город Томск |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А03-10730/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Стасюк Т.Е., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (N 07АП-8000/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.07.2021 по делу N А03-10730/2020 (судья Гуляев А.С.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" (ОГРН 1052200822673, ИНН 2263023354, 658047, Алтайский кр, село Бобровка, район Первомайский, улица Ленина, 36) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231, 656049, Алтайский кр, г. Барнаул, ул. Чкалова, д.230) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка для заготовки древесины N П-6/7 от 25.12.2008.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Бруг М.В. по доверенности от 11.01.2021 N Д/БЛ/2021, Суханова Л.В. по доверенности от 11.01.2021 N 4-Д (онлайн-заседание),
от ответчика - Бован Е.В. по доверенности от 01.02.2021 (онлайн-заседание).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - ответчик) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка для заготовки древесины N П-6/7 от 25.12.2008, а именно: в Приложение N 3 "Характеристика лесного участка и его насаждений" и в Приложение N 6 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" раздел "Лесовосстановительные мероприятия".
Требования истца мотивированы статьями 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и обоснованы изменением количественных и качественных характеристик арендуемого ответчиком земельного участка.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.07.2021 требования удовлетворены, суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести следующие изменения в договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 25.12.2008 N П-6/7, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" Приложение N 3 "Характеристика лесного участка и его насаждений" изложить в иной редакции.
Не согласившись с данным решением, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование к отмене решения податель жалобы указывает на недоказанность актом от 30.08.2019 наличия оснований для изменения договора ввиду его несоответствия обязательным требованиям законодательства, оспоримости содержащихся в нем сведений. Также ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств изменения количественных и качественных характеристик и на процессуальные нарушения, а именно на несоответствие резолютивной части решения в части раздела 2 содержанию резолютивной части полного текста решения.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
К судебному заседанию от истца поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в которых истец указал на то, что общество обязанность по искусственному лесовосстановлению земель, входящих в Фонд лесовосстановления, выполнило (создание лесных культур было проведено с 2012 по 2019 годы на площади 49,6 га, а на площади 59 га произошло естественное заращивание молодняком и зарастание древесно-кустарниковой растительностью), а чересполосных постепенных рубок, после проведения которых надлежало выполнить искусственное лесовосстановление, общество не проектировало и не осуществляло, на территории арендуемого лесного участка отсутствуют лесные земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, а соответственно необходимо исключить объем по посадке леса из Договора аренды N П-6/7.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представители истца в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнения к отзыву на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 25.12.2008 между обществом с ограниченной ответственностью "Бобровский лесокомбинат" и Управлением лесами Алтайского края (впоследствии Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N П-6/7, по условиям которого истцу во временное пользование передан лесной участок, расположенный в Бобровском лесничестве Алтайского края (далее - договор N П-6/7, который зарегистрирован в установленном законом порядке 31.12.2008 (регистрационная запись N 22-22-24/054/2008-219).
Право аренды возникло у истца по результатам лесного конкурса на основании заключенного договора аренды участка лесного фонда от 05.10.2006 N 107.
В целях приведения отношений сторон в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201- ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" ранее заключенный договор аренды N 107 был переоформлен распоряжением управления лесами Алтайского края от 18.12.2008 N 464 на договор аренды от 25.12.2008 N П-6/7.
В разделе "Лесовосстановительные мероприятия" Приложения N 6 к договору N П-6/7 (в редакции дополнительного соглашения от 20.12.2018 N17) определены мероприятия по воспроизводству лесов, влияющие на количественные и качественные характеристики арендуемого обществом лесного участка и его насаждений.
На основании проведенного по инициативе Управления лесами Алтайского края в 2011 году лесоустройства на территории Бобровского лесничества были выявлены арендуемые истцом земли, на которых подлежало проведению искусственное лесовосстановление на площади 108 га (из них на территории Бобровского участкового лесничества - 60,9 га; на территории Калининского участкового лесничества - 47,7 га).
Однако, при проведении натурного обследования лесных участков, намеченных под искусственное лесовосстановление на 2020 год, было установлено, что произошло заращивание оставшейся запроектированной территории молодняком, а также ее зарастание древесно-кустарниковой растительностью, в подтверждение чего представлены акты несоответствия государственного лесного реестра натурному обследованию, пояснительная записка филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" - Сравнительная таблица.
Полагая, что в настоящее время проведение искусственного лесовосстановления на оставшейся запроектированной территории невозможно из-за фактического отсутствия необходимых площадей, истец обратился к ответчику с письмами о внесении изменений в лесной реестр и договор аренды N П-6/7 (письма от 11.10.2019 N 275; от 06.11.2019 N 309; от 13.11.2019 б/н; от 20.12.2019 N 386; от 21.02.2020 N 34; от 15.04.2020 N 82 и от 14.05.2020 N 104).
