г.Самара |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А55-32586/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Александрова А.И.,
судей Гадеевой Л.Р., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горянец Д.Д.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2, апелляционную жалобу Управления Росгвардии по Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2021 года об утверждении Положения о порядке сроках и условиях реализации имущества должника по делу N А55-32586/2020 о несостоятельности (банкротстве) Амосова Сергея Сергеевича, ИНН 635007329374
УСТАНОВИЛ:
Амосов Сергей Сергеевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), мотивируя данное заявление наличием задолженности перед кредиторами в размере 1 365 457 руб. 80 коп., просит ввести процедуру реализации имущества гражданина сроком на четыре месяца.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.12.2020 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2021 Амосов Сергей Сергеевич признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на четыре месяца. Финансовым управляющим должника утвержден Гудалов Сергей Геннадьевич, член Союза арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Дело", регистрационный номер - 19807, ИНН 583709874440.
Объявление об открытии в отношении должника процедуры реализации имущества опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 16(6978) от 30.01.2021.
Финансовый управляющий должника обратился в арбитражный суд с заявлением об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина Амосова Сергея Сергеевича.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 11.06.2021 г. привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области.
От Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области поступили письменные пояснения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2021 г. по делу N А55-32586/2020 утверждено положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника - двуствольного охотничьего ружья ТОЗ-34 Р, кал. 12/70, У 85 N 19996, 2017 года, с установлением начальной стоимости в размере 15 999,66 руб., в редакции финансового управляющего.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росгвардии по Самарской области (третье лицо по настоящему обособленному спору) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2021 г. апелляционная жалоба оставлена без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2021 г. апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 05 октября 2021 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание 05 октября 2021 г. лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает основания для изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 32 Закона о банкротстве и ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Банкротство граждан регулируется главой X Закон о банкротстве.
Пунктом 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве установлено все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу.
Из материалов дела следует, что финансовым управляющим должника выявлено имущество у Амосова С. С., а именно гражданское оружие: двуствольное охотничье ружье модель ТОЗ-34 Р, калибр 12/70, У 85 N 19996, год выпуска: 2017.
Должник имеет разрешение на хранение и использование оружия: серия РОХа N 17404893 выдано 10.03.2017 сроком действия до 10.03.2022.
На основании решения финансового управляющего должника об оценке имущества должника от 29.04.2021 была установлена цена за одну единицу оружия в сумме 15 999 руб. 66 коп. с учетом технического состояния.
Финансовый управляющий должника в своём заявлении об утверждении Положения о порядке и условиях продажи имущества должника указал на то, что продажу имущества должника следует осуществить путем заключения прямых договоров купли-продажи с обязательными публикациями на сайте ЕФРСБ и бесплатных информационных ресурсах.
Также, финансовым управляющим в обоснование заявленных требований указано на то, что единственно важным критерием и соответствующим целям процедуры реализации имущества гражданина и кредиторов должника является уменьшение текущих расходов на публикации в печатном органе -ЗАО "КоммерсантЪ". Исходя из средней стоимости одной публикации в ЗАО "КоммерсантЪ" - цена за публикацию составит порядка 30 000 рублей. Таких публикаций понадобится минимум три - соответственно текущие расходы на процедуру составят около 90 000 рублей, которые в дальнейшем финансовый управляющий будет возмещать из конкурсной массы за счет реализации имущества должника. Тогда как в случае реализации имущества путем заключения прямых договоров купли-продажи, данные расходы исключаются, а денежные средства с реализации имущества идут на погашение задолженности перед кредиторами должника.
В своей апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что оружие должно реализовываться специализированной организацией, а финансовый управляющий должника не может осуществлять продажу. Также, заявителем указано на отсутствие у финансового управляющего должника лицензии.
Суд апелляционной инстанции, с учётом установленных по делу обстоятельств приходит к выводу об отклонении доводов апелляционной жалобы, в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 названной статьи.
В силу п.п. 1, 2 ст. 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве.
Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с Законом о банкротстве, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.
На основании п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 указанного Закона, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Из разъяснений данных в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) граждан" следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника - гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имевшего этого статуса ранее, утверждается судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании соответствующего ходатайства финансового управляющего.
Следовательно, регулирование спорного вопроса в деле о банкротстве должно позволять достигать баланса в удовлетворении интереса кредиторов, потерпевших от неэффективного сособственника, с одной стороны, и интереса сособственника и общества в целом на максимальную эффективность в реализации права собственности.
Имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном названным Федеральным законом (п. 3 ст. 213.26 Закона о банкротстве).
