г. Москва |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А40-30579/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.В. Валюшкиной, А.И. Проценко, при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.С. Воронкиным, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного унитарного предприятия города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2021 года
по делу N А40-30579/21, принятое судьей Березовой О.А.( 41-218), по иску Государственного унитарного предприятия города Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы"
(127576, г. Москва, Новгородская ул., 14А ИНН 7706040103, ОГРН 1037739468909) к Департаменту городского имущества города Москвы
(1231121, г.Москва, Красногвардейский пр-д, 21с1, ИНН 7701319704, ОГРН 1037739510423) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Пирогов В.В. по доверенности от 02.12.2020, диплом N 117718 0617674 от 15.07.2016;
от ответчика: Ивашурина А.А. по доверенности от 29.12.2020, диплом N 106424 0543293 от 04.07.2014;
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (далее - ГУП СППМ, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) об урегулировании разногласий сторон при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 11.10.2006 N М-02-027268, а именно в пункте 1.5 приложения N 1 к дополнительному соглашению установить ставку арендной платы в размере 0, 01 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2021 урегулированы разногласия сторон при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 11.10.2006 N М-02-027268; пункт 1.5 приложения N 1 к дополнительному соглашению принят в редакции ответчика: "1.5. Ставка арендной платы в % от кадастровой стоимости - 1, 5%".
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования при изложении пункта 1.5 в редакции истца: "Ставка арендной платы в размере 0, 01 % от кадастровой стоимости земельных участков".
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что судом первой инстанции неверно квалифицирован объект недвижимого имущества как необходимого для эксплуатации и содержания подземного сооружения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 11.10.2021 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 11.10.2006 между Департаментом и ГУП СППМ заключен договор аренды земельного участка N М-02-027268 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора предметом аренды является земельный участок, состоящий из 9-ти обособленных участков.
Истец 13.10.2020 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении указанного договора аренды, во исполнение которого Департамент письмом от 10.11.2020 N 33-5-95708/20-(0)-1 направил истцу проект дополнительного соглашения к договору аренды, в соответствии с пунктом 1.5 приложения N 1 к дополнительному соглашению ставка арендной платы установлена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Не согласившись с указанным проектом, истец направил ответчику протокол разногласий, в котором просил установить ставку арендной платы в размере 0, 01 %, ссылаясь на то, что согласно пункту 3.3 договора размер арендной платы установлен в приложении N 1, в котором ставка арендной платы указана в размере 0, 01 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Дополнительное соглашение в редакции протокола разногласий ответчиком не подписано, в связи с чем истец передал разногласия по соглашению на рассмотрение суда.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом первой инстанции установлено, что нежилые помещения площадью 1 058 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Декабристов, д. 4, корп. 3 (подвал, пом. I, комн. 1-10, 10а, 11-54, 54а, 55-66), находятся в хозяйственном ведении истца, часть помещений переданы истцом в аренду, что следует из представленной в дело выписки из ЕГРП от 01.08.2019 N 77/100/160/2019-15479.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-44746/2017 и
N А40-62561/17 установлено, что помещения представляют собой убежище (радиационное укрытие) - подземное защитное сооружение гражданской обороны двойного назначения, над указанными нежилыми помещениями надстроен многоквартирный дом, из публичной кадастровой карты в сети Интернет следует, что земельный участок, на котором находятся нежилые помещения с надстроенным над ними многоквартирным домом, не сформирован, на земельных участках, предоставленных истцу в аренду, находятся вентиляционные оголовки, входы и выходы из нежилых помещений.
