город Воронеж |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А14-13047/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Донцова П.В.,
Афониной Н.П..,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2021 по делу N А14-13047/2020 по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Деметра" (ОГРН 1203600020920, ИНН 3666248426) к Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600933003, ИНН 3616001399) о признании незаконным бездействия в части неисполнения законной обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Мельниковой Марины Сергеевны,
в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области, крестьянского (фермерского) хозяйства "Деметра" и Мельниковой Марины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Деметра" (далее - КФХ "Деметра", крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация Новоусманского района, Администрация, муниципальный орган) в части неисполнения законной обязанности по заявлению КФХ "ДЕМЕТРА" о предварительном согласовании предоставления земельного участка и несоответствующим пп. 15 п. 2, ст. 39.6, ст. 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации; а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем инициирования законной процедуры в виде обеспечения опубликования извещения о предоставлении земельного участка по заявлению КФХ "ДЕМЕТРА".
Определением суда от 07.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мельникова Марина Сергеевна (далее - Мельникова М.С., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2021 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению КФХ "Деметра" о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 225 704 кв.м., местоположение: Воронежская обл., Новоусманский р-н, западная часть кадастрового квартала 36:16:5400004. Суд обязал Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства "Деметра".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Новоусманского района обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на необоснованный отказ в принятии уточнения заявленных требований и недопущения муниципальным органом бездействия.
От КФХ "Деметра" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Ссылается на то, что в судебном заседании 30.06.2021 представитель крестьянского хозяйства ходатайство об уточнении требований не поддержал; бездействие Администрации доказано.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела усматривается следующее.
Постановлением Администрации Новоусманского района от 23.07.2020 N 899 по заявлению Мельниковой М.С. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу Воронежская область, Новоусманский район, юго-западная часть кадастрового квартала 36:16:5400004, площадью 136038 кв.м.
Пунктом 2 указанного постановления Мельниковой М.С. было поручено обеспечить постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
Соответствующие сведения были внесены в ЕГРН 24.09.2020 с кадастровым номером 36:16:5400004:2600. Земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400004:2600 из земель сельскохозяйственного назначения находиться в муниципальной собственности Новоусманского района Воронежской области.
16.11.2020 отделом имущественных и земельных отношений Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области с Мельниковой М.С. (арендатор) был заключен договор аренды N 84 земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400004:2600, расположенного по адресу Воронежская область, Новоусманский район, юго-западная часть кадастрового квартала 36:16:5400004, площадью 136038 кв.м. для сенокошения и выпаса скота на срок с 16.11.2021 до 15.11.2021. Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 16.11.2020.
Впоследствии, а именно 31.07.2020 в Администрацию Новоусманского района направлено заявление КФХ "Деметра" о предварительном согласовании на основании пп.15 п.2 ст.39.6, ст.39.18 и ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предоставления земельного участка площадью 225704 кв.м., местоположение: Воронежская обл., Новоусманский р-н, западная часть кадастрового квартала 36:16:5400004, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
К заявлению были приложены: соглашение о создании КФХ "Деметра"; выписка из ЕГРЮЛ от 30.07.2020 N ЮЭ9965-20140394961 в отношении КФХ "Деметра"; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанное заявление с приложениями было получено Администрацией 07.08.2020.
Полагая, что Администрацией Новоусманского района допущено незаконное бездействие в части неисполнения обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка, КФХ "Деметра" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Администрацией в материалы дела было представлено письмо от 04.09.2020 N 992, которым муниципальный орган отказал в предварительном согласовании земельного участка.
Основанием для отказа в соответствии с п.1 ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) послужило вынесение постановления от 23.07.2020 N 899 и, как следствие, полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением.
В качестве доказательства направления указанного письма в адрес КФХ "Деметра" Администрацией была приложена выписка из журнала корреспонденции, из которого следует, что письмо N 992 было направлено 04.09.2020 Главе КФХ Евсигнеевой Н.Ю.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ, Закон об обороте земель сельхозназначения).
Пунктом 1 статьи 10 названного Закона определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Статья 39.6 Кодекса, действующая с 01.03.2015, указывает на возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, а также случаи предоставления в аренду таких участков без проведения торгов.
