г. Киров |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А29-2655/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2021 по делу N А29-2655/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство" (ОГРН 1141101001744; ИНН 1101148855)
к Комитету Республики Коми по тарифам
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городское Топливное Хозяйство" (далее - заявитель, Общество, ООО "Городское Топливное Хозяйство") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета Республики Коми по тарифам (далее - ответчик, Комитет), выразившегося в неосуществлении экономически обоснованного расчета цены на реализуемое населению муниципального образования городского округа "Сыктывкар" твердое топливо: дрова разделанные колотые до 0,5 метров с учетом доставки к месту, указанному потребителем на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", без учета НДС.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Городское Топливное Хозяйство" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при рассмотрении настоящего дела не подлежали применению постановление администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 12.02.2021 N 2/341 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, проживающим на территории МО ГО "Сыктывкар", для нужд отопления", приказ Службы Республики Коми по тарифам от 29.04.2016 N 12/10 "О порядке рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на территории Республики Коми в отношении отдельных видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг". При этом судом не применено постановление Правительства Республики Коми от 11.02.2015 N 58 "Об утверждении типовой Инструкции по делопроизводству в органах в системе исполнительной власти Республики Коми".
Кроме того, заявитель считает, что судом первой инстанции не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.12.2020 ООО "Городское Топливное Хозяйство" обратилось в Комитет с заявлением об осуществлении экономически обоснованного расчета цены на реализуемое населению муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - г. Сыктывкар) твердое топливо: дрова разделанные колотые до 0,5 метров с учетом доставки к месту, указанному потребителем на территории г. Сыктывкара, без учета НДС из расчета 4.000 пл. куб. м. на 2 года (л. д. 16).
Письмом от 30.12.2020 N 276 Комитет запросил у Общества документы, подтверждающие фактические затраты ООО "Городское Топливное Хозяйство" на реализацию твердого топлива потребителям Республики Коми (л. д. 29-31).
12.01.2021 в адрес Комитета поступило письмо, в котором Общество сообщило о невозможности представления запрашиваемых документов (л. д. 32).
Письмом от 02.02.2021 N 276 Комитет запросил у Общества пояснения по представленному ООО "Городское топливное хозяйство" договору поставки от 25.08.2020 N 2 с ООО "Пари", а также документы, подтверждающие фактические расходы заявителя за 2020 год и плановые расходы на 2021 год (л. д. 17-20).
Посчитав, что ответчиком допущено незаконное бездействие по неосуществлению экономически обоснованного расчета цены на реализуемое населению г. Сыктывкара твердое топливо: дрова разделанные колотые до 0,5 метров с учетом доставки к месту, указанному потребителем на территории г. Сыктывкара, без учета НДС, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан.
Подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 Закона Республики Коми от 21.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по возмещению убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен на топливо твердое, реализуемое гражданам Российской Федерации и используемое для нужд отопления, путем заключения договоров на обеспечение граждан Российской Федерации топливом твердым с поставщиками топлива твердого в случае превышения экономически обоснованного расчета цены на реализуемое населению топливо твердое, осуществляемого уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми в сфере регулирования цен (тарифов) для конкретного поставщика топлива твердого, над предельными максимальными розничными ценами на топливо твердое, установленными Правительством Республики Коми, в пределах нормативов потребления топлива твердого, утвержденных в установленном порядке, и размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, установленных в статье 1 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 54-РЗ "О региональном стандарте нормативной площади жилого помещения, используемом для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", но не более фактического размера занимаемой общей площади жилого помещения
Согласно пункту 3 постановления Правительства Республики Коми от 03.12.2002 N 196 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми" Министерству поручено осуществлять в установленном порядке контроль за применением цен (тарифов), государственное регулирование которых осуществляется органами исполнительной власти Республики Коми, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020N 541 утверждено Положение о Комитете (далее - Положение N 541).
В соответствии с пунктом 1 Положения N 541 Комитет Республики Коми по тарифам является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере установления цен (тарифов), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий и уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Комитет исполняет следующие функции: производит расчет экономически обоснованной цены на реализуемое населению топливо твердое для конкретного поставщика топлива твердого (подпункт 73 пункта 10 Положения N 541).
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспорено, что в спорный период порядок осуществления Комитетом расчета экономически обоснованной цены на топливо твердое отсутствовал.
Как утверждал ответчик, в связи с отсутствием отраслевого законодательства расчет экономически обоснованных цен на твердое топливо осуществлялся по аналогии с нормативными правовыми актами в иных сферах, в отношении которых Комитетом осуществляется государственное тарифное регулирование, а именно: в соответствии с приказом Службы Республики Коми по тарифам от 29.04.2016 N 12/10 "О порядке рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на территории Республики Коми в отношении отдельных видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг" (далее - Порядок N 12/10).
В соответствии с пунктом 5.5 Порядка N 12/10 орган регулирования в течение 21 рабочего дня с даты представления предложения анализирует указанное предложение на предмет наличия (отсутствия) в предложении исправлений, повреждений, помарок, препятствующих его прочтению, а также на предмет соответствия: заявления регулируемой организации об установлении (изменении) индивидуальных тарифов пункту 5 настоящего Порядка; материалов регулируемой организации, прилагаемых к заявлению об установлении (изменении) индивидуальных тарифов, Перечню, утвержденному соответствующим приложением к настоящему Порядку.