Порядок установления размера арендной платы за земельные участки в г. Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", в котором указано, что основными параметрами, влияющими на размер арендной платы за землю, являются вид деятельности арендатора и кадастровая стоимость самого земельного участка; для более детального учета стоимости земель города проведена государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночной стоимости платы за право на заключение договоров аренды земельных участков и иной информации о земельных участках и объектах недвижимости; в целях более точного отражения стоимости земельного участка, установленной в результате проведения государственной кадастровой оценки земель города Москвы, в сложившейся ситуации обоснован переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
При подготовке проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка ответчиком применена ставка арендной платы, установленная пунктом 13 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
В приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП не указаны объекты гражданской обороны, защитные сооружения гражданской обороны, убежища, радиационные укрытия.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пункт 3 названных Правил перечислены случаи, при которых арендная плата определяется по ставке 0, 01 % от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов:
земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, или физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю, или физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы (ставка 0, 01 % устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета);
в аренду предоставлен земельный участок, изъятый из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;
в аренду предоставлен земельный участок, загрязненный опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
в аренду предоставлен земельный участок для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; согласно пункту 4 статьи 27 из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено Кодексом и Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, на земельных участках, предоставленных истцу в аренду, не располагается ни один из объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставлены не физическим лицам, не для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, не являются загрязненными отходами, радиоактивными веществами, подвергшимися загрязнению, заражению и деградации, в связи с чем ставка в размере 0, 01 % от кадастровой стоимости этих земельных участков на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 применяться не может.
В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП ставка арендной платы в размере 0, 01 % от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении земельных участков, предназначенных для строительства гостиниц, в том числе в составе многофункциональных комплексов (пункт 6.1), для размещения объектов фундаментальных научных исследований (пункт 7.1.1), прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (пункт 7.1.2), для эксплуатации культовых комплексов, зданий, сооружений, духовно-административных центров религиозных организаций и деятельности по религиозному образованию (пункт 7.1.3), для строительства объектов по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (пункт 7.2.2), для размещения имущественных комплексов государственных научных центров Российской Федерации (пункт 7.4), для эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (пункт 9.10), удаления сточных вод и обработки твердых отходов (пункт 9.11), для размещения и строительства имущественных комплексов технополисов (пункт 9.16), земельных участков, занятых водными объектами, находящимися в обороте (пункт 12), предназначенных для строительства магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, а также взаимосвязанных вспомогательных работ (пункт 13.1.1), объектов метрополитена (пункт 13.1.2), для эксплуатации и ремонта метрополитена и сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию и оказывающего услуги по утвержденным государством тарифам (пункт 13.2), земельных участков, занятых особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами (пункт 14), земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельных участков земель резерва, земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные (пункт 16).
Земельные участки, предоставленные истцу по договору аренды, не относятся ни к одному из перечисленных в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП случаев применения ставки арендной платы в размере 0, 01 % от кадастровой стоимости, в том числе к случаю, указанному в пункте 7.2.2 приложения 1, так как земельные участки для строительства объектов по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях не предоставлялись.
Вместе с тем в пункте 13 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП указаны земельные участки, предназначенные для размещения конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений.
Поскольку судебными актами по делам N А40-44746/2017 и N А40-62561/17 установлено, что на спорных земельных участках находятся вентиляционные оголовки, входы и выходы из нежилых помещений, которые представляют собой убежище (радиационное укрытие) - подземное защитное сооружение гражданской обороны двойного назначения, суд первой инстанции согласился с доводами Департамент о том, что эти объекты подпадают под определение конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации и содержания подземного сооружения, данное в пункте 13 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, в связи с чем к земельным участкам, предоставленным для размещения этих являются объектов, следует применять ставку арендной платы в размере 1, 5 % от кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы указывают на неверную квалификацию объекта недвижимого имущества как необходимого для эксплуатации и содержания подземного сооружения.
Суд апелляционной инстанции указанные доводы отклоняет, поскольку оснований для квалификации недвижимого имущества истца как объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (пункт 9.10) не имеется, выводы, сделанные N А40-44746/2017 и N А40-62561/17 указывают на то, что на спорных земельных участках находятся вентиляционные оголовки, входы и выходы из нежилых помещений, которые представляют собой убежище (радиационное укрытие) - подземное защитное сооружение гражданской обороны двойного назначения, что объективно подпадает под определение конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации и содержания подземного сооружения, выводы о их квалификации как объектов жилищно-коммунального комплекса не имеется с учетом их характеристик - вентиляционные оголовки, входы и выходы из нежилых помещений (сооружение гражданской обороны).
Доводы о том, что сооружение гражданской обороны автоматически с учетом экономической обоснованности является основанием для применения ставки арендной платы в размере 0, 01 %, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащие положениям постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП в котором не указаны объекты гражданской обороны, защитные сооружения гражданской обороны, убежища, радиационные укрытия.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2021 года по делу N А40-30579/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Валюшкина В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30579/2021
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