г. Саратов |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А57-3324/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Котляровой А.Ф., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерство обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 августа 2021 года по делу N А57- 3324/2021, по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (ОГРН 1076450002056; ИНН 6450924067), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745; ОГРН 1027700430889) о взыскании задолженности по государственному контракту от 25.03.2019 года N 81/1 за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения и судебных расходов,
при участии в судебном заседании представителя государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" - Нетреба Н.В., действующей на основании доверенности от 25.02.2021 N 31,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" (далее по тексту - истец, ГУП СО "Облводоресурс") с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ) о взыскании задолженности по государственному контракту от 25.03.2019 N 81/1 за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения за период с 09.04.2020 года по 09.07.2020 года в размере 317393 рублей 62 копеек, судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 9 348 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 августа 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, согласно доводам, которой, просил его отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в размере 64 808 рублей 91 копейки.
ГУП СО "Облводресурс", в представленном в соответствии с требованиями статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ) и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2021 года, отзыве на апелляционную жалобу просило оспариваемое решение оставить без изменения, саму жалобу, - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыва на неё, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.03.2019 между ГУП СО "Облводоресурс" (предприятие ВКХ) и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ (абонент) заключён договор N 81/1, согласно которому предприятие ВКХ обязуется обеспечить отпуск воды абоненту (водоснабжение "Абонента") через присоединённую водопроводную сеть, приём сточных вод от абонента (водоотведение "Абонента") через присоединённую канализационную сеть, а абонент обязуется принять воду и оплатить услуги водоснабжения и водоотведения в объёме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором (далее по тексту - договор).
Поставка воды и приём сточных вод осуществляется на следующие объекты ответчика: котельная N 1/11, казарма N 1/2 и штаб-казарма N 1/1, находящиеся по адресу: Саратовская область, г. Пугачёв, ул. Ермошенко, в/г 1; УАБ (2 разряда, г. Сызрань), ВУПЦ ВВС "ВВА (г. Воронеж) и казарма N 2/8, столовая, спортивный зал и котельная N 2/5, находящиеся по адресу: Саратовская область, г. Пугачёв, Революционный пр.; в/г 2, УАБ (2 разряда, г. Сызрань) ВУНЦ ВВС "ВВА" (г. Воронеж).
В соответствии с пунктом 13 договора, абонент обязан обеспечить сохранность пломб и знаков поверки на приборах учёта, узлах учёта, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности.
В свою очередь, истец имеет право осуществлять контроль за правильностью учёта объёмов поданной холодной воды и учёта объёма принятых сточных вод (пункт 12 договора).
Представителями ГУП СО "Облводоресурс" 09.07.2020 г. при обследовании сетей водоснабжения на объекте ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ - казармы N N 1/1 и 1/2 был установлен факт нарушения целостности пломб на приборах учёта, о чём составлен акт осмотра (листы дела 59-60 тома 1).
На основании указанного акта, ГУП СО "Облводоресурс", руководствуясь подпунктом "д" пункта 16 Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, произвело расчёт платы за пользование системами водоснабжения и водоотведения за период с 09.04.2020 года по 09.07.2020 года по пропускной способности водопроводного ввода диаметром 20 мм. на сумму 317 393 рублей 62 копеек.
На претензию, направленную 20.10.2020 в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, последнее не согласилось и ответило отказом, изложенным в письме от 05.11.2020 N 370/9/8/8/-2278 (листы дела 72-73 тома 1)
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь требованиями Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 644), Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее по тексту - Правила N 776), оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, фактические обстоятельства дела и представленные сторонами в материалы дела доказательства, пришёл к выводу о незаконном пользовании ответчиком централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения в спорный период и удовлетворил исковые требования в полном объёме.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, обжалуя постановленный судебный акт, выражает несогласие с произведённым истцом расчётом, полагает, что размер платы за содержание мощности в год, должен определяться путём умножения общей присоединённой мощности на соответствующий тариф, а для оплаты распределятся равными долями ежемесячно в течение года и делиться на 12. Плата ставки за содержание централизованных систем двухставочного тарифа не зависит от объёма потребления в определенном периоде и подлежит оплате весь период действия договора, являясь при этом величиной постоянной, а также максимально возможной величиной отбора воды. Денежные средства за водопотребление и водоотведение в размере 126 849 рублей 90 копеек ответчиком ранее уже оплачена, на основании выставленных истцом счетов за период с апреля 2020 по июль 2020, как ставка платы за содержание централизованных систем (присоединённая мощность). Оставшаяся сумма в размере 190 543 рублей 71 копейки рассчитана, исходя из суточного потребления воды = 51.84 м3. Данная сумма превышает суточное потребление воды в казарме N 1 и N 2.