В случае если заявление регулируемой организации об установлении (изменении) индивидуальных тарифов соответствует пункту 5 настоящего Порядка, материалы регулируемой организации, прилагаемые к заявлению об установлении (изменении) индивидуальных тарифов, соответствуют Перечню, утвержденному соответствующим приложением к настоящему Порядку, и в предложении отсутствуют исправления, повреждения, помарки, препятствующие его прочтению, предложение принимается к рассмотрению, о чем орган регулирования письменно уведомляет регулируемую организацию в срок не позднее 21 рабочего дня с даты представления предложения.
В случае если заявление регулируемой организации об установлении (изменении) индивидуальных тарифов не соответствует пункту 5 настоящего Порядка либо материалы регулируемой организации не соответствуют Перечню, утвержденному соответствующим приложением к настоящему Порядку, либо предложение имеет исправления, повреждения, помарки, препятствующие его прочтению, орган регулирования принимает решение об отказе в рассмотрении предложения, о чем орган регулирования письменно уведомляет регулируемую организацию в срок не позднее 21 рабочего дня с даты представления предложения.
Регулируемая организация вправе повторно направить предложение в порядке, установленном настоящим Порядком, после устранения причин, послуживших основанием для отказа в рассмотрении предложения.
Как следует из материалов дела, 10.12.2020 ООО "Городское Топливное Хозяйство" обратилось в Комитет с заявлением об осуществлении экономически обоснованного расчета цены на реализуемое населению г. Сыктывкара твердое топливо: дрова разделанные колотые до 0,5 метров с учетом доставки к месту, указанному потребителем на территории г. Сыктывкара, без учета НДС из расчета 4.000 пл. куб. м. на 2 года.
Письмом от 30.12.2020 N 276 Комитет запросил у Общества документы, подтверждающие фактические затраты ООО "Городское Топливное Хозяйство" на реализацию твердого топлива потребителям Республики Коми.
12.01.2021 в адрес Комитета поступило письмо, в котором Общество сообщило о невозможности представления запрашиваемых документов (л. д. 32).
Письмом от 02.02.2021 N 276 Комитет запросил у Общества пояснения по представленному ООО "Городское топливное хозяйство" договору поставки от 25.08.2020 N 2 с ООО "Пари", а также документы, подтверждающие фактические расходы заявителя за 2020 год и плановые расходы на 2021 год.
Ответ на указанное письмо от Общества не поступил.
Заявитель в жалобе указал, что представил все необходимые документы, подтверждающие фактические расходы заявителя при реализации данного вида топлива, в связи с чем ответчик неправомерно направил письма от 30.12.2020 N 276, от 02.02.2021 N 276.
Между тем в материалах дела содержится постатейная расшифровка экономически обоснованного расчета цены на топливо с пояснительной запиской только за сентябрь 2020 года (л. д. 104-105). Документы, подтверждающие фактические расходы заявителя за весь 2020 год, в материалы дела, а также ответчику с заявлением от 10.12.2020 не представлены. Также не представлены доказательства того, что в иные периоды 2020 года Общество не реализовывало населению г. Сыктывкара топливо твердое.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Комитетом не допущено незаконное бездействие по неосуществлению экономически обоснованного расчета цены на реализуемое населению г. Сыктывкара твердое топливо: дрова разделанные колотые до 0,5 метров с учетом доставки к месту, указанному потребителем на территории г. Сыктывкара, без учета НДС.
Довод заявителя о неприменении к настоящему делу Порядка N 12/10 подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Материалами дела установлено, что порядок осуществления Комитетом расчета экономически обоснованной цены на топливо твердое нормативно не урегулирован.
Вопросы по установлению тарифов и (или) их предельных уровней на территории Республики Коми в отношении отдельных видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, урегулированные Порядком N 12/10, являются сходными с отношениями по регулированию цен (тарифов) в отношении топлива твердого.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно применил положения Порядка N 12/10 к спорным правоотношениям.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что 13.05.2021 Комитетом составлено заключение по результатам проведения экспертизы расчета цены на топливо твердое, реализуемое ООО "Городское топливное хозяйство" гражданам на территории г. Сыктывкара для нужд отопления, в котором установлена экономически обоснованная цена на топливо твердое - 2639,92 руб. (л. д. 57).
19.05.2021 Общество получило постатейную расшифровку экономически обоснованных цен на древесину (дрова колотые до 0,5), реализуемые субъектом регулирования населению для нужд отопления (л. д. 86, 87).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик пояснял, что осуществил расчет экономически обоснованной цены на топливо твердое во исполнение рекомендации Государственного Совета Республики Коми, отраженной в протоколе рабочего совещания от 03.03.2021 N 3, на основании документов, имеющихся в распоряжении Комитета, а также информации о фактических затратах организации, осуществляющей поставку твердого топлива в сопоставимых условиях, - ИП Фалалеева Ю.В.
Составление ответчиком заключения от 13.05.2021 признано судом первой инстанции обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии со стороны Комитета бездействия.
При этом судом первой инстанции учтено, что заключение от 13.05.2021 составлено в срок, установленный пунктом 8 Порядка N 12/10.
Апелляционный суд не находит правовых оснований для опровержения выводов суда первой инстанции.
Довод заявителя о том, что к спорным правоотношениям следовало применить Типовую инструкцию по делопроизводству в органах в системе исполнительной власти Республики Коми, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 11.02.2015 N 58, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, представленные в материалы дела доказательства оценены надлежащим образом.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2021 по делу N А29-2655/2021 следует оставить без изменения, оснований для удовлетворения жалобы Общества у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2021 по делу N А29-2655/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2655/2021
Истец: ООО "Городское Топливное Хозяйство"
Ответчик: Комитет Республики Коми по тарифам
Третье лицо: Правительство Республики Коми