г. Челябинск |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А76-16048/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсолнухи" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2021 по делу N А76-16048/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Подсолнухи" - Сапрыкина Н.В. (доверенность от 21.06.2021, диплом), Бергер М.В. (доверенность от 21.06.2021, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Баймухамбетов А.С. (доверенность N 15 от 11.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Подсолнухи" (далее - заявитель, ООО "Подсолнухи", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительным предписания от 30.03.2021 N 21-1102-2 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2021 (резолютивная часть решения объявлена 28.07.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Подсолнухи" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество ссылается на незаконность оспоренного предписания. В обоснование жалобы приводит следующие доводы: заявитель является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению для собственников помещений многоквартирного дома, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем тепловой энергии для отопления и на подогрев горячей воды; при расчете платы за отопление общество в соответствии с нормативными требованиями исключил из общего объема теплоэнергии по общедомовому прибору учета объем, израсходованный на подогрев горячей воды, что не учтено управлением; оснований для применения иных показателей помимо показателей, снятых управляющей организацией и переданных заявителю с общедомового прибора учета, не имелось; оспоренным предписанием заявителю предложено провести перерасчет платы за отопление за октябрь 2020 года с учетом начала отопительного сезона - 28.09.2020, однако, в распоряжении органа местного самоуправления о начале отопительного сезона не установлены сроки запуска систем отопления, и такой запуск может быть осуществлен не с начала отопительного периода, а потому основания для перерасчета платы отсутствуют, в связи с чем неверен вывод о том, что заявителем применен завышенный объем теплоэнергии на отопление, что привело к завышению размера платы за октябрь 2020 года; предписание не содержит сведений о нарушенных заявителем нормах и о конкретных действиях, которые заявителю следует совершить.
В судебном заседании представители заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель управления в судебном заедании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО "Подсолнухи" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1147448003889 и в качестве управляющей организации осуществляет исполнение услуги по отоплению и горячему водоснабжению в отношении многоквартирного дома N 9 по ул. 40-лет Победы в г. Челябинске.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения жителей указанного дома от 03.03.2021 распоряжением первого заместителя начальника управления от 12.03.2021 N 21-1102/119 (т.2 л.д.10-13) в отношении заявителя назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Проверка проведена в период с 26.03.2021 по 30.032021, результаты проверки оформлены актом от 30.03.2021 N 21-1102-1 (т.1 л.д.9-10, т.2 л.д.3-6), которым зафиксировано нарушение обществом порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 г собственникам помещений многоквартирного дома N 9 по ул. 40-лет Победы в г. Челябинске, а именно: в нарушение требований пункта N 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при расчете платы применен расчет тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета без учета даты начала отопительного периода (дата начала отопительного периода - 28.09.2020).
По итогам проверки обществу выдано предписание от 30.03.2021 N 21-1102-2 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, которым предписано в срок до 14.05.2021 произвести перерасчет платы за услуги по отоплению за октябрь 202о года в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, согласно объему тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета с начала отопительного периода (с 28.09.2020) (т.1 л.д.8).
Считая это предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспоренное предписание выдано управлением в порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод инспекции о нарушении обществом порядка расчета платы за оказываемую им коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений многоквартирного дома N 9 по ул. 40-лет Победы в г. Челябинске в октябре 2020 года, поскольку плата начислялась исходя из показаний общедомового прибора учета с 24.09.2020 по 23.10.2020, тогда как в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, плата подлежала начислению с начала отопительного периода, установленного распоряжением Администрации город Челябинск от 25.09.2020 N 9397 с 28.09.2020.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N354).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, плата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Как установлено проверкой и не оспаривается заявителем, многоквартирный дом N 49 по ул. 40-лет Победы в г. Челябинске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который учитывает общий объем тепловой энергии на отопление и подогрев воды. При этом, не во всех помещениях указанного дома введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1):
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3(7) приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(7):
где:
Si - общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
* - сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;
* - сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.
Таким образом, установленный Правилами N 354 порядок определения платы за отопление рассматриваемого многоквартирного дома предусматривается определение учитываемого в этих целях объема тепловой энергии, потребленной в течение отопительного периода.
Приведенный в апелляционной жалобе довод заявителя о возможном начислении платы за отопление исходя из объема тепловой энергии за период времени, не входящий в отопительный период, следует признать основанным на неверном толковании закона.
При начислении платы за отопление за октябрь 2020 года ООО "Подсолнухи" исходило из объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период с 24.09.2020 по 23.10.2020.
В то же время, отопительный период 2020-2021 года начался с 28.09.2020, в соответствии с распоряжением Администрации города Челябинска от 25.09.2020 N 9397. Более того, из пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что фактически услуга по отоплению собственникам помещений рассматриваемого многоквартирного дома начала оказываться с 29.09.2020. В этой связи оснований для начисления платы за отопление с 24.09.2020 не имелось.
Как верно отмечено управлением, неправильное определение обществом объема тепловой энергии на отопление привело к завышению размера платы за отопление в октябре 2020 года, что и послужило основанием для выдачи заявителю оспоренного предписания об осуществлении перерасчета платы согласно объему тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета с начала отопительного периода - с 28.09.2020.
Ссылка общества на то обстоятельство, что им при начислении платы за отопление из общего объема тепловой энергии по общедомовому прибору учета был исключен объем тепловой энергии на подогрев воды, не принимается судом во внимание, поскольку каких-либо нарушений в этой части проведенной управлением проверкой установлено не было (предъявляемые управлением претензии к определению обществом объема тепловой энергии в октябре 2020 года касаются исключительно определенного самим обществом объема тепловой энергии на отопление за период, предшествующие дате начала отопительного периода).
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании управления требование об устранении допущенного заявителем при начислении платы за отопление в октябре 2020 года следует признать законными и обоснованными.
Предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости, а также содержит сведения о нарушенных заявителем положениях пункта 42(1) Правил N 354, в связи с чем суд отклоняет претензии заявителя к оформлению предписания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительными.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2021 по делу N А76-16048/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсолнухи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16048/2021
Истец: ООО "Подсолнухи"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"