г. Красноярск |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А33-5391/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дубининское ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 2459012163, ОГРН 1032401735321)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 июля 2021 года по делу N А33-5391/2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дубининское ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 2459012163, ОГРН 1032401735321, далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленную холодную воду, используемую в целях содержания общедомового имущества за период с 01.12.2020 по 31.12.2020 в размере 81 155,80 руб. (с учетом уточнения л.д. 15).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- отрицательная величина, за декабрь 2020 года, выявлена по следующим домам:
- ул. Комсомольская, д. 32 - расход (-53,77 м3);
- пер. Молодежный, д. 3 - расход (-139,80 м3);
- ул. Шахтерская, д. 22 - расход (-14,92 м3);
- ул. Пионеров КЛТЭКА, д. 19 - расход (-632,92 м3);
- ул. Комсомольская, д. 20 - расход (-47,75 м3).
Всего отрицательная величина, за декабрь 2020 год составила 889,1634 м3, стоимость одного м3 составляла 91,2720 рублей, итого стоимость не оказанной услуги составляет 81 155,8 рублей;
- в действующем законодательстве не предусмотрено временного ограничения, по истечении которого потребителю может быть отказано в перерасчете фактического потребления;
- с учетом того, что истец выставляет счет-фактуру с суммарным объемом по жилому фонду, то при фактическом уменьшении потребления ресурса истец должен был выставить корректировочную счет-фактуру.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ДРЭУ" является управляющей организацией в многоквартирных домах по следующим адресам:
п. Дубинино, ул. 9 Мая, д. 13, 15. 17
п. Дубинино, ул. Дружбы, 7.
п. Дубинино, ул. Комсомольская, д. 18, 20, 26-А, 28, 30, 32, 34 п. Дубинино, пер. Молодежный, д. 3
п. Дубинино, ул. Пионеров КАТЭКа, д. 11, 19. 33, 35, 37, 49, 51, 51 -А,
п. Дубинино, ул. Шахтерская, д. 1,2, 2-А, 6, 20, 22;
п. Дубинино, ул. Кишиневская, д.1, 3;
п. Дубинино, ул. Труда, д.2;
п. Дубинине ул. 19 Съезда ВЛКСМ. 10.
Факт нахождения указанных домов в управлении ООО "ДРЭУ" подтверждается сведениями сайта Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в сети "Интернет".
ПАО "Красноярскэнергосбыт" на территории п. Дубинино, г. Шарыпово до 26.12.2020 являлось ресурсоснабжающей организацией по поставке холодного водоснабжения.
В многоквартирных домах по указанным адресам заключены прямые договоры на холодное водоснабжение между собственниками в указанных домах и ресурсоснабжающей организацией ПАО "Красноярскэнергосбыт".
В настоящий момент письменный договор между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "ДРЭУ" по приобретению холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома не заключен.
Как указывает истец, ООО "ДРЭУ", являясь управляющей организацией в спорных многоквартирных домах, обязано оплачивать потребленную в многоквартирных домах холодную воду, учтенную общедомовыми приборами учета. Многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика оборудованы общедомовыми приборами учета холодной воды. Показания приборов в спорных многоквартирных домах за декабрь 2019 года сняты представителями истца и ответчика, о чем составлен акт от 25.12.2020 N 010/8-020-1В-210.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" за декабрь 2020 года предъявило к оплате ООО "ДРЭУ" разницу между объемом коммунального ресурса - холодной воды, учтенной общедомовыми приборами учета и объемом коммунальной услуги, потребленной собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах за декабрь 2020 года.
Расход объема холодной воды в многоквартирных домах истцом определен по показаниям общедомовых приборов учета, с учетом решения Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ 18-386, то есть с учетом отрицательного небаланса прошлого периода.
Стоимость отпущенной холодной воды установлена приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11 декабря 2018 года N 618-В "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (г. Красноярск. ИНН 2466132221)".
Стоимость холодного водоснабжения, предъявленная ООО "ДРЭУ" и определенная в соответствии с пунктом 21.1 Правил N 124 за декабрь 2020 года составила 255 684 рублей 82 копейки.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" на оплату услуг водоснабжения в декабре 2020 года выставлена счет-фактура N 11-1220-3020170259 от 25.12.2020 на сумму 255 684,82 руб.
Как указывает истец, задолженность ответчика за поставленную холодную воду в целях содержания общедомового имущества за период с 01.12.2020 по 31.12.2020 с учетом частичных оплат составляет 81 155,80 руб. (с учетом уточнения). Вместе с тем, ответчик оплату за потребленные коммунальные ресурсы (холодную воду, потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в его управлении) не произвел в полном объеме.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" в адрес ООО "ДРЭУ" 29.01.2021 направило претензию об оплате задолженности (исх. N 9736, от 27.01.2020), что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений (список N4 партия 1385, лист 2, номер по реестру 5).
