г. Чита |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А19-21995/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Ангара" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2021 года по делу N А19-21995/2020 по исковому заявлению Администрации муниципального образования города Братска (ИНН 3803100833) к обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Ангара" (ИНН 3804052910) о взыскании 555000 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования города Братска (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Ангара" (далее - ответчик, ООО Агрофирма "Ангара", Общество) о взыскании 555000 руб. субсидии, предоставленной в целях возмещения затрат в связи с приобретением производственного оборудования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2021 года исковые требования удовлетворены. Взыскано с ответчика в пользу истца 555000 руб., а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 14100 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2021 года по делу N А19-21995/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, суд принял решение по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, поскольку не учел невозможность общества обеспечить прирост численности работников по объективной причине, так как одна из работников общества ушла в декретный отпуск. Также ответчик указывает, что общество было допущено к конкурсу на предоставление субсидии и было признано его победителем, но суд не дал оценку мнению истца о том, что общество не соответствовало условиям конкурса. По мнению ответчика, суд не указал основания, по которым пришел к выводу о невыполнении обществом условий, предусмотренных п.3 главы 3 Порядка предоставления субсидий.
В материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.08.2021.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2021 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Антонову О.П.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО Агрофирма "Ангара" (получатель) и Администрацией муниципального образования города Братска 14.06.2019 года заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета города Братска в целях финансового возмещения затрат в связи с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства производственного оборудования (далее - Соглашение).
В соответствии с указанным Соглашением Администрация предоставляет получателю субсидию в размере 555000 руб. в целях финансового возмещения затрат в связи с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства производственного оборудования субсидию на создание собственного бизнеса.
В соответствии с подпунктом 3.1.1 Соглашения, получатель обязуется: в течение 30 рабочих дней по истечении текущего календарного года предоставить Администрации отчет о достижении целевых показателей по форме согласно приложению 1 к настоящему Соглашению с приложением копий следующих документов:
1) подтверждающих сумму фактически уплаченных налогов и арендной платы за земельные участки в 2019 году в бюджет города Братска;
2) форма "Сведения о среднесписочной численности работников юридического лица или индивидуального предпринимателя за предшествующий календарный год", утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ "Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год", по состоянию на 21.12.2019 с отметкой налоговых органов или подтверждением передачи указанной формы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
3) отчет о финансовых результатах за 2019 год по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", - для юридических лиц либо документ, содержащий сведения о выручке СМСП, в произвольной форме - для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;
4) расчет по форме 6-НДФЛ, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@, за 2019 год с отметкой налоговых органов или подтверждением передачи указанного расчета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Пунктом 3.1.2.Соглашения предусмотрено, что получатель обязуется возвратить сумму предоставленной субсидии в бюджет города Братска в случае: 1) нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Администрацией в лице отдела бухгалтерского учета и отчетности Администрации и (или) отдела муниципального финансового контроля Администрации; 2) недостижения показателя результативности использования субсидии, установленного в соответствии с п. 14 гл.2 Порядка. Возврат субсидии в бюджет города Братска производится в течение 20 рабочих дней со дня получения требования, указанного в пункте 3.3 настоящего Соглашения, путем перечисления суммы денежных средств, указанной в требовании, в бюджет города Братска.
Субсидия в размере 555000 руб. перечислена ООО Агрофирма "Ангара" платежным поручением от 24.06.2019 г. N 68160.
После получения субсидии Обществом не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 3 главы 3 Порядка предоставления субсидий, в соответствии с которым минимальное значение целевого показателя "прирост среднесписочной численности работников" должно составлять более 0%.
Администрацией города Усть-Илимска в адрес ООО Агрофирма "Ангара" направлено письмо от 28.05.2020 г. исх. N 11904/16/20 с требованием в течение 20 рабочих дней со дня получения настоящего требования произвести возврат предоставленной субсидии путем перечисления денежных средств в бюджет города Братска.
