г. Саратов |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А57-8274/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Мазавиной Анастасии Игоревны (г. Челябинск)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 июля 2021 года по делу N А57-8274/2021
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 11) к арбитражному управляющему Мазавиной Анастасии Игоревне (г. Челябинск) о привлечении к административной ответственности,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Мазавиной Анастасии Игоревны (далее - арбитражный управляющий Мазавина А.И.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.07.2021 заявленные требования удовлетворены, арбитражный управляющий Мазавина А.И. привлечена к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Арбитражный управляющий Мазавина А.И., не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом заявленных требований является привлечение арбитражного управляющего Мазавиной А.И. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Управлением Росреестра по Саратовской области по результатам рассмотрения жалобы Хорькова С.В. (вх. N О-17/21 от 15.01.2021) определением от 10.02.2021 в отношении арбитражного управляющего Мазавиной А.И. возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
В ходе проведенного административного расследования административным органом выявлено нарушение арбитражным управляющим Мазавиной А.И. при исполнении обязанностей финансового управляющего Абдулазизова А.Ш. положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
По факту выявленных нарушений 06.04.2021 в отношении арбитражного управляющего Мазавиной А.И. составлен протокол N 00206421 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Мазавиной А.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина арбитражного управляющего в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, выражается в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не влечет уголовно наказуемого деяния.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2020 (резолютивная часть от 16.07.2020) по делу N А57-28995/2019 в отношении Абдулазизова А.Ш. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим должника утверждена Мазавина А.И.
Пунктом 4 статьи 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия). В дальнейшем собранием кредиторов могут быть определены иные время и место проведения собраний кредиторов.
По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражным судом может быть определено иное место проведения собрания кредиторов или установлен иной способ его проведения.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о банкротстве в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания.
Лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
02.09.2020 финансовым управляющим Мазавиной А.И. в ЕФРСБ опубликовано сообщение N 5418458 о проведении 17.09.2020 в 11 час. 30 мин. собрания кредиторов должника Абдулазизова А.Ш., форма проведения собрания очная.
В указанном сообщении указаны два адреса проведения собрания кредиторов: 1) в разделе публикуемые сведения - 454021, Челябинская область, г. Челябинск, Калининский район, пр-кт Победы, д. 289; 2) в разделе текст сообщения - Саратовская область, с. Березовка.
Вместе с тем, указанные сведения в ЕФРСБ в карточке должника, указывающие на проведение одного собрания кредиторов в разных местах, вводят в заблуждение всех лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов должника, нарушают их права на участие в собрании кредиторов.
Согласно сообщению N 5499206 о результатах проведения собрания кредиторов, опубликованному финансовым управляющим Мазавиной А.И. в ЕФРСБ 21.09.2020, собрание кредиторов было проведено по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Калининский район, пр-кт Победы, д. 289, что не является местом рассмотрения дела о банкротстве гражданина (соответствующим населенным пунктом - г. Саратов).
Кроме того, согласно сообщению N 5418458 от 02.09.2020 с материалами, подготовленными к собранию кредиторов, назначенному на 17.09.2020, можно ознакомиться по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Калининский район, пр-кт Победы, д. 289, то есть не по адресу нахождения должника и не по месту рассмотрения дела о банкротстве. Иного способа ознакомления с материалами, подготовленными к собранию кредиторов, арбитражным управляющим Мазавиной А.И. не указано.
Таким образом, арбитражным управляющим Мазавиной А.И. при исполнении обязанностей финансового управляющего Абдулазизова А.Ш. допущены нарушения норм Закона о банкротстве, выразившиеся:
- в не проведении первого собрания кредиторов должника, назначенного на 17.09.2020, по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина (в соответствующем населенном пункте - г. Саратов);
- в указании в карточке должника в ЕФРСБ в сообщении N 5418458 от 02.09.2020 двух адресов проведения собрания кредиторов;
- в указании в карточке должника в ВФРСБ в сообщении N 5418458 от 02.09.2020 места ознакомления с материалами, подготовленными к собранию кредиторов, не по месту нахождения должника.
Доводы арбитражного управляющего Мазавиной А.И. о фактическом проведении собрания кредиторов по месту жительства должника - Саратовская область, с. Березовка, по инициативе Абдулазизова А.Ш., признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Собрание кредиторов подлежало проведению арбитражным управляющим по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина (г. Саратов).
Нормативное требование о проведении собрания кредиторов по месту рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) не связано с необходимостью проведения собрания исключительно по месту регистрации должника.
Довод арбитражного управляющего Мазавиной А.И. о том, что указание в сообщении двух адресов проведения собрания кредиторов является опечаткой, не исключает наличия в ее действиях состава вменяемого правонарушения.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются материалами дела.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого арбитражному управляющему Мазавиной А.И. правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В данном случае доказательств принятия арбитражным управляющим Мазавиной А.И. всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на нее законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Арбитражный управляющий Мазавина А.И. не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, а также должного контроля, которые необходимы для соблюдения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего Мазавиной А.И. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Заявляя о малозначительности проступка, арбитражный управляющий Мазавина А.И. не привела достаточных доказательств возможности освобождения ее от административного наказания.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Допущенное арбитражным управляющим Мазавиной А.И. правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота.
Арбитражный управляющий Мазавина А.И. является лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления, позволяющую осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в строгом соответствии с правилами, установленными Законом о банкротстве.
Одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Состав административного правонарушения, указанный в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Кроме того, арбитражный управляющий Мазавина А.И. не заявила доводов, не представила доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Отсутствие неблагоприятных последствий для должника и кредиторов не исключает обязанность арбитражного управляющего по соблюдению требований закона и само по себе не является основаниями для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Поскольку признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, вывод суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ, основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При решении вопроса о назначении административного наказания в виде предупреждения судом первой инстанции были учтены характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренному частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений порядка привлечения арбитражного управляющего Мазавиной А.И. к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде предупреждения назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 июля 2021 года по делу N А57-8274/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8274/2021
Истец: Управление Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии по СО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Ответчик: А/У Мазавина А.И, Арбитражный управляющий Мазавина А.И
Третье лицо: Отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Челябинску