В рассматриваемом случае результаты данной оценки имущества (15 999 руб. 66 коп.) должника не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недостоверными.
Финансовым управляющим было разработано Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника, из которого следует, что имущество реализуется путем заключения финансовым управляющим прямого договора купли-продажи.
Положение содержит ограничения, связанные с продажей оружия должника, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", а также требование к покупателю оружия (наличие лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия).
С учетом статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об оружии, принадлежащее должнику оружие является имуществом, ограниченном в обороте. Имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, может быть продано только на закрытых торгах (пункт 5 статьи 111 Закона о банкротстве).
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 213.26 Закона о банкротстве подлежит реализации на открытых торгах имущество, стоимость которого превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество.
Учитывая, что стоимость оружия, принадлежащего должнику, составляет менее ста тысяч рублей, оно может быть продано путем заключения прямых договоров, то есть без процедуры торгов в целях минимизации затрат.
В соответствии со ст. 20 Закона об оружии, а также п. 13 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, действующее законодательство предусматривает продажу огнестрельного оружия, в том числе минуя посредника, напрямую покупателю. В связи с этим утверждаемое положение, содержащее требование к покупателю об обязательном наличии лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия, не противоречит действующему законодательству. Вместе с тем, продажа оружия через специализированную организацию лишь увеличит затраты в размере ее вознаграждения.
При этом положения статей 9, 10 и 20 Закона об оружии регламентируют порядок лицензирования приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему; определяют субъектов, имеющих право на приобретение оружия, а также порядок продажи, дарения и наследование оружия, что в принципе определяет порядок продажи спорного имущества с учетом соответствующих положений закона, что не предполагает необходимость цитирования статей закона в положении.
Согласно статье 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом: все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
В соответствии с указанной нормой оружие должника будет продаваться от его имени, а у должника разрешения на хранение и ношение указанного оружия имеется до 10.03.2022.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предложенный на утверждение проект Положения соответствует требованиям законодательства о банкротстве в полном объеме, разработан в соответствии с требованиями статьей 110, 139 Закона о банкротстве, а также норм Закона об оружии, не противоречит положениям Закона о банкротстве и по существу соответствует целям процедуры реализации имущества должника, направленным на реализацию конкурсной массы и последующее удовлетворение требований кредиторов.
Однако суд апелляционной инстанции считает необходимым внести изменения в п. п. 3.7 Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника, в связи с тем, что в положении имеется указание на п. 2 ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об оружии", который в силу Федерального закона от 08.12.2003 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" утратил силу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить п. 3.7 Положения изложив его в новой редакции в соответствии с положениями действующего законодательства.
В остальной части Положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника, а также первоначальная цена, установленная финансовым управляющим обоснованно, были утверждены судом первой инстанции.
С учётом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2021 г. по делу N А55-32586/2020 подлежит изменению, с изложением п. 3.7 Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника в новой редакции. В остальной части определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2021 года по делу NА55-32586/2020 подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2021 года по делу N А55-32586/2020 изменить в части утверждения п. 3.7 Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника - двуствольного охотничьего ружья ТОЗ-34 Р, кал. 12/70, У 85 N 19996, 2017 года, с установлением начальной стоимости в размере 15 999,66 руб., изложив в следующей редакции:
"3.7. Покупателями имущества должника может быть лицо, соответствующее требованиям, указанным в ч.3 ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об оружии", которые могут быть признаны покупателями имущества по законодательству РФ, своевременно подавшие заявку, соответствующую требованиям, установленным законодательством и указанным в настоящем сообщении, представившие достоверные документы, указанные в настоящем сообщении, и внесшие задаток в размере, в порядке и в сроки, указанные в настоящем сообщении о проведении закрытых торгов. В связи с проведением закрытых торгов, к заявке на участие в торгах должны прилагаться достоверные документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к участнику закрытых торгов, а именно: - наличие у участника торгов действующей лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия (для юридических лиц) или - наличие у участника торгов действующей лицензии на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование (для физических лиц) или - наличие у участника торгов статуса государственной военизированной организации.".
В остальной части Определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2021 года по делу N А55-32586/2020 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
Л.Р. Гадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32586/2020
Должник: Амосов Сергей Сергеевич
Кредитор: Амосов Сергей Сергеевич
Третье лицо: Гудалов Сергей Геннадьевич, Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 11 по Самарской Области, ПАО Банк "ФК Открытие", Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Дело", Управление по вопросам миграции УМВД по Самарской области, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ф/у Гудалов Сергей Геннадьевич, Центр по Выплате Пенсий и Обработке Информации Пенсионного Фонда России в Самарской области