В связи с неисполнением Обществом обязательств по возврату денежных средств в сроки указанные в письме от 28.05.2020 г. Администрации города Братска обратилась в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ООО Агрофирма "Ангара" 555000 руб. предоставленной ему субсидии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период спорных взаимоотношений) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в частности, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что в целях развития предпринимательства на территории муниципального образовании города Братска, постановлением мэра г. Братска от 14.11.2016 г. N 1801 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Братска в целях финансового возмещения затрат в связи с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства производственного оборудования.
Указанным Положением определено, что в случае выявления нарушения получателем субсидии, предусмотренного пунктом 2 настоящей главы и соглашением, администрация в течение 20 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет СМСП письменное требование о возврате субсидии (далее - требование), в свою очередь получатель субсидии обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения требования вернуть субсидию путем перечисления суммы денежных средств, указанной в требовании, в бюджет города Братска (п.3, п.4 гл. 4 Порядка предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 1 главы 3 Порядка предоставления субсидий в целях осуществления контроля за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением, и оценки бюджетной эффективности финансовой поддержки СМСП обязан в соответствии с заключенным соглашением представить уполномоченному органу отчет о достижении целевых показателей в течение 5 календарных дней по истечении трех месяцев с начала календарного года, следующего за годом, в котором была предоставлена субсидия.
Отчетность в обязательном порядке должна содержать следующие целевые показатели:
1) размер налоговых отчислений и арендной платы за земельные участки, уплаченных в бюджет города Братска по истечении календарного года, в котором была подана заявка;
2) прирост среднесписочной численности работников СМСП по истечении календарного года, в котором была подана заявка;
3) прирост выручки СМСП от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг по истечении календарного года, в котором была подана заявка;
4) соотношение размера среднемесячной заработной платы СМСП по истечении календарного года, в котором была подана заявка, и минимального размера оплаты труда в городе Братске (п.2 гл. 3 Порядка предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 3 главы 3 Порядка предоставления субсидий минимальное значение целевых показателей, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 2 настоящей главы должно составлять более 0%, минимальное значение целевого показателя, указанного в подпункте 4 пункта 2 настоящей главы - не менее 100%.
Как следует из отчета о достижении целевых показателей от 01.04.2020 прирост среднесписочной численности работников у ООО Агрофирма "Ангара" составил -0,35%, при этом плановое значение целевого показателя также составляло -0,35%.
Минусовой планируемый показатель прироста среднесписочной численности работников (-0,35%) был указан Обществом в заявлении на предоставлении субсидии от 22.04.2019.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 главы 1 Порядка предоставления субсидий предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе по соответствующим критериям, одним из которых является прирост среднесписочной численности работников СМСП (строка 3 приложения N 1 к Порядку - Таблица критерий оценок).
В силу абзаца 6 пункта 10 главы 2 Порядка предоставления субсидий минимальное значение критерия оценки строки 3 Таблицы для участника конкурса должно составлять более 0%.
Таким образом, обоснованным является отклонение судом первой инстанции довода ответчика о том, что в заявлении о предоставлении субсидии он уведомил Администрацию о возможном приросте среднесписочной численности работников, который будет составлять -0,35, и вывод о том, что минусовой планируемый показатель прироста среднесписочной численности работников Общества, как участника конкурса, свидетельствует о несоответствии получателя субсидии условиям, содержащимся в Порядке предоставления субсидий, о нарушение порядка предоставления субсидии.
Поддерживая данный вывод и отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд отмечает, что сам по себе допуск Общества к участию в конкурсе и признание его победителем при установленных обстоятельствах не свидетельствует о соблюдении Порядке предоставления субсидий.
Также судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ответчик не выполнил условия, предусмотренные пунктом 3 главы 3 Порядка предоставления субсидий, что подтверждается отчетом о достижении целевых показателей от 01.04.2020 и не оспаривается Обществом.
Доказательств возврата субсидии в установленный срок ООО Агрофирма "Ангара" также не представлено.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета города Братска в целях финансового возмещения затрат в связи с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства производственного оборудования от 14.06.2019 г., пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Администрации муниципального образования города Братск о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Ангара" 555000 руб.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2021 года по делу N А19-21995/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21995/2020
Истец: Администрация муниципального образования города Братска
Ответчик: ООО Агрофирма "Ангара"