г. Чита |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А19-7089/2021 |
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лоншаковой Т.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Овчинникова Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2021 года по делу N А19-7089/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046) к индивидуальному предпринимателю Овчинникову Александру Анатольевичу (ОГРНИП 304380108300234, ИНН 380100137713) о взыскании 789 597,48 руб. основного долга, 60 305,37 руб. неустойки за период с 12.02.2019 по 05.04.2021 по договору N 946582-2020/ТКО от 17.01.2019, претензии от 10.11.2020, универсальным передаточным документам за период с 31.01.2019 по 31.12.2020, платежному поручению N 2908 от 29.12.2020 об оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (далее - истец, ООО "РТ-НЭО Иркутск") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Овчинникову Александру Анатольевичу (далее - ответчик, ИП Овчинников А.А.) о взыскании 789 597,48 руб. основного долга за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, 60 305,37 руб. неустойки за период с 12.02.2019 по 05.04.2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2021 иск удовлетворен. С ИП Овчинникова А.А. в пользу ООО "РТ-НЭО Иркутск" взыскано 789 597,48 руб. основного долга, 60 305,37 руб. неустойки, 2 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины с ИП Овчинникова А.А. в доход федерального бюджета взыскано 17 998 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с принятым по делу решением, просит его отменить.
По мнению заявителя жалобы, представленный истцом расчет задолженности является неверным, поскольку начисления были произведены в отношении объектов, не подпадающих в сферу применения норматива накопления ТКО. Апеллянт считает, что суд первой инстанции неверно применил расчет платы, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определенных расчетных путем, поскольку наличие у ответчика зарегистрированной собственной контейнерной площадки позволяет ему вносить плату за обращение с ТКО, исходя из объема и количества контейнеров для накопления ТКО, а не исходя их установленных нормативов накопления ТКО. Выводы суда о подтверждении факта оказания со ссылками на универсальные передаточные документы, по мнению апеллянта, не могут свидетельствовать в пользу возникновения отношений регионального оператора с ответчиком, так как фактически услуги по вывозу оказаны не были.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании конкурсного отбора ООО "РТ-НЭО Иркутск" имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона 2 - Юг) на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 N 318 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)" и законодательства Российской Федерации.
Территориальные зоны утверждены приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28.09.2018 N 47-мпр.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входит, в числе прочих, Ангарское городское муниципальное образование.
Между истцом и ответчиком 17.01.2019 заключен договор на по обращению с твердыми коммунальными отходами N 946582-2020/ТКО (далее - договор), в соответствии с условиями которого истец обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 2 договора объем ТКО, места (площадки) сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность транспортирования ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется с 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Пунктом 5 договора определено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 6 договора ответчик оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета (пункт 6 договора).
Из пункта 15 договора следует, что стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате договора истец вправе потребовать от ответчика уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Исходя из указанного объема, а также установленного тарифа согласно приложению к Приказу службы по тарифам для прочих потребителей, стоимость тарифа/куб.м. за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 435,74 руб., за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 495,44 руб. (прочие потребители).
В целях получения оплаты стоимости оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 истец выставил универсальные передаточные документы: (счета-фактуры) от 31.01.2019, от 28.02.2019, от 31.03.2019, от 30.04.2019, от 31.05.2019, от 30.06.2019, от 31.07.2019, от 31.08.2019, от 30.09.2019, от 31.10.2019, от 30.11.2019, от 31.12.2019, от 31.01.2020, от 29.02.2020, от 30.03.2020, от 30.04.2020, от 31.05.2020, от 30.06.2020, от 31.07.2020, от 31.08.2020, 30.09.2020, от 31.10.2020, от 30.11.2020, от 31.12.2020 на общую сумму 789 597,48 руб.
Претензией от 10.11.2020 истец предложил ответчику оплатить задолженность в течение 10 календарных дней с момента получения претензии.
Претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Поскольку инициированный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, он обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В настоящем случае односторонний отказ от исполнения договора аренды законом не предусмотрен.
Как верно установил суд первой инстанции, правоотношения сторон регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
В случае невыполнения потребителем императивных требований Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенным на условиях типового договора с согласованием существенных его условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, с 01.01.2019 у собственников твердых коммунальных отходов у регионального оператора возникает обязанность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а у собственников твердых коммунальных услуг - обязанность по оплате этих услуг.
Материалами дела, а именно, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что ответчику на праве собственности на основании договора ипотеки от 26.05.2014, дополнительных соглашений к нему, принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 38:26:040502:6514 общей площадью 1783,1 кв.м., расположенное по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, кв-л 188, д. 3 (л.д. 19).
Из материалов дела следует, что между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) путем направления публичной оферты, информация о которой размещена на официальном Интернет-сайте - источника официального опубликования нормативных правовых актов Иркутской области (http://www.ogirk.m/issue-print), заключен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.01.2019 N 946582-2020/ТКО, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии с пунктом 6 договора ответчик оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета
Из пункта 15 договора следует, что стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Истец, являясь региональным оператором, в целях исполнения обязательств по заключенному с ответчиком (управляющей организацией) договору за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 оказал ответчику услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами на сумму 789 597 руб. 48 коп., о чем составил соответствующие универсальные передаточные документы.
Ответчик факт оказания услуг и их объем не оспорил, доказательств оплаты задолженности не представил.
Учитывая, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, доказательств оплаты услуг не представлено, требование истца о взыскании задолженности за оказанные услуги в размере 789 597 руб. 48 коп. за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.
Также истец начислил ответчику неустойку за период с 12.02.2019 по 05.04.2021 в размере 60 305 руб. 37 коп. в связи с неисполнением обязанности по оплате оказанных услуг.
Расчет неустойки судом проверен, признан верным, ответчиком контррасчет не представлен.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. В соответствии со статьей 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Пунктом 22 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Доводы ответчика о том, что приведенный расчет истца является неверным, поскольку начисления были произведены в отношении объектов, не попадающих в сферу применения нормативов накопления ТКО, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N505.
Размер платы за услугу по обращению с ТКО определен истцом исходя из площади принадлежащих ответчику помещений, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр, единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденный приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2018 N 394-спр "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск"
При таких обстоятельствах исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апеллянта о том, что истец намеренно утаил от суда информацию наличии у ответчика собственной контейнерной площадки для ТКО, апелляционный суд отклоняет, поскольку ничем не подтвержден, в суде первой инстанции не заявлялся.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы остаются на заявителе.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2021 года по делу N А19-7089/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции в силу отсутствия оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Лоншакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7089/2021
Истец: ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Ответчик: Овчинников Александр Анатольевич