Так, согласно пункту 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Частью 8 статьи 39.14 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно частям 3, 5, 7 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 7.1 статьи 39.15 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно пункту п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Постановлением от 12.01.2017 N 19 Администрации Новоусманского района утвержден Административный регламент администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Регламент).
В соответствии с п. 2.3. указанного Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача постановления администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с приложением документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (п.2.4.1. Регламента).
Из приведенных положений следует, что после обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Администрация рассматривает заявление и приложенные к нему документы в срок не более 45 дней со дня поступления заявления (с учетом возможности продления) и принимает решение о предварительном согласовании либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Указанное решение оформляется постановлением Администрации Новоусманского района.
При указанных обстоятельствах, судом области сделан обоснованный вывод о допущении Администрацией бездействия, выразившегося в непринятии соответствующего решения по результатам рассмотрения заявления КФХ "Деметра", в том числе поскольку на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции такое решение заявителем не было получено.
При этом, письмо от 04.09.2020 N 922 не может быть признано соответствующим ответом на указанное обращение исходя из приведенных выше требований законодательства и Административного регламента.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе в принятии уточненных заявленных требований, которыми изменен предмет иска на оспаривание бездействия Администрации в части неисполнения законной обязанности по направлению КФХ "Деметра" принятого решения по заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Предметом иска может являться материально-правовое требование к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от их совершения, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменение или прекращение его.
Проанализировав формулировки первоначально заявленных и измененных требований, с учетом основания иска и правового интереса заявителя, направленного фактически на получение надлежащего ответа от муниципального органа (ответ не получен) на свое заявление, апелляционный суд пришел к вводу о том, что арбитражный суд области обоснованно посчитал, что утонением от 30.06.2021 предмет иска фактически не изменен. При этом, на указанный правовой интерес заявитель также ссылается в отзыве на апелляционную жалобу.
Кроме того, из аудиозаписи судебного заседания 30.06.2021 следует, что представитель КФХ "Деметра" не поддержал заявленное ходатайство, на его рассмотрении не настаивал.
При указанных обстоятельствах, представленная в качестве доказательства копия выписки из журнала направленной корреспонденции, которая, по мнению Администрации, подтверждает исполнение обязанности по направлению решения в адрес крестьянского хозяйства, обосновано не принята судом области в качестве доказательства.
Согласно статье 161 АПК РФ в случае заявления лицом, участвующим в деле, о фальсификации доказательств, представленных другим лицом, и при наличии возражений последнего относительно подобного заявления арбитражный суд принимает предусмотренные Федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательств, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.
Как следует из материалов дела, суд области, проведя проверку обоснованности заявления о фальсификации доказательств, пришел к выводу об исключении указанного документа из числа доказательств по делу.
Представленная в материалы дела копия выписки из журнала свидетельствует о наличии в нем исправлений при помощи корректора в соответствующе строке о направлении письма N 992. Оригинал данного журнала не представлен, в том числе при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Более того, апелляционным судом учтено, что журнал направления исходящей корреспонденции является односторонним документом внутренней хозяйственной жизни муниципального органа и не может подтверждать действительное направление корреспонденции в адрес КФХ "Деметра" и получение его последним.
В этой связи, судом первой инстанции верно установлено, что порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка установлен законом, обязание ответчика к соблюдению законодательно установленного порядка рассмотрения заявления суд полагает достаточным в целях восстановления нарушенного права КФХ "ДЕМЕТРА". При этом, суд не вправе подменять собой административный орган, рассматривая заявление по существу в обход предусмотренной законодательством процедуры.
В силу положений части 2 статьи 71 АПК РФ суд вправе определять ту степень достаточности доказательств, которая позволяет ему сделать однозначный вывод относительно доказанности или недоказанности обстоятельств спора, входящих в предмет доказывания.
С учетом результата спора в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы крестьянского хозяйства по оплате государственной пошлины правомерно возложены судом первой инстанции на муниципальный орган.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Муниципальный орган освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.07.2021 по делу N А14-13047/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13047/2020
Истец: КФХ "Деметра"
Ответчик: Администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области
Третье лицо: Мельникова Марина Сергеевна