г. Воронеж |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А48-6618/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Дудариковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поваляевым Е.С.,
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Колесовой Анны Григорьевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.11.2023 по делу N А48-6618/2023 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича (г. Орёл, ОГРНИП 322574900006071) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (ИНН 5753019070, ОГРН 1025700831320) о взыскании 41 196 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора - Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Колесова Анна Григорьевна (г. Орел),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Солосовский Сергей Борисович (далее - истец, ИП Солосовский С.Б.) обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (далее - ответчик, Военный комиссариат Орловской области, комиссариат) о взыскании расходов на увековечивание памяти участника Великой Отечественной войны в размере 41 196 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Колесова Анна Григорьевна.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.11.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Орловской области обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых считают решение суда незаконным и необоснованным, просили его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Истец, ответчик и третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом. От Военного комиссариата Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судом приобщен к материалам дела, поступивший от ИП Солосовского С.Б. отзыв на апелляционные жалобы.
Кроме того, от ИП Солосовского С.Б. поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания 4 969 руб.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Рассмотрев, поступившее заявление ИП Солосовского С.Б. о прекращении производства по делу в части требований о взыскании с Военного комиссариата Орловской области 4 969 руб. в связи с отказом от исковых требований в данной части, принимая во внимание, что оно не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону, подано в соответствии со ст. 49 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным его удовлетворить и принять частичный отказ от иска.
В связи с тем, что отказ от исковых требований принимается Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом, решение Арбитражного суда Орловской области от 14.11.2023 по делу N А48-6618/2023 в указанной части подлежит отмене, а производство по делу в соответствующей части - прекращению.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 10.07.2022 ИП Солосовский С.Б. (исполнитель) и гр. Колесова Анна Григорьевна (заказчик) заключили договор на изготовление и установку надгробного памятника N 964, согласно которому исполнитель обязуется изготовить из собственных материалов и установить надгробный памятник на могиле умершего (погибшего) военнослужащего, участника, инвалида ВОВ Матвеева Г.С., адрес места захоронения д. с Тросна Троснянского района, вариант памятника - гранит.
Проект надгробного памятника (с указанием стандарта, материала, технических условий, цены, и пр.), а также стоимость его изготовления и установки оформляется при заключении договора наряд - заказом (пункт 2.1.1. договора).
Установка памятника производится после приемки его заказчиком в согласованные сторонами сроки и оформляется наряд - заказом.
Согласно пункту 2.2.4 договора заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение (истребование) от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением, установкой надгробного памятника на месте погребения умершего (ей) (погибшего (ей)), что является гарантией оплаты работ, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего договора.
Согласно квитанции N 575009 стоимость работ (установка памятника (стелы), подставки (тумбы) и цветника из гранита, изготовление названных атрибутов захоронения, граверные работы) составила 36 227 руб. (л. д. 38).
Исполнитель выполнил весь комплекс работ по изготовлению и установке памятника на умершего Матвеева Г.С., что подтверждается актом приема сдачи выполненных работ от 30.08.2020.
28.10.2022 ИП Солосовский С.Б. обратился к военному комиссару Кромского и Троснянского районов Орловской области с заявлением о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробного памятника на месте захоронения умершего Матвеева Г.С., а также представил пакет документов.
Письмом от 22.11.2022 истцу отказано в возмещении расходов на изготовление и установку памятника, поскольку истец не представил документы подтверждающие право на государственную гарантию по увековечиванию памяти.
Отказ в возмещении указанных расходов в добровольном порядке послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N8-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 8-ФЗ умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
В соответствии с п. 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении и похоронном деле" (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2008 г. N 11151), который утверждает Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (далее - Порядок погребения), оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти льготной категории лиц производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с п. 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно пункту 36 Порядка погребения родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 38 Порядка погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (п. 39 Порядка погребения).
Как усматривается из материалов дела и не опровергается ответчиком, ИП Солосовским С.Б. был изготовлен и установлен надгробный памятник Матвееву Г.С., являющемуся участником Великой Отечественной Войны.
28.10.2022 ИП Солосовский С.Б. обратился к военному комиссару Кромского и Троснянского районов Орловской области с заявлением о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробного памятника на месте захоронения умершего Матвеева Г.С., а также представил пакет документов. Размер фактически понесенных затрат на изготовление и установку памятников составил 36 227 руб.
Доказательств того, что ранее указанных выплат родственникам Матвеева Г.С. или иным лицам произведено не было.
При таких обстоятельствах истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробного памятника, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума от 28 июля 2009 года N 5622/09.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
О наличии понесенных предпринимателем расходов свидетельствует представленный в материалы дела акт приема-сдачи выполненных работ от 30.08.2022 (л.д. 39). Кроме того, факт установления надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны Матвеева Г.С. подтвержден в том числе, фотографией с места захоронения и ответчиком не опровергнут.
Поскольку судом установлено, что указанные выплаты родственникам Матвеева Г.С. не производились, требование истца обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В связи с отказом истца от исковых требований в части, принятым Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом, решение Арбитражного суда Орловской области от 14.11.2023 по делу N А48-6618/2023 подлежит отмене в части в взыскания с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" 4 969 руб., а производство по делу в соответствующей части - прекращению.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом отказа истца от исковых требований в части государственная пошлина за рассмотрение иска, уплаченная по чеку-ордеру N 4976 от 27.06.2023, в сумме 120 руб. 50 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 49, 104, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича (ОГРНИП 322574900006071) от иска в части взыскания 4 969 руб.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 14.11.2023 по делу N А48-6618/2023 отменить в части взыскания с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" (ИНН 5753019070, ОГРН 1025700831320) в пользу индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича (ОГРНИП 322574900006071) 4 969 руб., 241 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Производство по делу в части взыскания с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" (ИНН 5753019070, ОГРН 1025700831320) в пользу индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича (ОГРНИП 322574900006071) 4 969 руб. прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Орловской области от 14.11.2023 по делу N А48-6618/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Выдать индивидуальному предпринимателю Солосовскому Сергею Борисовичу (ОГРНИП 322574900006071) справку на возврат из федерального бюджета 120 руб. 50 коп. государственной пошлины, уплаченной по чеку ордеру N 4976 от 27.06.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6618/2023
Истец: ИП Солосовский Сергей Борисович
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Колесова Анна Григорьевна, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