город Москва |
|
12 октября 2021 г. |
дело N А40-24162/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2021 по делу N А40-24162/21,
по заявлению ООО "Алет" (ИНН: 7701902680)
к Краснодарской таможне (ИНН: 2309031505)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Сидорова С.В. по доверенности от 15.02.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2021 признано незаконным и отменено постановление Краснодарской таможни от 21.01.2021 N 10309000-2643/2020 о привлечении ООО "Алеет" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 3.296, 53 руб.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве, указывая на то, что понесенные декларантом после даты прибытия судна в пункт пропуска дополнительные расходы за простой судна на внутреннем рейде порта Тамань и отраженные в итоговом акте оказания услуг от 01.05.2019, не влияли на итоговую таможенную стоимость товара и не могли повлечь ее увеличения и возложение ответственности на общество за не включение таких расходов в таможенную стоимость товаров декларанта при их таможенном оформлении является неправомерным.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства, представленные таможенным органом, как и доказательства, представленные декларантом/таможенным представителем, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Морской терминал "Тамань" заключен договор от 27.07.2016 N 0376/09-16-55 с таможенным представителем (свидетельство о включении в реестр таможенных представителей N 0376/20) ООО "Алет", которым на таможенный пост Морской порт Темрюк Краснодарской таможни подана декларация на товары N 10309150/190419/0000792, в которой заявлены сведения: олеин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный без изменения химического состава, код ТН ВЭД ЕАЭС 1511909908; поставка осуществлена в соответствии с внешнеторговым контрактом от 18.03.2019 N VIR/MTT 75/2019, заключенным ООО "Морской терминал "Тамань" (покупатель) с Компанией "VIRGOZ OILS & FATS PTE LTD", Сингапур (продавец) на поставку пальмовой продукции по цене 517,42 долларов США за метрическую тонну; страна происхождения Индонезия.
Пунктом 4 контракта согласованы условия поставки товаров FOB (Индонезия) (Инкотермс 2010).
В целях доставки товаров ООО "Морской терминал "Тамань" заключен договор транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 с Компанией-экспедитором "HM ATTITUDE FLETT LTD" (Кипр), по условиям которого экспедитором оказаны услуги в отношении импортируемых грузов в Российскую Федерацию.
В соответствии с п. 1.1 договора от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнять и организовывать выполнение комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой грузов клиента морским транспортом от пункта отправления до пункта назначения.
Пунктом 2.1 договора услуги экспедитора считаются оказанными с даты завершения перевозки.
По условиям п. 3.1 договора на основании полученной заявки от клиента (устной или письменной) стороны подписывают Приложения, в которых фиксируют все необходимые условия для осуществления перевозки, в том числе груз, порт погрузки и выгрузки, судна, стоимость услуг экспедитора и прочие.
Согласно п. п. 3.4 - 3.6 договора по завершению перевозки для целей документального оформления его результатов сторонами составляется и двусторонне подписывается акт оказанных услуг по договору перевозки.
Акт оказанных услуг по договору составляется экспедитором после завершения перевозки по форме, отражающей полные данные по первичному учетному документу.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты между сторонами по настоящему договору производятся в долларах США.
Датой исполнение расчета принимается дата поступления денежных средств на счет получателя.
Расчеты производятся в течение 90 дней с момента доставки груза в порт назначения, возможна предварительная оплата.
Ввоз товара, оформленного по декларации N 10309150/190419/0000792, осуществлен морским транспортом на условиях поставки FOB - Думай (Индонезия).
ООО "Алет" таможенная стоимость товара по указанной декларации определена и заявлена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод) в соответствии со ст. ст. 39, 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Таможенный кодекс ЕАЭС).
В структуру таможенной стоимости товара, задекларированного по декларации N 10309150/190419/0000792, в соответствии с подп. 4, 5 п. 1 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС к цене, фактически уплаченной, таможенным представителем добавлены дополнительные начисления: расходы на страхование; расходы по перевозке (транспортировке) товаров до порта Тамань (место прибытия на территорию ЕАЭС).
Стоимость перевозки товара - олеин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный без изменения химического состава, задекларированного по декларации на товары N 10309150/190419/0000792, согласно коммерческого инвойса от 31.03.2019 N 24/1 РОР составила 91.491, 81 долларов США (72.242.711, 60 руб.), включена таможенным представителем в структуру заявленной таможенной стоимости.
