город Москва |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А40-47880/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Т.В. Захаровой, О.Г. Головкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.И. Борисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 июля 2021 года по делу N А40-47880/21, принятое судьей М.Т. Кипель,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" (115280, город Москва, улица Ленинская слобода, дом 19, эт 3 ком 210 оф 2, ОГРН: 1137746981976, ИНН: 7714918913) к 1) Акционерному обществу "Единая электронная торговая площадка" (115114, город Москва, Кожевническая улица, дом 14, строение 5, ОГРН: 1097746299353, ИНН: 7707704692) 2) Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" (454080, Челябинская область, город Челябинск, проспект Свердловский, 56, ОГРН: 1027402903637, ИНН: 7451189048) о признании незаконными действия оператора электронной площадки, об отмене результатов закупки с реестровым номером 0369100028421000005,
при участии в судебном заседании представителя от ответчика АО "Единая электронная торговая площадка": Игошкина Э.Р. по доверенности от 18.05.2021
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Единая электронная торговая площадка" и Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - Ответчики) о признании незаконными действия оператора электронной площадки, об отмене результатов закупки с реестровым номером 0369100028421000005.
Решением суда от 16 июля 2021 в иске отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, удовлетворить иск, поскольку оспариваемые действия не соответствуют закону ввиду того, что заявка на участие в аукционе не отзывалась, поэтому необоснованна возвращена. Суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы оснований возврата заявки.
Ответчики представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов жалобы, просят ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве истца и ответчика ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителя ответчика АО "Единая электронная торговая площадка", изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 17.02.2021 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на Выполнение работ по устройству защитных слоев на автомобильной дороге М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участках км 1754+000 - км 1763+000, км 1860+000 - км 1871+058, (правый проезд) Челябинская область (номер извещения в ЕИС 0369100028421000005). Срок окончания подачи заявок - 26.02.2021 в 06:00 (далее аукцион).
25.02.2021 Общество с ограниченной ответственностью "Союз Автодор" подало заявку на участие в указанном электронном аукционе, и заявке был присвоен порядковый номер 2.
Обеспечение заявки на участие в аукционе было выбрано ООО "Союз Автодор" в виде банковской гарантии N 7681-19КЭБГ/0019 от 24.02.2021, которая 24.02.2021 до подачи заявки размещена в реестре банковских гарантий.
Истец указал, что данное обстоятельство подтверждается следующим: 24.02.2021 в 16:13 в личном кабинете участника закупки на Единой электронной торговой площадке ООО "Союз Автодор" получено уведомление от оператора площадки: "Вами была получена Банковская гарантия N 0FL17451189048210009 для обеспечения заявки на участие по закупке N 0369100028421000005 в размере 10339096,80 руб.", т.е. в личных кабинетах ООО "Союз Автодор" в ЕИС и на электронной торговой площадке размещена информация о вышеуказанной банковской гарантии, с указанием ее реестрового номера, даты выдачи и статуса (активации); 24.02.2021 в 16:20 на адрес электронной почты ООО "Союз Автодор" поступило письмо от АО "Единая электронная площадка" (далее оператор электронной площадки, оператор электронной торговой площадки) аналогичного содержания.
После подачи заявки ООО "Союз Автодор" не производило никаких действий с поданной заявкой и не отзывало её.
26.02.2021 в 6:10 на сайте электронной площадки в личном кабинете участника в графе "Статус" появилась информация, что "Заявка отозвана до рассмотрения".
По мнению истца, не приняв заявку ООО "Союз Автодор" на участие в аукционе, оператор электронной площадки фактически вернул заявку, без указания оснований для её возврата и без указания положений Закона 44-ФЗ, на основании которых он осуществил возврат заявки.
Для того, что бы узнать причины не принятия заявки оператором электронной площадки ООО "Союз Автодор" направило запрос в адрес оператора электронной площадки запрос о разъяснении его действий участнику закупки.
В адрес ООО "Союз Автодор" поступил ответ оператора электронной заявки о том, что при подаче заявки им не был выбран способ предоставления обеспечения в виде банковской гарантии.
Истец указывает, что оператор электронной торговой площадки отобразил в заявке ООО "Союз Автодор" обеспечение заявки в виде банковской гарантии, и он не только видел обеспечение заявки в поданной заявке, но и обладал информацией о предоставлении ООО "Союз Автодор" обеспечения заявки по аукциону в виде банковской гарантии.
Информация об указанной гарантии, и ее реестровом номере, сроки её действия, её действительности, назначении банковской гарантии, содержались в поданной заявке.
Однако, не смотря на наличие, как в заявке, так и в реестре банковских гарантий, банковской гарантии по обеспечению заявки на участие в аукционе, и в нарушение требований ч. 20 ст. 11 Закона 44-ФЗ оператор электронной площадки при наличии банковской гарантии направил в банк информацию для блокирования денежных средств на соответствующем счете.
Соответственно банк отклонил блокировку и во вкладке "Уведомления" в личном кабинете участника закупки ООО "Союз Автодор" 26.02.2021 в 04:08 появилось уведомление: "Банк Россельхозбанк отклонил блокировку обеспечения по закупке N 0369100028421000005 (Выполнение работ по устройству защитных слоев на автомобильной дороге М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участках км 1754+000 - км 1763+000, км 1860+000 - км 1871+058, (правый проезд) Челябинская область.) в размере 10 339 096,80 со специального счета 40702810538000002801".
