации от 16.06.2020 г. в заключении о причинах появления дефектов и определении виновного предприятия комиссия указала на нарушение технологии изготовления, а также не неисправность автосцепки. Согласно данному акту, дефект подтверждается прилагаемым к акту актом осмотра, фотографиями.
В акте комиссионного осмотра пассажирского вагона N 096 28694 отражена выявленная неисправность - трещина корпуса автосцепки.
Ответчиком в акте-рекламации и акте комиссионного осмотра указано на наличие особого мнения, несогласие с выявленным дефектом наплавленного слоя, выполненным с применением индукционно-металлургического способа (далее - ИМС). В мотивированном заключении по особому мнению на акт рекламации N 50 от 16.06.2020 г. на вагон 096 28694 истец возражал против допустимости трещин на наплавленном слое ИМС.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что истцом не подтверждено наступление гарантийного случая.
В пункте 17.1 договора указано, что комплектность и качество подвижного состава, поставляемых по настоящему договору, должны соответствовать требованиям конструкторской документации, ТУ, иным условиям договора, правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, современному уровню техники, применимым российским и межгосударственным стандартам, существующим для данного рода подвижного состава на момент приемки соответствующего подвижного состава.
На основе договора и технического задания к нему сторонами согласованы Технические условия на вагон пассажирский некупейный модели 61-4516 НВТБ.661214.003 ТУ, Руководство по эксплуатации вагона пассажирского некупейного модели 61 -4516 N 4516.00.00.000 РЭ. В разделе 8 Руководства по эксплуатации вагона пассажирского некупейного модели 61-4516 N 4516.00.00.000 РЭ содержится условие о том, что сроки деповского ремонта должны наступать по достижении пробега 500/600 тыс. км.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 04.04.1997 г. N 9ц указано, что нормы пробега достигаются путем упрочнения автосцепок в соответствии с ТИ ВНИИЖТ-0501/3-99 или ТИ ЦТ-ЦВ-ЦЛ-590 или ТИ 160-25099.31-95.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2011 г. N 15 для пассажирских вагонов, оборудованных деталями повышенного ресурса, установлена периодичность деповского ремонта с интервалом 600 тыс.км пробега или срок 3 года (или 500 тыс.км для вагонов, оборудованных роликовыми подшипниками). При этом для вагонов, не оборудованных упрочненными деталями повышенного ресурса, установлена периодичность деповского ремонта 300 тыс.км, но не более 12 месяцев.
Третье лицо пояснило, что, начиная с 1998 г. работы наплавке ИМС осуществлялись им в соответствии с "Инструкцией по восстановлению и упрочнению индукционно-металлургическим способом деталей узлов трения подвижного состава" N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-590, утвержденной 27.08.1998 г. заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации.
В п. 1.12.7 указанной Инструкции указано, что "поверхностные дефекты (волосовидные трещины или сетка микротрещин), не нарушающие прочности деталей, разрешаются отдельными документами", т.е. факт наличия трещин в наплавленном слое отмечен, однако по неизвестным причинам "отдельные документы" в МПС, Минтрансе или ОАО "РЖД" разработаны не были.
Наличие поверхностных дефектов (волосовидных трещин или сетки микротрещин) является следствием физических процессов, протекающих в процессе нагревания, наплавки и остывания детали, и обусловлено различием скорости остывания наплавленного износостойкого слоя и основного металла, из которого изготовлены детали.
Пунктом 26 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.09.2019 г. N 299 "О признании не подлежащими применению актов Министерства путей сообщения ССР и Министерства путей сообщения РФ" Инструкция по восстановлению и упрочнению индукционно-металлургическим способом деталей узлов трения подвижного состава N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-590 от 27.08.1998 г. была отменена.
В связи с этим Министерство транспорта РФ направило разъяснения о том, что взамен Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-590 применению подлежат: ГОСТ Р 57177-2016 "Индукционно-металлургический способ наплавки. Технологический процесс"; ГОСТ Р -57898-2017 "Индукционно-металлургический способ наплавки. Наплавочные материалы"; ТУ 318700-072-17368431-2014 "Износостойкая наплавка ИМС (индукционно- металлургическим способом) деталей локомотивов, моторвагонного подвижного состава., пассажирских вагонов локомотивной тяги колеи 1520 мм."; ТУ 318700-071-17368431-2014 Технические условия (для нового вагоностроения) "Износостойкое покрытие ИМС детален локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов, локомотивной тяги колеи 1520 мм.".
Сторонами было согласовано применение ТУ 318700-071-17368431-2014 Технические условия (для нового вагоностроения) "Износостойкое покрытие ИМС деталей локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских вагонов, локомотивной тяги колеи 1520 мм." при упрочнении автосцепок.
