город Омск |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А46-7846/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9841/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2021 по делу N А46-7846/2021 (судья С.Г. Захарцева), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю Иванову Дмитрию Владимировичу (ОГРНИП 313553506500011, ИНН 550505855003) о взыскании 811 250 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Н.Ю. по доверенности от 14.01.2021 N ИСХ-21/МСХ-89 сроком действия до 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Иванову Дмитрию Владимировичу (далее - ИП Иванов Д.В., предприниматель, ответчик) о взыскании 811 250 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2021 по делу N А46-7846/2021 исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ИП Ивановым Д.В. не достигнуто значение показателя результативности, предусмотренное соглашением, а именно: не обеспечено создание 6 новых постоянных рабочих мест в крестьянском (фермерском) хозяйстве (далее также КФХ).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП главой КФХ Ивановым Д.В. 11.08.2017 в Минсельхозпрод Омской области подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм.
Между Министерством и ИП Ивановым Д.В. 26.09.2017 заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм N 13-СЖФ.
Средства гранта в общей сумме 3 245 000 руб. зачислены 18.10.2017 на счет ИП Иванова Д.В. N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
Установив в ходе проверки нарушение условия, предусмотренного подпунктом 5.3.6 пункта 5 соглашения от 26.09.2017 N 13-СЖФ, выразившегося в недостижении ИП Ивановым Д.В. значения показателей результативности по созданию рабочих мест, установленного соглашением (план создать 4 рабочих места, фактически создано 3 рабочих места, обязательства не выполнены на 25 процентов), Министерство направило в адрес предпринимателя уведомление от 26.02.2021 N ИСХ21/МСХ-1365 о возврате средств областного бюджета.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без исполнения, Министерство обратилось в суд с соответствующим иском.
16.07.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Государственной программой Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, установлен Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм (приложение N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития") (далее - Порядок).
Порядком определяется цель предоставления грантов из областного бюджета главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм (далее - грант на развитие фермы) критерии отбора глав КФХ для предоставления грантов на развитие фермы, условия и порядок предоставления грантов на развитие фермы, а также порядок возврата остатков средств гранта на развитие фермы, не использованных в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы (далее - остатки гранта), порядок возврата грантов на развитие фермы в случае нарушения условий их предоставления.
В соответствии с пунктом 22 Порядка условиями предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи являются:
1) указание главой КФХ достоверных сведений в документах, направленных в конкурсную комиссию согласно пункту 7 настоящего Порядка;
2) осуществление КФХ деятельности в течение не менее 5 лет после получения гранта на развитие фермы;
3) использование полученного гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заемных средств, в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы;
4) оплата без использования средств гранта на развитие фермы не менее 40 процентов стоимости затрат, закрепленных в плане расходов бизнес-плана, в том числе не менее 10 процентов затрат за счет собственных средств;
5) использование имущества, приобретенного КФХ за счет гранта на развитие фермы, исключительно на развитие семейной животноводческой фермы в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта на развитие фермы;
6) создание не менее 3 постоянных рабочих мест в КФХ в течение 2 лет со дня предоставления гранта на развитие фермы;
7) недопущение сокращения рабочих мест в КФХ в течение 5 лет со дня предоставления гранта на развитие фермы;
8) предоставление в Министерство сведений, указанных в разделах II - IV приложения N 5 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165", по формам и в сроки, которые предусмотрены данным приказом, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих использование средств гранта на развитие фермы в соответствии с планом расходов бизнес-плана;
9) заключение с Министерством соглашения о предоставлении гранта на развитие фермы, предусматривающего в качестве условия его предоставления согласие получателя гранта на развитие фермы на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, цели и порядка предоставления гранта на развитие фермы, по форме, утвержденной Министерством (далее - соглашение).
При предоставлении гранта на развитие фермы соглашением предусматриваются случаи возврата остатков гранта.
В случае нарушения главой КФХ условий предоставления гранта на развитие фермы, за исключением нецелевого использования средств гранта на развитие фермы, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта на развитие фермы в полном объеме. В случае выявления факта нецелевого использования средств гранта на развитие фермы Министерство в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования (пункт 27 Порядка).
