г. Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А40-71527/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.Г. Головкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу временного управляющего ООО "КТК" Никеева А.П. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 июля 2021 г. по делу N А40-71527/21, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску КУ "Управление автомобильных дорог" к ООО "КТК", третье лицо: Росавтодор, о взыскании 325 302 руб. 00 коп. ущерба, причиненного автомобильным дорогам ХМАО - ЮГРЫ транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов
при участии в судебном заседании: от истца - не явился, извещен; от ответчика - временный управляющий Никеев А.П. (паспорт, решение суда); от третьего лица - не явилось, извещено
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение ХМАО - Югры "Управление автомобильных дорог" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "КАР ТРЕЙДИНГ КОМПАНИ" 325 302 руб. 00 коп. ущерба, причиненного автомобильным дорогам ХМАО - ЮГРЫ транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2021 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, резолютивная часть которого вынесена 09.06.2021 г., полный текст которого изготовлен 27.07.2021 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь в том числе на то, что требование истца не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 г. жалоба ответчика принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании.
Истец, извещенный надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия по представленным в материалы дела доказательствам.
Заслушав объяснения представителя ответчика, оценив доводы жалобы, апелляционным судом усматриваются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и оставлении искового заявления без рассмотрения.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.04.2018 г. при осуществлении весового контроля на 54 километре автодороги "Нефтеюганск-Сургут" в Сургутском районе ХМАО-Югры сотрудниками службы весового контроля, произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки "MERCEDES BENZ ACTROS 4141АК", WDB93233610181752, WDB93233610200902, WDB93233610182372, под управлением водителей Елисеева А.В., Васильева СИ., и Щербакова К.Э.
При взвешивании выявлено превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильных дорогам Югры.
По результатам взвешивания составлены акты N 1743 от 03.04.2018 г., N 1744 от 03.04.2018 г. и N 1745 от 03.04.2018 г., в которых указано о владелце транспортного средства, маршруте транспортного средства, превышения допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-03 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 и действующими на момент выявления нарушений, предусмотрено, что превышение значений предельно допустимых массы и/или осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основаниям для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и действующими на момент выявления нарушений, установлены допустимые значения массы транспортного средства и нагрузка на оси транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза.
Из актов N 1743 от 03.04.2018 г., N 1744 от 03.04.2018 г. и N 1745 от 03.04.2018 г. следует, что владельцем транспортного средства марки "MERCEDES BENZ ACTROS 4141АК", WDB93233610181752, WDB93233610200902, WDB93233610182372, является ООО "КАР ТРЕЙДИНГ КОМПАНИ".
Согласно положениям ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления либо на ином законном основании.
В силу ч. 12 ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
По смыслу вышеприведённых норм обязанность возмещения вреда, причинённого автомобильным дорогам Югры тяжеловесным транспортным средством марки "MERCEDES BENZ ACTROS 4141 АК", WDB93233610181752, WDB93233610200902, WDB93233610182372, в данном случае, по мнению истца, должна быть возложена на ООО "КАР ТРЕЙДИНГ КОМПАНИ".
В акте N 1743 от 03.04.2018 г., подписанным водителем Елисеевым А.В. без замечаний, маршрут движения транспортного средства марки "MERCEDES BENZ ACTROS 4141АК", WDB93233610181752, указан: СанктПетербург - 54 км а/д Нефтеюганск-Сургут - Когалым. На пункте весового контроля превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства не устранены.
Следовательно, транспортное средство под управлением Елисеева А.В. следовало 239 км. из города Санкт-Петербурга в город Когалым с массой и осевыми нагрузками, указанными в акте N 1743, по следующим автомобильным дорогам Югры, находящимся в оперативном управлении истца: 4 а/д Нефтеюганск - Мамонтово с 713 по 733 км 20 ООО метров (п.п. 76 и 100 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N05/01- Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Мостовой переход через протоку Юганская Обь 1 740 метров (п. 22 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Нефтеюганск - Сургут с 50 по 39 км 10 480 метров и с 23 по 9 км 14 090 (п.п. 23 и 98 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Автодорожный мост через реку Обь в городе Сургуте с подходами 11 390 метров (п. 22 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут - Лянтор с 19 по 12 км 7 000 метров (п. 77 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Северный обход города Сургута 23 600 метров (п. 26 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01 -Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д транспортная развязка в 2-х уровнях на пересечении автомобильных дорог "Северный обход города Сургута" и "Сургут-Нижневартовск" (п. 27 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01 -Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут - Нижневартовск с 34 по 18 км 16 000 метров (п. 28 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01 -Пр-125 от 17.04.2018 г); а/д Сургут-Когалым-гр. ХМАО с 34 по 125 км 91 000 метров (п. 31 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Подъезд к г. Когалым 45,80 км (п. 83 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.).
В акте N 1744 от 03.04.2018 г., подписанным водителем Васильевым СИ. без замечаний, маршрут движения транспортного средства марки "MERCEDES BENZ ACTROS 4141АК", WDB93233610200902, указан: СанктПетербург - 54 км а/д Нефтеюганск-Сургут - Когалым. На пункте весового контроля превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства не устранены.