Согласно сведениям приборов учёта за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 среднемесячное потребление воды за 2019 год составило 443м3; всего за 2019 год объём потреблённой воды составил 5311м3; среднемесячное потребление воды за 1 квартал 2020 года составил 256 м3; всего за 1 квартал 2020 года объём потребленной воды составил 767 м3. Суточное потребление воды = 51.84 м3 в представленном расчёте истца, в разы больше чем 256 м3/30=8,53 м3, и не может соответствовать действительности. Таким образом, по расчёту апеллянта, исходя из суточного потребления воды за два объекта, сумма к взысканию должна составлять 64 808 рублей 91 копейку.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, как основанные на ошибочном толковании и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения сторон, направленные на пересмотр и переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и в порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности коммунального комплекса" определено, что органы регулирования устанавливают следующие 2 вида тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:
1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчёта платы за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
2) двухставочный тариф, который состоит из:
- ставки платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчёта платы 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
- ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, водоотведения, объектов очистки сточных вод из расчёта платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединённой мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединённой мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединённой мощности соответственно.
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, устанавливаемого для конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется органами регулирования в порядке, определяемом методическими указаниями.
Постановлением комитета по регулированию тарифов Саратовской области от 26.11.2020 N 39/30 для ГУП СО "Облводоресурс", установлены двухставочные тарифы на питьевую воду и водоотведение.
Начисления за водоснабжение и водоотведение производились в соответствии с установленными для ГУП СО "Облводоресурс" тарифами на питьевую воду и водоотведение.
Ссылка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в апелляционной жалобе на то, что мощность для ответчика рассчитывается из максимальной величины нагрузки (то есть максимальная проходимость воды через трубопровод, заложенная при строительстве здания либо его реконструкции), является несостоятельной и противоречит приказу от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее по тексту - Приказ N 47).
Так, согласно подпункту 3 пункта 50 Приказа N 47 присоединённая мощность объектов капитального строительства определяется по каждому потребителю товаров (услуг) в сфере холодного водоснабжения. Единицей измерения для услуг холодного водоснабжения является величина - метр кубический потребляемого ресурса (услуги) в час, которая определяет максимально возможную величину отбора питьевой воды.
Таким образом, в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении двухставочных тарифов при расчёте ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения берётся максимально возможная величина отбора питьевой воды на основании баланса водопотребления и водоотведения. В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию. Абонент помимо прочего обязан оплачивать принятую энергию и обеспечивать исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьям 541, 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество - энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон о водоснабжении), а также Правилами N 644 и Правилами N 776.
Согласно части 3 статьи 20 Закона о водоснабжении коммерческий учёт осуществляется в узлах учёта путём измерения количества воды и сточных вод приборами учёта воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, расчётным способом.
Исходя из пункта 10 статьи 20 Закона о водоснабжении, пункту 14 Правил N 776 осуществление коммерческого учёта расчётным способом допускается в следующих случаях:
1) при отсутствии прибора учёта, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) в случае неисправности прибора учёта;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учёта, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
При расчётном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учёта пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчётного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объёма подачи воды;
г) метод суммирования объёмов воды (пункт 15 Правил N 776).
Подпунктом "д" пункта 16 Правил N 776 установлено, что метод учёта пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду применяется при неисправности прибора учёта в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящих Правил.
Поскольку нарушение сохранности контрольной пломбы является нарушением требования содержания водопроводных сетей транзитной организацией, так как создаёт условия несанкционированного водопотребления, суд первой инстанции, с учётом положений пунктов 14 - 16 Правил N 776, обоснованно принял расчёт истца, основанный на пропускной способности сетей при круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения при скорости движения воды 1,2 м/с.,
При этом истцом учтены все оплаты произведённые ответчиком ранее.
Таким образом, действующее законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения не предусматривает порядка расчётов, указанного ответчиком в апелляционной жалобе. В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что представленный истцом расчёт задолженности соответствует Правилам N 776 и выполнен с учётом ранее поступившей оплаты за коммунальный ресурс.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришёл к выводу, что судебный акт постановлен при правильном применении норм права и основан на материалах дела. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалоба не содержит.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 августа 2021 года по делу N А57-3324/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3324/2021
Истец: ГУП СО Облводоресурс
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