г. Пермь |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А71-6841/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенкова И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Кунанкин Э.Р., служебное удостоверение,
от третьего лица: Зайнуллина Н.А., паспорт, доверенность N 22 от 22.06.2021, диплом.
от заинтересованного лица: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме видео-конференц-связи при техническом содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, апелляционную жалобу заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 июля 2021 года
по делу N А71-6841/2021
по заявлению Прокуратуры Удмуртской Республики (ИНН 1831021019, ОГРН 1021801177001)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663)
третье лицо - акционерное общество "Ижевский радиозавод",
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Удмуртской Республики (далее - заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС России) о признании незаконным постановления от 26.04.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 29/04/19.7.2-75/2021.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены, признать незаконным и отменить постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.04.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 29/04/19.7.2-75/2021.
Не согласившись с судебным актом, антимонопольный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо настаивает на том, что факты направления АО "ИРЗ" в ФАС России писем со сведениями о финансово-экономическом состоянии организации от 12.08.2020, 11.11.2020 не могут являться доказательством несвоевременного представления обществом информационных писем об отсутствии обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, по результатам работы за 6 и 9 месяцев 2020 года соответственно. Направление указанных писем свидетельствует о совершении административных правонарушений - несвоевременного представления в ФАС России отчетов по форме 1-ГОЗ в виде сведений о финансово-экономическом состоянии организации (страницы 3 отчета по форме 1-ГОЗ по результатам работы за 6 и 9 месяцев 2020 года, соответственно). В связи с чем, установленное заявителем несвоевременное представление АО "ИРЗ" отчета по форме 1-ГОЗ в виде информационного письма об отсутствии у организации обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и /или контрактами, за 6 и 9 месяца 2020 года в действиях общества отсутствует. Кроме того, заявитель жалобы указал, что суд не оценил доводы о наличии в материалах дела двух дат времени совершения административного правонарушения - 07.07.2020 и 06.10.2020.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Третье лицо - АО "ИРЗ" представило в суд ходатайство о прекращении производства по делу, в котором указывает на истечение сроков давности привлечения АО "ИРЗ" к ответственности по статье 19.7.2 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства, представитель заявителя ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе заинтересованного лица, поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, акционерное общество "Ижевский радиозавод" (далее АО "ИРЗ") согласно приказам Минпромторга России от 29.11.2019 N 4485, от 26.06.2020 N 2036 "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, и отраслевого распределения интегрированных структур, осуществляющих свою деятельность в отраслях промышленности, относящихся к сфере ведения Минпромторга России, и их состава" было включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса до 03.11.2020.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 N 1709-72 "О государственном оборонном заказе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" АО "ИРЗ" обязано было ежеквартально предоставлять в ФАС России отчеты о ходе выполнения и финансирования заданий государственного оборонного заказа в 2020 году по установленной ФАС России форме (форма отчета 1-ГОЗ: страницы 1, 2, 3).
В адрес АО "ИРЗ" 07.04.2020 поступило требование ФАС России от 20.03.2020 N ДФ/22599-ДСП/20 о необходимости ежеквартального представления отчетов по форме 1-ГОЗ.
В требовании указано, в том числе, что квартальный отчет по форме 1-ГОЗ за 3 месяца (страницы 1 и 2 отчета) представляется в ФАС России в бумажном виде и в электронном виде (в формате Excel) с сопроводительным письмом до 5 апреля, квартальные отчеты за 6, 9, 12 месяцев предоставляются в том же порядке в срок до 5 июля, 5 октября, 20 января.
В случае отсутствия у организации обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и /или контрактами, она не освобождается от ежеквартального предоставления в ФАС России в установленные сроки отчета в виде: информационного письма об отсутствии указанных обязательств. При этом страница 3 отчета по форме 1-ГОЗ должна предоставляться организацией ОПК ежеквартально в установленные сроки.
АО "ИРЗ" отчет по форме 1-ГОЗ в виде информационного письма об отсутствии указанных обязательств за 6 и 9 месяцев 2020 года направлены в ФАС России почтой соответственно 12.08.2020 за N 591-43-113 дсп и 11.11.2020 за N 591-43-144 дсп, то есть с нарушением установленных сроков.
10.03.2021 Удмуртским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в отношении АО "ИРЗ" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Постановление и материалы к нему направлены на рассмотрение в ФАС России.
Постановлением заместителя начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения ФАС России от 26.04.2021 по делу N 29/04/19.7.2-75/2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "ИРЗ" прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В постановлении о прекращении производства по делу должностным лицом сделан вывод, что АО "ИРЗ" направило в ФАС России письма исх. от 12.08.2020 N 591-43-113дсп и от 11.11.2020 N 591-43-144дсп, которые являются сопроводительными письмами к представляемым сведениям о финансово-экономическом состоянии организации за 6 и 9 месяцев 2020 года (страницы 3 отчета по форме 1-ГОЗ) и не являются отчетом по форме 1-ГОЗ (страницы 1, 2 отчета) в виде информационных писем об отсутствии обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, которые должны быть представлены до 05.07.2020, 05.10.2020.
ФАС России сделан вывод о том, что направленные АО "ИРЗ" в ФАС России письма исх. от 12.08.2020 N 591-43-113дсп и от 11.11.2020 N 591-43-144 дсп являются сопроводительными письмами к представляемым сведениям о финансово-экономическом состоянии организации за 6 и 9 месяцев 2020 года (страница 3 отчета по форме 1-ГОЗ) и не являются отчетом по форме 1-ГОЗ в виде информационного письма об отсутствии обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, по результатам работы за 6 и 9 месяцев 2020 года, в связи с чем факт направления АО "ИРЗ" в ФАС России указанных писем не может являться доказательством несвоевременного представления АО "ИРЗ" информационного письма об отсутствии обязательств по исполнению заданий государственного оборонного заказа, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, по результатам работы за 6 и 9 месяцев 2020 года.
Несогласие заявителя с постановлением о прекращении производства об административном правонарушении послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что содержащийся в оспариваемом постановлении вывод об отсутствии в действиях (бездействии) АО "ИРЗ" события правонарушения является неправомерным.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Частью 1 статьи 15.3 данного Федерального закона установлено, что государственные заказчики, федеральные органы исполнительной власти, иные осуществляющие в установленном порядке функции указанных органов органы или организации, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 N 1709 -72 "О государственном оборонном заказе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" ФАС России были направлены требования организациям оборонно-промышленного комплекса о представлении сведений о ходе выполнения и финансирования заданий по государственному оборонному заказу по форме отчета 1-ГОЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес АО "ИРЗ" направлено письмо ФАС России о представлении отчета по форме 1-ГОЗ от 20.03.2020 N ДФ/22599-ДСП/20, в котором указано на необходимость представления отчета по форме 1-ГОЗ (страница 1 и 2 отчета) по результатам работы, в том числе за 6, 9 месяцев 2020 года до 05.07.2020, 05.10.2020 с сопроводительным письмом.
Требованием ФАС России также установлено, что в случае отсутствия у организации ОПК обязательств по исполнению заданий ГОЗ, предусмотренных государственными контрактами и/или контрактами, она не освобождается от ежеквартального представления в ФАС России в установленные сроки отчета в виде: информационного письма об отсутствии указанных обязательств. При этом страница 3 отчета по форме 1-ГОЗ должна представляться организацией ОПК ежеквартально в установленные сроки.
В нарушение указанного, АО "ИРЗ" направлены 12.08.2020 за N 591-43-113 дсп и 11.11.2020 за N 591-43-144 дсп в ФАС России отчеты по форме 1-ГОЗ в виде информационного письма об отсутствии контрактов по исполнению государственного оборонного заказа за 6 и 9 месяца 2020 года, то есть указанные отчеты направлены с нарушением установленного срока.
Указанное, как правомерно отмечено судом первой инстанции, свидетельствует о наличии в действиях общества события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как ранее было указано, сроки предоставления информационных писем содержатся в требовании ФАС России от 20.03.2020 N ДФ/22599-ДСП/20 о необходимости ежеквартального представления отчетов по форме 1-ГОЗ, направленном ФАС России в адрес АО "ИРЗ". В требовании указано, что информационное письмо об отсутствии обязательств по исполнению заданий ГОЗ за 6 месяцев предприятию следовало предоставить в срок до 5 июля 2020 года, за 9 месяцев - до 5 октября 2020 года.
Таким образом, годичный срок привлечения предприятия к административной ответственности за несвоевременное предоставление в ФАС России информационного письма за 6 месяцев 2020 года истек 7 июля 2021 года, за 9 месяцев - 06 октября 2021 года.
Как справедливо указал Арбитражный суд Удмуртской Республики, на момент вынесения решения по делу истек годичный срок привлечения предприятия к ответственности по эпизоду за 6 месяцев 2020 года, однако не истек по эпизоду за 9 месяцев.
Вместе с тем, на момент рассмотрения апелляционной жалобы, на сегодняшний день также истек срок привлечения предприятия к ответственности за несвоевременное предоставление информационного письма за 9 месяцев.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности, восстановлению не подлежат, и их истечение является безусловным основанием для принятия судом решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы, с учетом истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, не имеют самостоятельного правового значения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 июля 2021 года по делу N А71-6841/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6841/2021
Истец: Прокуратура Удмуртской Республики
Ответчик: Управление контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы
Третье лицо: АО "Ижевский радиозавод"