Ответчик письмами от 17.10.2019 N 24/П/12746; от 12.11.2019 N 24/П/13792; от 13.12.2019 N 24/П/15264; от 24.01.2020 N 24/П/743; от 27.03.2020 N 24/П/3415 и от 29.05.2020 N 24/П/5820 отказал истцу во внесении изменений в договор аренды, ссылаясь на то, что акты несоответствия и пояснительная записка филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" Министерством природы не утверждены и изменения в государственный лесной реестр не внесены, а соответственно основания руководствоваться данными материалами обследования отсутствуют.
Не согласившись с отказом министерства, общество обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по существу спора, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации была введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
В ходе рассмотрения дела в отношении Приложения N 3 "Характеристика лесного участка и его насаждений" стороны согласовали уточненную редакцию условий договора, не вызывающую сомнений, что обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка.
Кроме того, истец в исковом заявлении указал на отсутствие на арендованном участке необходимой площади для выполнения лесовосстановительных мероприятий, в том числе создания лесных культур, в связи с естественным зарастанием.
По инициативе суда первой инстанции стороны провели совместный осмотр арендованных участков, оформив его двусторонним актом, по результатам которого установлено, что в 2020 году площади для посадки молодняка не выявлено.
В мае 2021 года, при повторном осмотре установлена площадь для посадки - 2,3 га, в том числе в квартале 215 Бобровского участкового лесничества - 1,2 га и в квартале 244 этого же лесничества - 1,1 га.
Ответчик, возражая против внесения изменений в Приложение N 6 к договору в части определения годового объема фонда лесовосстановления, сослался на односторонний акт на списание лесных культур от 10.09.2020, согласно которому для списания и, соответственно, для последующего лесовосстановление, рекомендуются участки общей площадью 12, га.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно отклонил указанный документ, поскольку он составлен в одностороннем порядке, без привлечения представителей истца и не содержит сведений о том, каким образом проводилось обследование.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка как основание для внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Отклоняя доводы апеллянта, апелляционный суд руководствуется следующим.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации были разработаны Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды Российской Федерации N 188 от 25.03.2019 (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации (пункт 1). Пунктом 2 Правил установлено, что лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. При этом лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Согласно пункту 3 Правил лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (далее - содействие естественному лесовосстановлению).
Искусственное восстановление лесов (далее - искусственное лесовосстановление) осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений.
Комбинированное восстановление лесов (далее - комбинированное лесовосстановление) осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 8 Правил в целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 10 Правил лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления и считаются завершенными после отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 64.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил лесовосстановления, пункту 9 Видов лесосечных работ, Порядка и последовательности их проведения (утв. приказом Минпророды России от 27.06.2016 N 367) и пункту 41 Правил заготовки древесины способ лесовосстановления после проведенных чересполосных постепенных рубок может быть определен только после завершения на местах рубок работ по доочистке лесосек и последующего обследования лесного участка, так как в зависимости от состояния и количества на лесном участке жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород в соответствии с требованиями таблицы 2 Приложения 21 Правил лесовосстановления Обществом может быть выбран любой из трех возможных способов лесовосстановления.
Обязанности проводить после чересполосных постепенных рубок только искусственное лесовосстановление законодательством не предусмотрено.
на основании пункта 9 Правил лесовосстановления обязанность осуществлять создание лесных культур на землях Фонда лесовосстановления возникла у Общества по результатам проведенного Министерством в 2011 году лесоустройства и закрепления объема -108,6 га в Ведомостях проектируемых лесных культур на не покрытых лесом землях по Бобровскому и Калининскому участковым лесничествам Бобровского лесничества Алтайского края (в материалах лесоустройства).
В свою очередь, обязанность по проведению лесовосстановления после чересполосных постепенных рубок возникает у общества только после проведения рубки непосредственно на местности и, если необходимость создания лесных культур была установлена арендатором после проведения обследования лесного участка после рубки.
Из материалов дела следует, что общество обязанность по искусственному лесовосстановлению земель, входящих в Фонд лесовосстановления, выполнило (создание лесных культур было проведено с 2012 по 2019 годы на площади 49,6 га, а на площади 59 га произошло естественное заращивание молодняком и зарастание древесно-кустарниковой растительностью), а чересполосных постепенных рубок, после проведения которых надлежало выполнить искусственное лесовосстановление, общество не проектировало и не осуществляло, на территории арендуемого лесного участка отсутствуют лесные земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, а соответственно необходимо исключить объем по посадке леса из договора аренды N П-6/7.
Довод апеллянта об отсутствии в материалах дела доказательств изменения количественных и качественных характеристик и на процессуальные нарушения, а именно несоответствие резолютивной части решения в части раздела 2 содержанию резолютивной части полного текста решения, не принимается судом апелляционной инстанции.
Определением арбитражного суда Алтайского края от 14.09.2021 по данному делу была исправлена опечатка, допущенная в резолютивной части решения от 24.06.2021 и в полном тексте решения от 01.07.2021.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 июля 2021 года по делу N А03-10730/2020 является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушений норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 июля 2021 года по делу N А03-10730/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10730/2020
Истец: ООО "Бобровский лесокомбинат"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края