Следовательно, транспортное средство под управлением Васильева С.И. следовало 239 км. из города Санкт-Петербурга в город Когалым с массой и осевыми нагрузками, указанными в акте N 1744, по следующим автомобильным дорогам Югры, находящимся в оперативном управлении истца: а/д Нефтеюганск - Мамонтово с 713 по 733 км 20 000 метров (п.п. 76 и 100 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01- Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Мостовой переход через протоку Юганская Обь 1 740 метров (п. 22 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Нефтеюганск - Сургут с 50 по 39 км 10 480 метров и с 23 по 9 км 14 090 (п.п. 23 и 98 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Автодорожный мост через реку Обь в городе Сургуте с подходами 11 390 метров (п. 22 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут - Лянтор с 19 по 12 км 7 000 метров (п. 77 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01 -Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Северный обход города Сургута 23 600 метров (п. 26 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д транспортная развязка в 2-х уровнях на пересечении автомобильных дорог "Северный обход города Сургута" и "Сургут-Нижневартовск" (п. 27 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01 -Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут - Нижневартовск с 34 по 18 км 16 000 метров (п. 28 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут-Когалым-гр. ХМАО с 34 по 125 км 91 000 метров (п. 31 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Подъезд к г. Когалым 45,80 км (п. 83 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.).
В акте N 1745 от 03.04.2018 г., подписанным водителем Щербаковым К.Э. без замечаний, маршрут движения транспортного средства марки "MERCEDES BENZ ACTROS 4141АК", WDB93233610182372, указан: Санкт-Петербург - 54 км а/д Нефтеюганск-Сургут - Когалым.
На пункте весового контроля превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства не устранены. Следовательно, транспортное средство под управлением Щербакова К.Э. следовало 239 км. из города Санкт-Петербурга в город Когалым ХМАО-Югры с массой и осевыми нагрузками, указанными в акте N 1745, по следующим автомобильным дорогам Югры, находящимся в оперативном управлении истца: а/д Нефтеюганск - Мамонтово с 713 по 733 км 20 000 метров (п.п. 76 и 100 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01- Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Мостовой переход через протоку Юганская Обь 1 740 метров (п. 22 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Нефтеюганск - Сургут с 50 по 39 км 10 480 метров и с 23 по 9 км 14 090 (п. 23 и 98 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Автодорожный мост через реку Обь в городе Сургуте с подходами 11 390 метров (п. 22 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01 -Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут - Лянтор с 19 по 12 км 7 000 метров (п. 77 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Северный обход города Сургута 23 600 метров (п. 26 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д транспортная развязка в 2-х уровнях на пересечении автомобильных дорог "Северный обход города Сургута" и "Сургут-Нижневартовск" (п. 27 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01 -Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут - Нижневартовск с 34 по 18 км 16 000 метров (п. 28 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Сургут-Когалым-гр. ХМАО с с 34 по 125 км 91 000 метров (п. 31 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.); а/д Подъезд к г. Когалым 45,80 км (п. 83 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г.).
В соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 44-рп от 21.01.2010 г. и приказом КУ ХМАО-Югры "Управление автомобильных дорог" N 05/01-Пр-125 от 17.04.2018 г., указанные автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения ХМАО-Югры, находятся в собственности ХМАО-Югры и в оперативном управлении истца.
Как указывает истец, размер ущерба, причинённого транспортным средством "MERCEDES BENZ ACTROS 4141АК", WDB93233610181752, WDB93233610200902, WDB93233610182372, составил 325 302 руб.
Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была, в связи с чем, последовало обращение с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев исковые требования истца по существу, вместе с тем, не принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Законом порядка предъявления требований к должнику.
Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2020 г. по делу N А40-113785/2020 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Кар Трейдинг Компании" (ответчика по настоящему делу) введена процедура наблюдения.
Сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ".
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в сиду абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 8 п. 1 ст. 94, абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательства и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке ст.ст. 71, 100 закона.
Исходя из существа заявленных истцом требований, убытки возникли у истца в апреле 2018 г., исходя из выявленных 03.04.2018 г. при осуществлении весового контроля нарушений, по итогам которых составлены соответствующие акты.
Таким образом, требования истца вытекают из правоотношений, возникших до введения в отношении ответчика банкротной процедуры и, соответственно, не является текущим требованием, в связи с чем, подлежат рассмотрению в деле о признании несостоятельным (банкротом) ответчика.
Вместе с тем, с учетом вынесенного после объявления резолютивной части настоящего постановления (13.09.2021 г.) Арбитражным судом г. Москвы в рамках дела N А40-113785/2020 определения от 24.09.2021 г. о прекращении производства по делу, истец не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением в апелляционный суд в соответствии с главой 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции имеются правовые основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и оставлении искового заявления без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 27 июля 2021 года по делу N А40-71527/21 отменить.
Исковые требования оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71527/2021
Истец: КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Ответчик: ООО "КАР ТРЕЙДИНГ КОМПАНИ"