Истец полагает, что действия оператора электронной площадки, выразившиеся в наличии недостоверной информации на электронной площадке и в незаконном отклонении заявки, нарушили право ООО "Союз Автодор" на участие в аукционе, что привело к ограничению конкуренции.
ООО "Союз Автодор" не отзывало заявку на участие в аукционе и предоставило надлежащее обеспечение заявки в виде банковской гарантии, соответствующей всем требованиям законодательства, и понесло расходы на ее оформление в сумме 41 356, 39 руб. (платежное поручение N 22325 от 24.02.2021 г.)
Из заявления следует, что для восстановления права участника закупки ООО "Союз Автодор", необходимо не только признать незаконными действия оператора электронной площадки, но и отмена результатов закупки, отмена всех протоколов в процессе проведения закупки, и приостановление процедуры заключения контракта по закупке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В силу части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий: 1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 17.02.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) и сайте АО "ЕЭТП" (адрес электронной площадки в сети Интернет -https://etp.roseltorg.ru) ФКУ УПРДОР "ЮЖНЫЙ УРАЛ" (Заказчик) было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству защитных слоев на автомобильной дороге М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участках км 1754+000 - км 1763+000, км 1860+000 - км 1871+058, (правый проезд) Челябинская область, (реестровый номер извещения 0369100028421000005).
Начальная (максимальная) цена контракта: 206 781 936 Российский рубль.
Размер обеспечения заявок: 10 339 096, 80 Российский рубль (5% от НМЦК).
Дата и время начала подачи заявок: 17.02.2021 18:19:00 [GMT +5 Екатеринбург] (по местному времени заказчика).
Дата и время окончания подачи заявок: 26.02.2021 06:00:00 [GMT +5 Екатеринбург] (по местному времени заказчика).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.03.2021 N 1/1 -ЭА до окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки от участников закупки.
Заявка с идентификационным номером 2 была отозвана/возвращена. Единая комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и приняла решение о допуске заявок N 1 иN3.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.03.2021 N 1/2-ЭА Единая комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и приняла решение о соответствии требованиям заявок N 1 и N 3. Победителем электронного аукциона признано ООО "УралАвтодор".
02.03.2021 в адрес АО "ЕЭТП" поступило уведомление ФАС России о принятии к рассмотрению жалобы ООО "Союз Автодор" на действия оператора электронной площадки, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном возвращении заявки.
В рамках рассмотрения жалобы установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе была оформлена банковская гарантия N 7681-19КЭБГ/0019, выданная банком АО "Киви Банк". Также, Заявителем в личном кабинете на сайте оператора электронной площадки при подаче заявки на участие в аукционе выбран способ обеспечения в виде Банковской гарантии.
В свою очередь, оператор электронной площадки на заседании комиссии ФАС России пояснил, что Заявителем в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки при подаче заявки на участие в аукционе не указана информация об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, оператором электронной площадки 26.02.2021 направлен запрос о наличии денежных средств в качестве обеспечения заявки Заявителя в Банк, вместе с тем Банк не подтвердил блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе по причине отсутствия на специальном счете Заявителя запрашиваемой суммы свободных денежных средств на момент подачи заявки, в результате чего заявка Заявителя возвращена Оператором электронной площадки.
По итогам рассмотрения Комиссией ФАС России 04.03.2021 принято решение по делу N 21/44/105/207 о признании жалобы ООО "Союз Автодор" на действия оператора электронной площадки необоснованной.
В дополнительных требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 N 656 (далее - Дополнительные требования) конкретизированы случаи признания банковской гарантии, выданной участнику для обеспечения заявки, отсутствующей.
Так, согласно пункту 25 Дополнительных требований при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона осуществляется информационное взаимодействие электронной площадки с реестром банковских гарантий. При этом банковская гарантия признается отсутствующей в таком реестре в случаях:
а) отсутствия в реестре банковских гарантий уникального номера реестровой записи из такого реестра, направленного участником закупки оператору электронной площадки в соответствии с пунктом 2 правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе";
б) несоответствия суммы банковской гарантии размеру обеспечения заявок на участие в закупке, установленному в извещении об осуществлении закупки;
в) несоответствия идентификационного кода закупки, включенного в реестровую запись реестра банковских гарантий, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии е качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 626 участник закупки в случае предоставления обеспечения заявки на участие в электронной процедуре в виде банковской гарантии одновременно с подачей заявки на участие в электронной процедуре направляет оператору электронной площадка посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки информацию oб уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, для предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии участнику одновременно с подачей заявки в обязательном порядке необходимо указать информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий.
Заявитель не представил каких-либо доказательств нарушения требований законодательства со стороны ответчиков при проведении аукциона, а доводы, указанные в исковом заявлении, не свидетельствуют о неправомерности действий Заказчика и оператора электронной площадки.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем госпошлина относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2021 года по делу N А40-47880/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47880/2021
Истец: ООО "СОЮЗ АВТОДОР"
Ответчик: АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЮЖНЫЙ УРАЛ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"