В течение 30 календарных дней со дня получения уведомлений, указанных в пункте 27 настоящего Порядка, средства гранта на развитие фермы подлежат возврату в областной бюджет (пункт 28 Порядка).
В соответствии с пунктом 29 Порядка в случае невозврата бюджетных средств в срок, указанный в пункте 28 настоящего Порядка, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, между ИП Ивановым Д.В. и Министерством подписано соглашение от 26.09.2017 о предоставлении гранта в размере 3 245 000 руб. на реализацию проекта "Разведение семейной животноводческой фермы на базе КФХ Иванова Д.В.", по условиям пункта 1.1 которого Министерство предоставляет из областного бюджета в 2017 году ИП Иванову Д.В. грант на развитие семейных животноводческих ферм в размере 3 245 000 руб.
Согласно пункту 5.3.6 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением.
Пунктом 6.2 соглашения от 26.09.2017 N 13-СЖФ предусмотрено, что в случае нарушения получателем одного или нескольких условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, главный распорядитель средств областного бюджета в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю требования о возврате субсидии в областной бюджет.
Пунктом 6.3 соглашения установлено, что субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения требования о возврате субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 3.1.2 плана расходов бизнес-плана "Развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ Иванова Д.В." количество новых рабочих мест в КФХ в 2019 году должно составлять 4 новых рабочих места.
В обоснование заявленных требований Министерство указало допущение ИП Ивановым Д.В. единственного нарушения условий Порядка и соглашения, а именно: необеспечение создания предпринимателем 1 рабочего места.
Судом первой инстанции установлено и из представленных ответчиком документов (копия формы СЗВ-СТАЖ за 2020 год от 17.02.2021 на 4 застрахованных лица, копия формы ОДВ-1 за 2020 год от 17.02.2021 на 4 застрахованных лица, копия сводной таблицы сведений о доходах 4 физических лиц за 2020 год) следует, что ИП Ивановым Д.В. предприняты надлежащие меры, направленные на создание рабочих мест и выполнение всех условий предоставления гранта. При этом 15.11.2020 принят рабочий Лабутин И.А., следовательно, было создано 4 новое рабочее место, что подтверждается формой СЗВ-СТАЖ за 2020 год от 17.02.2021.
Отсутствие возможности создания одного рабочего места в период срока освоения гранта вызвано объективными причинами, такими как введение карантина в связи с чрезвычайной ситуацией по распространению коронавирусной инфекции, а также вспышкой туберкулеза у скота, при которой был наложен карантин согласно приказу Главы управления ветеринарии Омской области от 25.11.2020 N 68.
Также ответчиком даны пояснения о том, что в Министерство был представлен отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 от 12.01.2021 с опечаткой в показателях количества новых рабочих мест, созданных в КФХ, как в плановых показателях, так и фактических. В связи с поздним обнаружением данной опечатки верный отчет Министерством не принят к сведению.
Довод подателя жалобы о том, что предпринимателем не обеспечено создание 6 новых постоянных рабочих мест в КФХ, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку в уведомлении от 26.02.2021 Министерство в качестве основания для возврата субсидии указало на необеспечение 1 рабочего места.
При таких обстоятельствах ссылка на необеспечение создания 6 рабочих мест отклоняется как не послужившая основанием для предъявления заявленных требований (при указанных Министерством в апелляционной жалобе обстоятельствах был бы иной расчет субсидии, подлежащей возврату).
Министерством не оспаривается, что полученные в рамках соглашения от 26.09.2017 N 13-СЖФ денежные средства освоены ИП Ивановым Д.В. и использованы в соответствии с целями, определенными условиями соглашения, бизнес - планом проекта ""Развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ Иванова Д.В.".
Факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено и из материалов дела не усматривается.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10 по делу N А56-43988/2008).
Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Омской области семейных животноводческих ферм, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных (пункт 2 Порядка).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учётом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Само по себе несвоевременное, либо неполное предоставление финансовых отчётов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
В рассматриваемом случае факт нецелевого использования средств истцом не доказан, в связи с чем применение такой санкции как изъятие бюджетных средств не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2021 по делу N А46-7846/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7846/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ИВАНОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Третье лицо: УФМС по Омской области