В ответ на претензию от ответчика поступили возражения, согласно которым с предъявленной задолженностью ООО "ДРЭУ" не согласно, полагает что ПАО "Красноярскэнергосбыт" неосновательно обогатилось на величину отрицательного небаланса, требует уменьшить сумму задолженности и выставить корректировочную счет-фактуру.
Как указывает истец, в ответе (исх.N 14462 от 04.02.2021) величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, ежемесячно уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении каждого многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах). Поскольку с 25.12.2020 ПАО "Красноярскэнергосбыт" не оказывает услуг по холодному водоснабжению п. Дубинино, договор с ООО "ДРЭУ" прекращен 26.12.2020, соответственно уменьшение объема на величину отрицательного небаланса невозможно, а возврат не допустим, поскольку ООО "ДРЭУ" не оплачивало ресурс в многоквартирных домах, где имел место быть отрицательный небаланс.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, неоплату задолженности за спорный период, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, и частично удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора энергоснабжения и регулируются нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявленная истцом в настоящем деле сумма представляет собой задолженность ответчика за услуги холодного водоснабжения за период с 01.12.2020 по 31.12.2020 с учетом частичных оплат в размере 81 155,80 руб., оказанные ресурсоснабжающей организацией (истцом) в декабре 2020 года в местах общего пользования объектов ответчика (многоквартирные жилые дома, находящиеся в его управлении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в спорный период регулируются также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644).
Исходя из указанных Правил, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" на территории п. Дубинино, г. Шарыпово до 26.12.2020 являлось ресурсоснабжающей организацией по поставке холодного воды.
Предоставление коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов.
Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 закреплена обязанность исполнителя в лице управляющей организации направлять в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки: не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации (пункт 5 Правил N 124).
В многоквартирных домах по вышеперечисленным адресам заключены прямые договоры на холодное водоснабжение между собственниками в указанных домах и ресурсоснабжающей организацией ПАО "Красноярскэнергосбыт".
При этом в соответствии с пунктом 4 Правил N 124 Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и(или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
В настоящий момент письменный договор между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "ДРЭУ" по приобретению холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома не заключен.
Пунктом 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30) разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации не освобождают потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Согласно правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отсутствия договорных отношений между энергоснабжающей организацией и абонентом оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, которым внесены изменения в Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, согласно которым содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, приобретение холодной воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ о включении в состав платы за содержание жилого (нежилого) помещения расходов на оплату холодной воды, электрической энергии, горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
Из материалов дела следует, что в декабре 2020 года истцом оказывались услуги по отпуску холодной воды на многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) и расположенные в п. Дубинино по адресам: ул. 9 Мая, д. 13, 15. 17; ул. Дружбы, 7; ул. Комсомольская, д. 18, 20, 26-А, 28, 30, 32, 34; пер. Молодежный, д. 3; ул. Пионеров КАТЭКа, д. 11, 19. 33, 35, 37, 49, 51, 51 -А; ул. Шахтерская, д. 1,2, 2-А, 6, 20, 22; ул. Кишиневская, д.1, 3; ул. Труда, д.2; ул. 19 Съезда ВЛКСМ 10, в отсутствие заключенного договора.
Факт оказания истцом в отношении объектов ответчика услуг холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в заявленный в иске период подтверждается показаниями приборов за декабрь 2020 года, снятыми представителями истца и ответчика, о чем составлен акт от 25.12.2020 N 010/8-020-1В-210).
В соответствии с пунктом 21.1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Уодпу - Употр,
где:
Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что ООО "ДРЭУ", являясь управляющей организацией в спорных многоквартирных домах, обязано оплачивать потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах холодную воду, учтенную общедомовыми приборами учета.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В пункте 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Учитывая внесенные законодателем изменения, оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в многоквартирном доме производится собственниками и нанимателями помещений в период управления многоквартирным домом управляющей организацией (или товариществом, кооперативом) до прекращения их деятельности в многоквартирном доме в качестве управляющих многоквартирным домом организаций в составе платы за коммунальные ресурсы, включаемой в плату за содержание жилого помещения (пункт 2 часть 1, пункт 1 часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29, подпункт "л" пункта 11, пункты 31, 33 Правил N 491).
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил N 124 к обязанностям управляющей организации, товарищества, кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом относится заключение с ресурсоснабжающими организациями договора ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме для предоставления коммунальных услуг и (или) в целях их потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Объем приобретаемых коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, подлежит определению, исходя из разницы в объемах коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, и потребленных в жилых и нежилых помещениях такого многоквартирного дома, а при подаче коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Следовательно, Правила N 124 не устанавливают исключения для управляющей организации, товарищества, кооператива обязанности в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
С учетом изложенного, по общему правилу, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Исходя из вышеизложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, Правил N 124 (с учетом изменений, действующих с 01.01.2017), судом первой инстанции верно указано, что принятие собственниками помещений решения о распределении коммунальных услуг на содержание общего имущества МКД между всеми жилыми и нежилыми помещениями, в том числе, в размере, превышающем объем сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, не изменяет обязанность потребителя (собственника, нанимателя) оплачивать коммунальную услугу (холодное водоснабжение на общедомовые нужды) в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении (разницу между объемом по показаниям общедомового прибора учета и объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления ресурса), а также обязанность управляющей организации заключить с ресурсоснабжающей организацией соответствующий договор (договор водоснабжения) в целях обеспечения коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирные дома, находящиеся в ее управлении.
Апелляционный суд, проверив представленный истцом в материалы дела расчет задолженности на сумму 81 155,80 руб., приходит к выводу, что расчет является верным, поскольку произведен в соответствии с действующим законодательством. При этом, исходные данные, используемые истцом в расчете задолженности, ответчиком документально не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанции о правомерности произведенного истцом расчета, поскольку, по мнению ответчика, истцом в том же расчетном периоде (декабрь 2020 года) не учтена отрицательная разница объема ресурса, согласно показаниям ОДПУ и объема, подлежащего оплате потребителями, не выставлена корректировочная счет-фактура. Доводы жалобы апелляционный суд считает основанными на неверном толковании норм материального права, а также противоречащими обстоятельствам дела, в связи с чем суд отклоняет доводы с учетом следующего.
Расход объема холодной воды в многоквартирных домах определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета, с учетом решения Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ 18-386, то есть с учетом отрицательного небаланса прошлого периода.
Ответчик доказательств в подтверждение потребления ресурсов в иных объемах в материалы дела не представил.
Ответчиком оспаривается расчет суммы предъявляемой задолженности, ООО "ДРЭУ" считает, что величина отрицательного небаланса, образовавшаяся за декабрь 2020 г. (объема) в размере 889.6 м.куб. на сумму 81 155,80 руб. является не оказанной услугой ПАО "Красноярскэнергосбыт", соответственно не подлежит оплате.
В соответствии с пунктом 21.1. Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения. предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Уодпу - Употр.
В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Расчет ПАО "Красноярскэнергосбыт" по договору выполнен по каждому многоквартирному дому с учетом отрицательного небаланса.
Величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, ежемесячно уменьшала объем коммунального ресурса, подлежащего оплате ООО "ДРЭУ" по договору ресурсоснабжения в отношении каждого многоквартирного дома в периоде, следующем за расчетным периодом.
При этом ежемесячно, в том числе за декабрь 2020 года расчет по договору выполняется с учетом положений пункта 21.1 Правил N 124, согласно которому ООО "ДРЭУ" не предъявляется объем холодной воды (начисляется 0) в многоквартирных домах, где имеется отрицательный небаланс.
Довод ответчика о том, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" обязано учесть отрицательные величины при расчете в том же расчетном периоде и вернуть ООО "ДРЭУ" их путем уменьшения суммы задолженности за декабрь 2020 года, основан на неверном толковании норм материального права. Учет отрицательных значений в том же расчетном периоде не предусмотрен нормами права.
Если по итогам расчетного периода объем ресурса на ОДН имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде такой объем признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН применительно к каждому конкретному многоквартирному дому. Указанная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386 и в определении от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912 по делу N А51-12971/2017.
Таким образом, в том же расчетном периоде объем ресурса не может быть признан меньше 0, то есть не может быть отрицательным. Уменьшению подлежит лишь положительное значение следующего периода, но в силу указанных разъяснений не более, чем до 0.
В этой связи факт прекращения 26.12.2020 ПАО "Красноярскэнергосбыт" на территории п. Дубинино г. Шарыпово деятельности по поставке холодного водоснабжения правового значения не имеет.
Также являются необоснованными доводы ответчика возможности учета в общей сумме задолженности отрицательных значений по разным многоквартирным домам.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрена возможность отнесения отрицательных значений по потреблению ресурса на общедомовое имущество с одного дома на другой, учитывая право собственников конкретного МКД в следующем расчетном периоде выбрать другую управляющую компанию.
Поскольку ответчиком не представлено в материалы дела доказательств оплаты задолженности за потребленные коммунальные ресурсы за декабрь 2020 года на сумму 81 155 руб. 80 коп. требование истца о взыскании с ответчика задолженности за декабрь 2020 года в указанной сумме удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2021 года по делу N А33-5391/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5391/2021
Истец: ПАО "Красноярскэнергосбыт"
Ответчик: ООО "Дубининское ремонтно-эксплуатационное управление"