г. Хабаровск |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А73-5433/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер"
на решение от 29.07.2021
по делу N А73-5433/2021
Арбитражного суда
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер"
к Комитету государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, комитет) от 23.03.2021 N Д104-1/21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Решением от 29.07.2021 суд изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания, заменив штраф, на предупреждение.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении. Так считает, что к спорным правоотношениям можно применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Возражений на жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующе.
Из материалов дела следует, что в соответствии с разрешением N RU 27-23-277/16 от 16.09.2016, выданным администрацией г. Хабаровска в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования (первоначальный срок действия разрешения - 16.09.2019 продлен до 16.09.2021) ООО Лидер" осуществляет функции застройщика по комплексу работ, связанных со строительством объекта "Комплекс жилых домов со встроенными административными помещениями, подземной автостоянкой и гостиница по ул. Ленинградской в г. Хабаровске. 1 очередь строительства" (далее - Объект), расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Центральный район, ул. Ленинградская, дом 27. Земельный участок, в границах которого расположен возводимый Объект, имеет кадастровый номер 27:23:0030207:1580.
Проектом предусмотрено строительство Объекта в 3 этапа:
1 этап строительства - блок-секция N 1, подземная автостоянка;
2 этап строительства - блок-секция N 2;
3 этап строительства - гостиница.
ООО "Лидер" разместило отчетность за II квартал 2020 в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС 29.07.2020, с последующей корректировкой показателей от 28.10.2020 и 13.11.2020.
При проведении комитетом анализа представленной отчетности и корректировочных отчетностей на соответствие составу, формам и достоверности указанных в них сведений, установлено, что отчетность представлена не в полном объеме и содержит недостоверные сведения, а именно:
В разделе II "Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства":
общая сумма площадей нежилых помещений (стока 5.2) и машино -мест (строка 5.3) (по блок-секции N 1 - 9055,8 кв.м., по блок-секции N 2 - 5821 кв.м) противоречит сведениям, отраженным в разделе 9.3 проектной декларации, в соответствии с которой сумма общей площади всех нежилых помещений в блок-секции N 1 составляет 5096,60 кв. м, в блок-секции N 2 составляет 1459,40 кв.м;
по блок-секции N 2 общая сумма фактически понесенных застройщиком затрат на строительство (сумма строк 10.1 - 10.4) в размере 647,2 млн. руб. на 113,9 млн. руб. меньше объема денежных средств участников долевого строительства, использованных застройщиком по целевому назначению (сумма строк 12.4 и 12.5), которая составляет 761,1 млн. руб;
в нарушение пункта 11 Порядка справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам не представлена (первоначальный срок исполнения обязательств, отраженный в строке 15 раздела II "Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства" -16.01.2020).
В разделе IV "График реализации проекта строительства и обязательств по договорам":
сведения об объеме выполненных работ и степени готовности объекта недвижимости указаны в абсолютных цифрах, формой предусмотрено отражение указанных показателей в процентном выражении;
по блок-секции N 2 плановые и фактические объемы выполненных работ противоречат соответствующим показателям, отраженным в отчетности за предыдущие отчетные периоды. Степень готовности (строка 9) на конец отчетного периода составляет 35%, при этом в отчетности за IV квартал 2019 г. степень готовности объекта составляла 74%, в I квартале 2020 г. - 76%.
В раздел V "Сводная накопительная ведомость проекта строительства":
-показатели фактической стоимости реализации проекта строительства (по состоянию на последнюю календарную дату текущего отчетного периода) (столбец 6) по отношению к проектной стоимости строительства (по состоянию на последнюю календарную дату текущего отчетного периода) (столбец 4) по блок-секции N 1 составляют 84% выполнения, по блок секции N 2 составляют 74% выполнения. Данные показатели противоречат фактической степени готовности объектов недвижимости, отраженной в строках 9 раздела IV отчетности: блок-секция N 1 - 78%, блок-секция N 2 - 35%.
Названные обстоятельства послужили основанием для составления комитетом в отношении общества протокола от 10.03.2021 N Д23-22/21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
23.03.2021 вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по инкриминируемой норме права в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Лиднер" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон 214-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пункту 1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 N 543-пр "Об утверждении положения о комитете государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края" органом, уполномоченным на
осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Хабаровского края, является комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края.
На основании пункта 6 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан ежеквартально представлять в контролирующий орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по установленной форме.
Форма и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства утверждены одноименным приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656пр (далее - Приказ N 656пр, Форма N 656пр, Порядок N 656пр).
Приказ Минстроя России N 656/пр вступил в законную силу с 23.03.2019. Таким образом, отчетность застройщика, представленная в уполномоченный орган после 23.03.2019, должна быть составлена по форме, утвержденной Приказом Минстроя России N 656/пр.
Согласно пункту 2 Порядка отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной Приказом N 656, к отчетности прилагается бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Застройщик на основании пункта 3 Порядка обязан ежеквартально представлять в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с пунктом 5 Порядка сроки предоставления отчетности в уполномоченный орган - не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Согласно пунктам 7, 9 Порядка отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС); датой предоставления отчетности является дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.
В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка, при наличии в отчете информации о неисполненных (просроченных) обязательствах по договорам участия в долевом строительстве, представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения, а при указании в графе 12.4 раздела II отчетности суммы денежных средств, использованных застройщиком в отчетном периоде по целевому назначению, застройщиком к отчетности прилагается справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
По материалам дела судом установлено, что общество представило в комитет отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - отчетность) за II квартал 2020 не в полном объеме и содержащую недостоверные сведения.
В данном случае наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения подтверждается материалами дела, и последним по существу не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих уважительные причины невыполнения требований действующего законодательства, общество не представило.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод суда о наличии в деянии ООО "Лидер" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, нарушений не установлено.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, замена штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности следующих условий:
- отнесение заявителя к субъектам малого предпринимательства;
- совершение правонарушения впервые;
- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как установлено судом первой инстанции, общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "Микропредприятие".
Доказательства, что ранее общество привлекалось к административной ответственности, равно как и доказательств причинения действиями общества вреда или возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также наличия имущественного ущерба в материалах дела отсутствуют.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о возможности изменения постановления от 23.03.2021 N Д104-1/21 в части назначенного наказания путем замены административного штрафа на предупреждение.
Доводы общества о возможности применения к спорным правоотношения положений статьи 2.9 КоАП РФ апелляционным судом отклоняются в силу следующего.
Возможность освобождения лица от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на отношения в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера деяния заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Вменяемое заявителю правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и, вопреки аргументам заявителя, не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и касающихся предоставления отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Правоотношения в сфере долевого строительства находятся под особой охраной государства, что подтверждается наличием специального Закона N 214-ФЗ, контролирующего органа в данной сфере, установлением для застройщиков публично-правовых обязанностей, в том числе, по представлению отчетности, а также строгих санкций за неисполнение указанных обязанностей.
При этом важно отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, признание вины в совершении правонарушении, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, поскольку учитываются при назначении административного наказания.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.
Таким образом, оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном конкретном случае не имеется.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. Достаточных и надлежащих доказательств обратного в нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено.
С учетом изложенного аргументы общества о возможности освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ являются несостоятельными.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.07.2021 по делу N А73-5433/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5433/2021
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Леонтьев Константин Анатольевич