Разделом 8 п. VI внешнеторгового контракта от 18.03.2019 N VIR/MTT 75/2019 определенно, что все расходы, связанные с судном в порту погрузки, включая причальные и доковые сборы, лоцманский сбор, портовые сборы, плату за
буксировку, налоги и сборы за грузоперевозку и транспортировку, взимаемые индонезийским правительством, и тому подобные расходы, понесенные в порту (портах) погрузки, оплачивается покупателем.
По условиям договора транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 стороны подписывают Приложения, которые принимаются в качестве основы для расчетов сторонами и для составления актов оказанных услуг.
Услуги экспедитора считаются оказанными с момента (даты) завершения перевозки, и подписания сторонами акта оказанных услуг.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной таможенной проверки по запросу Краснодарской таможни ПАО "Сбербанк России" представлены документы, в том числе акт оказанных услуг от 01.05.2019 к Приложению N 24 от 04.03.2019 к договору транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018.
Согласно указанному акту комплекс транспортно-экспедиторских услуг выполнен по маршруту: порт погрузки: порт Думай, Лубук Гаунг (Индонезия), дата погрузки 31.03.2019; порт выгрузки: порт Тамань (Россия), дата выгрузки 01.05.2019.
Стоимость услуг составила 1.702.210, 45 долларов США.
Расчеты с экспедитором производились на основании акта оказанных услуг, что подтверждается сведениями, содержащимися в разделе 3 "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля от 16.04.2018 N 18040005/1481/0314/4/1.
В ходе камеральной таможенной проверки выявлены расхождения сведений о стоимости услуг, содержащимися в коммерческом инвойсе от 31.03.2019 N 24/1 РОР, представленного при декларировании, со сведениями, содержащимися в акте оказанных услуг от 01.05.2019.
Местом прибытия товаров, в соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС является пункт пропуска таможенный пост Морской порт Темрюк Краснодарской таможни, код 10309150 (сведения о пункте пропуска указаны в графе 29 декларации N 10309150/190419/0000792).
В соответствии с приказами Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 04.05.2011 N 78-ПП "Об открытии морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Тамань" (действие с 24.06.2011 по 06.05.2019), Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2019 N 91 "Об открытии морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Тамань, реконструированного в пределах терминалов ООО "Пищевые ингредиенты", ЗАО "Таманьнефтегаз", территории Таманского терминала навалочных грузов" в морском порту Тамань открыт морской грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.
По результатам проверки документов произведен расчет таможенной стоимости на основании документально подтвержденных сведений о понесенных расходах на перевозку проверяемых товаров, полученных в ходе камеральной таможенной проверки (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
На основании акта оказанных услуг от 01.05.2019 к Приложению N 24 от 04.03.2019 договора транспортной экспедиции от 01.02.2018 N HMATTF/STT 01/2018 о понесенных транспортных расходах до пункта пропуска таможенный пост Морской порт Темрюк пропорционально весу брутто товара к общему весу брутто товаров.
Транспортные расходы по товару - олеин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный: 1.999.821 кг. * 1.702.210, 45 долларов США/ 36.998.714 кг. = 92.006, 34 долларов США; таможенная стоимость товара: цена товара (1.034.747, 38 долларов США) * курс доллара США 64,0688 руб. + расходы на страхование (85.918, 18 руб.) + расходы на перевозку (5.894.735, 80 рублей) = 72.275.676, 92 руб.
Принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309150/190419/0000792, повлекло изменение размера подлежащих уплате таможенных платежей по товару - олеин пальмовый рафинированный дезодорированный отбеленный - 7.227.567, 69 руб.
Сумма недоплаченных таможенных платежей без учета пеней по указанной декларации на товары составила 3.296, 53 руб.
Заполнение и подача декларации N 10309150/190419/0000792 осуществлена таможенным представителем - ООО "Алет".
По данному факту уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Краснодарской таможни в отношении ООО "Алеет" составлен протокол от 04.12.2020 N 10309000-2643/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 15 - 20).
21.01.2021 Краснодарской таможней вынесено постановление N 10309000-2643/2020 о привлечении ООО "Алеет" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 3.296, 53 руб. (том л.л. 8 - 14).
Положениями ч. 1 ст. 16.2 названного Кодекса установлена административная ответственность за не декларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом, либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о товаре и его качественных характеристиках, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав, предусмотренный ч. 2 ст. 16.2 Кодекса, при условии, что такие сведение послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При этом, из содержания положений ч. ч. 1, 2 ст. 16.2 Кодекса следует, что законодатель рассматривает не декларирование товара в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы таможенного дела в сравнении с недостоверным декларированием товаров, что находит отражение в несопоставимости размеров санкций, установленных данными нормами.
Состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, в то время, как ответственность по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело к неблагоприятным последствиям - неуплате таможенных пошлин.
К обстоятельствам, имеющим значение при установлении объективной стороны состава данного административного правонарушения, относится достоверность декларирования сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров - их соответствие действительности, а также то, могло ли недостоверное декларирование соответствующих сведений привести к освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов или к занижению их размера.
Статья 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" предусматривает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза - общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (п. п. 1, 2).
В силу п. 2 ст. 5 Соглашения таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем) и подтверждены им документально.
Аналогичные положения в настоящее время предусмотрены Таможенным кодексом ЕАЭС, которым установлены по существу такие же правила определения таможенной стоимости (п. п. 1 и 3 ст. 39, подп. 2 п. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС).
Анализ названных положений таможенного законодательства позволяет констатировать то, что расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию являются одним из составных компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
По смыслу взаимосвязанных положений п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5 Соглашения (п. 3 ст. 39, подп. 2 п. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС) выделение названного компонента из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар, предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца) покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Таможенного союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию, а также необходимость подтверждения характера и размера упомянутых расходов.
При этом таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подп. 2 п. 2 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку) товаров, обозначенных в данной норме, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров (транспортной экспедиции, перевозки и т.п.).
Представляемые документы должны отвечать требованиям, установленным п. п. 9 - 10, 13 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.
Если декларантом не выполнены условия, при которых расходы на транспортировку исключаются из таможенной стоимости, таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена 1 методом.
На основании абз. 2 п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС в этом случае таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных методов.
Согласно ч. 2 ст. 16.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях обязательным элементом объективной стороны административного правонарушения, установленного данной нормой, является освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера, либо наличие возможности наступления этих последствий в результате недостоверного декларирования, в том числе недостоверного заявления сведений об их таможенной стоимости. Размер административного штрафа при этом определяется в кратном размере от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, даже выявление расхождения сведений в части транспортных расходов в таможенной стоимости, определенной по 1 методу, само по себе не является достаточным основанием для наступления административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса.
Из материалов дела следует, что по условиями Приложения N 24 к договору на транспортно-экспедиторские услуги от 01.02.2018 N HMATTF/ STT 01/2018, стоимость услуг рассчитана до порта назначения Тамань Российская Федерация.
Таким образом, исходя из норм действующего на момент подачи заявителем декларации законодательства, морской порт Тамань (Российская Федерация) являлся официально утвержденным пунктом пропуска, и при этом стоимость транспортных услуг по представленной заявителем заинтересованному лицу декларации рассчитана в соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, непосредственно до места прибытия товара на территорию ЕАЭС.
Из акта учета стояночного времени следует, что грузовое судно, осуществившее доставку ввозимого товара прибыло в пункт пропуска и находилось до момента окончательной разгрузки - 01.05.2019, когда и был оформлен окончательный акт оказанных услуг.
Расходы декларанта, составившие разницу между стоимостью транспортных расходов по доставке товара до пункта пропуска и итоговой стоимостью транспортных услуг, оплаченной декларантом на основании акта от 01.05.2019, относятся к расходам на демередж (простой судна в порту), продолжительность которого, согласно акта учета стояночного времени, составила 8 дней (за вычетом сталийного времени).
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.04.2017 N 03-10-12/21436, расходы на демередж относятся к периоду нахождения оцениваемых товаров на судах после пересечения границ морского порта прибытия (акватории морского порта прибытия), указанные расходы включению в таможенную стоимость товаров не подлежат.
Следовательно, понесенные декларантом дополнительные расходы за простой судна в порту Тамань, понесенные после 23.04.2019 и отраженные в итоговом акте оказания услуг от 01.05.2019, не влияли на итоговую таможенную стоимость товара и не могли повлечь ее увеличения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как необоснованные, правовые основания к отмене обжалованного судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2021 по делу N А40-24162/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24162/2021
Истец: ООО "АЛЕТ"
Ответчик: КРАСНОДАРСКАЯ ТАМОЖНЯ