В пункте 7.5. ТУ N 318700-071-17368431-2014 (для нового вагоностроения) приведены основные виды дефектов, а в п. 7.6. указаны недопустимые дефекты наплавленного ИМС слоя.
После отмены ТИ ЦТ-ЦВ-ЦЛ-590 ООО Корпорация "Сплав ЛТД" было обязано применять ТУ 318700-072-17368431-2014, ТУ 318700-071-17368431-2014, ГОСТ Р 571772016.
Так в п.7.6 ТУ 318700-071-17368431-2014 приведён закрытый перечень недопустимых дефектов: грубые подтеки по краям поверхности наплавки, отдельные выступы высотой более 2 мм на площади более 30% от общей площади, отклонения по толщине покрытия в сторону уменьшения более 30%, волнистости и наплывы на наплавленной поверхности высотою более 2 мм при шаге волны менее Юм, значительные шлаковые включения, поры и ненаплавленные участки поверхности, по площади превышающие в сумме 15% наплавленной поверхности детали, отклонения по толщине покрытия в сторону увеличения, выводящие геометрические размеры детали за пределы значений, предусмотренных требованиями конструкторской документации завода-изготовителя.
Наличие трещин в наплавленном ИМС слое не включено в указанный перечень дефектов.
Таким образом, Сторонами в Технических условиях на Вагон пассажирский некупейный модели 61-4516 НВТБ.661214.003, Руководстве по эксплуатации вагона пассажирского некупейного модели 61-4516 N 4516.00.00.000 РЭ установлено, что Ответчик обеспечивает пробег до деповского ремонта ДР в пределах 500/600 км.
На основании Приказа МПС N 2Ц, приказа МПС РФ от 04.04.1997 г. N 9Ц пробег между деповскими ремонтами в пределах 600 тыс. км. может быть достигнут путем упрочнения деталей, в том числе автосцепки.
До принятия Приказа Минтранса РФ от 16.09.2019 г. N 299 нанесение наплавленного слоя производилось в соответствии с Инструкцией ЦТ-ЦВ-ЦЛ-590. После принятия указанного приказа, нанесение упрочняющего слоя продолжило производиться в соответствии с технологией, закрепленной в ТУ 318700-072-17368431-2014, ТУ 318700-07117368431-2014, ГОСТ Р 57177-2016.
Следовательно, Истец, утверждая о некачественности Товара, должен ссылаться на несоответствие наплавленного слоя САЗ Техническим условиям, ТУ.
Иные законодательные акты или положения, согласованные Сторонами, регулирующие качество наплавленного упрочняющего слоя отсутствуют.
Ответчик пояснил, что представление им деталей для производства ремонта вагона (уже без наплавки) в замен указанных в спорном акте (с наплавкой) не свидетельствует о его согласии с наличием своей вины в поставке некачественных автосцепок, а является его доброй волей ввиду многолетних взаимоотношений с АО "ФПК" и того обстоятельства, что последний является единственным контрагентом.
Также из пояснений ответчика и указанных выше нормативных документов следует, что автосцепки с наплавками (упрочнение деталей) влияет на пробег между деповскими ремонтами, а именно в пределах 600 тыс. км., тогда как автосцепки без наплавок, (поставленные взамен, указанных в акте) 120 тыс. км.
Следовательно, само по себе наличие наплавки на автосцепке не влияет на возможность ее эксплуатации по назначению, а влияет на периодичность деповских ремонтов.
При изложенных обстоятельствах, учитывая принцип состязательности судопроизводства в арбитражном суде (ч.1 ст.9 АПК РФ), отсутствие в материалах дела достаточных доказательств отнесения выявленных в товаре трещин к дефектам (недостаткам) или к неисправности, суд не может считать доказанным истцом наличие недостатка, вины ответчика и признание трещин дефектом, подлежащим устранению по гарантийному обязательству.
Из ст.330 ГК РФ следует, что для удовлетворения требования о выплате неустойки подлежат следующие элементы состава гражданского правонарушения: противоправность поведения ответчика, причинная связь между противоправным поведением ответчика и возникшим у истца вредом.
Обязательство ответчика по ремонту или замене товара, предусмотренное п.21.6 договора, существует у ответчика только в отношении недостатков (дефектов) товара, его комплектующих, качество которых не соответствует требованиям договора, нормативной, технической документации, ТУ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23.07.2021 года по делу N А41-22828/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22828/2021
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", ООО КОРПОРАЦИЯ "СПЛАВ-ЛТД"
Ответчик: ОАО "ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"