город Омск |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А46-6120/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9836/2021) индивидуального предпринимателя Дубровина Анатолия Ивановича на решение Арбитражного суда Омской области от 06.07.2021 по делу N А46-6120/2021 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Дубровина Анатолия Ивановича (ИНН 550600389553, ОГРНИП 308554309500052) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630, адрес: 644021, Омская область, г. Омск, ул. Лизы Чайкиной, 1) о признании бездействия незаконным и отказа от 12.03.2021 исх. N ОАО/1-17/406 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Дубровина Анатолия Ивановича - Борзов С.В. по доверенности от 26.04.2021 сроком действия один год;
от Администрации Октябрьского административного округа города Омска - Калинин М.С. по доверенности от 23.07.2021 N Исх-ОАО/1-12/1273 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дубровин Анатолий Иванович (далее - ИП Дубровин А.И., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер для развития предпринимательской деятельности незаконным, отказа от 12.03.2021 N ОАО/1-17/406 - недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.07.2021 по делу N А46-6120/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Администрация обязана совершить действия во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р; по аналогии подлежат применению положения Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", касающиеся права арендатора требовать заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее также НТО) от 12.02.2016 N N ОАО-НТО-ГЗ-48-0040, ОАО-НТО-ГЗ-49-0042, ОАО-НТО-ГЗ-50-0043 на ООТ "Космос" размещены три НТО, принадлежащие заявителю; ещё один НТО на основании договора на размещение НТО от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-37-0041 расположен во дворе дома, находящегося по адресу: ул. проспект Космический, д. 37.
До окончания срока действия договоров предприниматель уведомил Администрацию о намерении заключить договоры на размещение НТО на последующий срок (обращения от 02.12.2020, 19.01.2021,10.02.2021).
Уведомлениями от 26.01.2021, от 04.02.2021 Администрация известила заявителя об истечении срока действия спорных договоров 17.02.2021.
Предприниматель 10.02.2021 обратился к заинтересованному лицу с заявлением о продлении срока спорных договоров.
Письмом от 12.03.2021 N Исх.-ОАО/1-17/406 Администрация отказала в продлении срока договоров, указав, что такая возможность не предусмотрена Порядком размещения НТО на территории города Омска, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Ссылаясь на то, что бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии мер для развития предпринимательской деятельности, является незаконным, а отказ Администрации в продлении срока договоров - недействительным, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
06.07.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п (в редакции, действовавшей на дату отказа) право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией "печатная продукция", а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов - по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 настоящего Порядка.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска (далее - Порядок предоставления компенсационного места) согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях:
1) если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) если нестационарный торговый объект попадает в зону проведения работ по ремонту, реконструкции, строительства линейных объектов, благоустройства территорий, строительства капитальных объектов, повлекших необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
3) если торгово-остановочный комплекс, владелец которого имеет действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, в отношении которого департаментом транспорта Администрации города Омска принимается решение о переносе места остановки пассажирского транспорта для посадки - высадки пассажиров на отдельно взятом остановочном пункте общественного пассажирского транспорта (подтверждается соответствующим актом, приказом);
4) если торгово-остановочный комплекс, размещен на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, где фактическое количество пассажиров, ожидающих пассажирский транспорт на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта, не превышает 100 человек за сутки в расчете на каждый из установленных торгово-остановочных комплексов (расчеты выполняются департаментом транспорта Администрации города Омска натурным обследованием или с применением технических средств фото-видеофиксации).
Согласно пункту 27 Порядка N 1812-п на территориях, прилегающих к объектам общественного питания в местах, установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов, правообладатели объектов общественного питания имеют право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта - веранды - без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Подпунктом 4 пункта 36 настоящего Порядка N 1812-п предусмотрено, что изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов могут быть внесены в случае необходимости предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта.
Таким образом, правом на заключение договора без проведения аукциона или конкурса имеют лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка и включенные в схему, а также лица, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка, но не включенные в схему в порядке предоставления компенсационного места.
Как указано выше, на основании договоров на размещение НТО от 12.02.2016 N N ОАО-НТО-ГЗ-48-0040, ОАО-НТО-ГЗ-49-0042, ОАО-НТО-ГЗ-50-0043 на ООТ "Космос" размещены три НТО, принадлежащие заявителю; ещё один НТО на основании договора на размещение НТО от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-37-0041 расположен во дворе дома, находящегося по адресу: ул. проспект Космический, д. 37. Срок действия договоров истек 17.02.2021.
До окончания срока действия договоров предприниматель уведомил Администрацию о намерении заключить договоры на размещение НТО на последующий срок, обращался с заявлением о продлении срока спорных договоров. Письмом от 12.03.2021 N Исх.-ОАО/1-17/406 Администрация отказала в продлении срока договоров, указав, что такая возможность не предусмотрена Порядком N 1812-п.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие заключенного заявителем договора аренды земельного участка, на котором расположены принадлежащие предпринимателю торговые объекты.
Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для отказа в продлении договора, необходимости применения по аналогии положений законодательства, касающихся права арендатора требовать заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, исходя из следующего.
Как указано выше, по общему правилу, приведенному в пункте 5 Порядка N 1812-п, право на заключение договора на размещение иных нестационарных торговых объектов реализуется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона или конкурса. Данное требование не распространяется на размещение нестационарных торговых объектов, указанных в пунктах 24, 25, 27, подпункте 4 пункта 36 Порядка N 1812-п.
Утверждая о том, что ИП Дубровин А.И. имеет право на продление договора на размещение торгового павильона, предприниматель не учитывает, что им были заключены договоры на размещение НТО, а не договоры аренды земельного участка.
Поскольку формирование и регистрация места размещения НТО не осуществляется, а его местоположение устанавливается только относительно конкретного адреса или объекта недвижимости, договор на размещение НТО не является тождественным договору аренды земельного участка, аналогия права в рассматриваемом случае не применима.
Исключение, указанное в подпункте 1 пункта 24 Порядка N 1812-п, отражает в качестве условия наличие заключенного и действующего договора аренды земельного участка.
Между тем, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, принимая во внимание заключение договоров на размещение НТО, а не на аренду земельного участка, у Администрации отсутствовали правовые основания для продления договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Ссылка предпринимателя на распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, отклоняется апелляционным судом на основании следующего.
Пунктом 2 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для реализации пункта 1 настоящего распоряжения также рекомендовано принять соответствующие нормативные правовые акты.
Между тем в настоящий момент на территории Омской области и г. Омска не принято нормативных правовых актов, предписывающих органам местного самоуправления заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.07.2021 по делу N А46-6120/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6120/2021
Истец: ИП Дубровин Анатолий Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА