г. Самара |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А55-27895/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от ООО "Сетевик" - Деркасова М.Ю., доверенность от 11.01.2021,
от АО "ТЭК" - Панферов С.А., доверенность от 21.01.2021,
иные участники не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сетевик"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2021 года по делу N А55-27895/2020 (судья Рогулёв С.В.),
возбужденному по исковому заявлению акционерного общества "Тольяттинская энергосбытовая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Сетевик",
третьи лица: Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тольяттинская энергосбытовая компания" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сетевик" (далее - ответчик) о взыскании 19 260 руб. 15 коп. задолженности по договору от 07.04.2014 N 148 за период май, июнь, октябрь, ноябрь 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Сетевик" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Возражения подателя жалобы сводятся к тому доводу, что у ООО "Сетевик" не было сверхнормативных технологических потерь в 2019 г., а нормативные им оплачены в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В материалы дела поступил отзыв (письменные пояснения) от Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Представитель ООО "Сетевик" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель АО "ТЭК" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27 апреля 2014 года между ОАО "ТЭК" и ООО "Сетевик" заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии N 148.
С 14.02.2019 г. в связи с приведением организационно - правовой формы компании в соответствие с действующим законодательством, наименование Общества стало Акционерное общество "Тольяттинская энергосбытовая компания" (сокращенное наименование АО "ТЭК").
Согласно условиям договора, Ответчик обязался оплачивать электроэнергию приобретаемую в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих ему сетях.
В соответствии с п. 5.6. Договора оплата величины электрической энергии производится до 18 числа месяца, следующего за расчетным.
Однако Ответчик не надлежащим образом исполняет свои обязательства по оплате электрической энергии по договору.
Спор по объему полученной электроэнергии между сторонами отсутствует.
В связи с нарушением установленных договором сроков и порядка оплаты образовалась задолженность по оплате электрической энергии приобретаемой с целью компенсации потерь за май, июнь, октябрь, ноябрь 2019 г. в размере 19 260,15 руб.
25.08.2020 г. Ответчиком была получена претензия о погашении задолженности за исх. N 5229 от 18.08.2020 г.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с иском в суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не недопустим.
В соответствии с ч.1 ст.9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном процессе осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (ч.3.1 ст.70 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, спор между сторонами по объему полученной электроэнергии между сторонами отсутствует.
Судом первой инстанции установлено, что спор между сторонами возник в связи с различным содержанием ответов Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области на соответствующие запросы.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582 (ред. от 07.07.2020) "Об утверждении Положения о департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области" Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - Департамент, Тарифный орган) является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.
В соответствии с п. 3.6. ст. 2.2. указанного постановления в рамках закрепленных предметов ведения Департамент устанавливает долгосрочные параметры регулирования деятельности для территориальных сетевых организаций Самарской области.
Так, в адрес АО "ТЭК" от Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области была направлена информация по величине потерь, учтенных в сводном прогнозном балансе в части ООО "Сетевик" в разбивке полугодиям: первое полугодие 2019 г. 76 тыс. кВт*ч и второе полугодие 2019 г. 85 тыс. кВт*ч.
Ответчику департамент представил ответ, согласно которому фактический объем технологических потерь электрической энергии в 2019 в целом по организации составил меньше, учтенного в тарифе.
В обоснование данного довода ответчик указал, что согласно выписке исполнительного органа, осуществляющего государственное регулирование (департамента) от 27.12.2018 г., на 2019 г. прогнозный технологический расход электрической энергии (мощности) в электрических сетях ООО "Сетевик" на 2019 год составляет - 1424,99464 тыс.кВтч (пункт 2 таблицы "Потери электроэнергии всего"), а плановая стоимость потерь - 3708,4 тыс.руб. (лист 2 Выписки из протокола)
Фактический объем подтверждается сведениями, указанными в статистической форме, которую ООО "Сетевик" ежегодно подает в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской обл., N 5, утвержденной Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 07.11.2013 г. N 264
Фактический объем технологического расхода ООО "Сетевик" составил в 2019 г. - 1229,74 тыс.кВтч (пункт 17 строка 105 формы 5), а фактическая стоимость потерь - 3581 тыс.руб. (пункт 4 формы 5).
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области пояснил, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "Сетевик" на 2019 год установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования на 2015-2019г.г.
Согласно приказу ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" регулирующий орган ежегодно осуществляет корректировку необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, том числе корректировку с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию.
Кроме того, согласно пункту 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "_ в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования".
При расчете индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ООО "Сетевик" со смежными сетевыми организациями на 2019 год объем технологического расхода (потерь) электрической энергии ООО "Сетевик" (в целом по организации) определен министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и приказа ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" (далее - Методические указания) исходя из долгосрочного параметра регулирования "уровня потерь электрической энергии" - в размере 1 424,99 тыс.кВт.ч.
Уровень потерь электрической энергии установлен для ООО "Сетевик" приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.11.2014 N 406 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Самарской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" на период 2015-2019 годы в размере 2,02 %.
В 2019 году ООО "Сетевик" приобретал электрическую энергию у 3 гарантирующих поставщиков: АО "Тольяттинскаяэнергосбытовая компания", ПАО "Самараэнерго", АО "Самарагорэнергосбыт".
Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков для тарифной группы потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь" отличны друг от друга.
В связи с вышеизложенным, при определении плановой средневзвешенной цены покупки технологического расхода (потерь) электрической энергии для ООО "Сетевик" министерством распределены объемы потерь по гарантирующим поставщикам с учетом долгосрочного параметра регулирования - 2,02%, т.е. пропорционально отпуску электрической энергии из сети ООО "Сетевик".
Указанный расчет представлен департаментом в материалы дела и соответствует сведениям, указанным в ответе, направленном АО "ТЭК" по величине потерь, учтенных в сводном прогнозном балансе в части ООО "Сетевик" в разбивке полугодиям: первое полугодие 2019 г. 76 тыс. кВт*ч и второе полугодие 2019 г. 85 тыс. кВт*ч.
Распределение объемов потерь электрической энергии территориальной сетевой организации по гарантирующим поставщикам (в случае, когда гарантирующих поставщиков более одного) законодательством не регулируется.
Учет нормативов потерь, рассчитанных в середине долгосрочного периода регулирования, приведет к нарушению требований постановления Правительства РФ от 29б11б2011 N 1178, а также приказа ФСТ России от 17.02.2012 N 98-3 в части учета долгосрочного параметра регулирования "уровня потерь электрической энергии".
Фактический уровень технологического расхода (потерь) электрической энергии в целях проведения корректировки определяется в целом по территориальной сетевой организации.
Фактический уровень технологического расхода (потерь) электрической энергии согласно представленной ООО "Сетевик" форме N 46 - ЭЭ "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" за 2019 год в целом по организации что на 0,62% меньше долгосрочного параметра регулирования.
Таким образом, при корректировке необходимой валовой выручки за 2019 год фактический объем технологического расхода (потерь) электрической энергии ООО "Сетевик", заявленный ООО "Сетевик" в форме N 46 - ЭЭ "Сведения (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми об отпуске отдельным категориям потребителей" за 2019 год, учтен в полном объеме.
Согласно Методическим указаниям отклонение фактической средневзвешенной цены покупки технологического расхода(потерь) энергии от плановой компенсируется,в случае его экономического обоснования.
В соответствии с Методическими указаниями по итогам 2019 года департаментом осуществлена корректировка необходимой валовой выручки ООО "Сетефик", учитывающая фактически понесенные расходы ООО "Сетевик" на приобретение технологического расхода (потерь) электрической энергии. При расчете корректировки учитывалась информация, предоставленная ООО "Сетевик".
Экономически обоснованные расходы на покупку технологического расхода (потерь) электрической энергии 2019 года, заявленные ООО "Сетевик" в регулирование, компенсированы в полном объеме.
Указанная в апелляционной жалобе Методика определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче но электрическим сетям, утвержденная приказом Минэнерго России от 07.08.2014 N 506, разработана Минэнерго России для проведения сравнительного анализа потерь энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций. Процесс распределения потерь энергии по гарантирующим поставщикам вышеуказанная методика также не регламентирует.
Согласно пояснениям департамента, предоставление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике территориальными сетевыми организациями информации о дифференциации электросетевого оборудования по границам зон деятельности гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций) законодательством не предусмотрено. Данная информация ООО "Сетевик" в материалах дела по установлению тарифов на 2019 год в адрес министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не представлялась.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в отсутствие нормативного регулирования распределения объемов потерь электрической энергии территориальной сетевой организации по гарантирующим поставщикам, департамент, произвел расчет плановой величины потерь математическим способом (путем умножения планового поступления электроэнергии в сеть по каждому гарантирующему поставщику на плановый объем потерь).
С учетом того, обстоятельства, что именно департамент является уполномоченным органом, который устанавливает долгосрочные параметры регулирования деятельности для территориальных сетевых организаций Самарской области, у суда отсутствуют основания не доверять представленному расчету.
В отзыве на иск ответчик указал, что между сторонами спор по объему полученной электроэнергии отсутствует, однако ООО "Сетевик" полагает, что полностью выполнил свои обязательства по оплате электроэнергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 148 от 27.04.14г. за период: май, июнь, октябрь, ноябрь 2019 г.
Судом первой инстанции данный довод был отклонен по следующим основаниям.
В адрес АО ТЭК от Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области была направлена информация по величине потерь, учтенных в сводном прогнозном балансе в части ООО "Сетевик" в разбивке полугодиям: первое полугодие 2019 г. 76 тыс. кВт*ч и второе полугодие 2019 г. 85 тыс. кВт*ч.
Исходя из этих данных АО ТЭК произвело расчет объема превышения фактической величины потерь над нормативными, также в разбивке по полугодиям.
Таким образом, превышение по первому полугодию возникло уже по итогам пяти месяцев года и всего за первое полугодие 2019 г. составило 28 267 кВт*ч, по второму полугодию возникло по итогам четырех месяцев и составило 64 728 кВт*ч.
Перерасчет стоимости потерь произведен за май, июнь, октябрь и ноябрь 2019 г. в связи с необходимостью применения предельного уровня нерегулируемой цены для величины превышения объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе для территориальной сетевой организации ООО "Сетевик" на 2019 г., в соответствии с п. 96 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Кроме того, за декабрь 2019 г. к объему потерь так же была применена нерегулируемая цена, с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, установленной в отношении величин превышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период, который (объем) был оплачен Ответчиком без разногласий.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики. Среди прочего названным Законом определены субъекты, обязанные оплачивать потери в электросетях (часть 3 пункта 4 статьи 26, пункт 3 статьи 32); Правительству Российской Федерации или уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти предоставлено право устанавливать методику определения и порядок компенсации потерь электроэнергии в электросетях (пункт 2 статьи 21).
В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи с чем в пункте 4 статьи 26, пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике и пункте 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электрической энергии, неучтенную в ценах на электрическую энергию, - сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Эти лица оплачивают потери электрической энергии в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона об электроэнергетике величина фактических потерь электрической энергии оплачивается сетевыми организациями - субъектами розничных рынков, в сетях которых указанные потери возникли в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
Согласно пункту 128 Основных положений N 442, в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 810 от 07.07.2017, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III данного документа.
В силу абзаца 7 статьи 96 Основных положений N 442 в случае заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации предельные уровни нерегулируемых цен определяются без учета тарифа на услуги по передаче электрической энергии и используются гарантирующим поставщиком в отношении объемов покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации.
Порядок оплаты ответчиком электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях сторонами согласован в разделе 5 оказания услуг по передаче электроэнергии N 148 от 27 апреля 2014 года.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционный инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции, что несогласие ответчика с прогнозным расчетом потерь, произведенным департаментом в отношении АО "ТЭК", не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате электрической энергии приобретаемой с целью компенсации потерь.
Сведений об оспаривании ответчиком расчета департамента в административном или судебном порядке в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2021 года по делу N А55-27895/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27895/2020
Истец: АО "Тольяттинская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Сетевик"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕНОВОГО И ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области