город Воронеж |
|
8 октября 2021 г. |
Дело N А36-11341/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Бумагина А.Н. Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (ОГРН 1054800190037, ИНН 4822001244, далее - ОАО "ЛЭСК" или заявитель):
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, далее - ГЖИ Липецкой области или инспекция):
|
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
Пустовалов М.В., представитель по доверенности от 18.06.2021, Цветкова Е.В., представитель по доверенности от 08.06.2021, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГЖИ Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2020 по делу N А36-11341/2019,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ЛЭСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области о признании недействительным и отмене предписания от 29.08.2019 N 3 811.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2021 по делу N А14-7417/2021 требования заявителя удовлетворены.
Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области от 29.08.2019 N 3 811.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие у ОАО "ЛЭСК" оснований для перерасчета и доначисления платы за электроэнергию.
По мнению инспекции, спорные доначисления произведены в нарушения требований Правил N 354.
Кроме того, инспекция ссылается на истечение сроков исковой давности, что исключает возможность доначисления платы за период с декабря 2016 года.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 25.06.2021, 30.07.2021, 03.09.2021, 01.10.2021.
Определениями суда апелляционной инстанции ОАО "ЛЭСК" предлагалось письменно нормативно обосновать произведённые спорные начисления в соответствии с Правилами N 354 за период 2014-2016 годы, представить расчеты со ссылками на доказательства, имеющиеся в материалах дела и подтверждающие изменившуюся площадь мест общего пользования, которая была учтена обществом для спорных доначислений, дать письменные пояснения относительно справки многоквартирного дома (том 1 лист дела 121-122) сослаться на все доказательства, в которых зафиксированы сведения об изменении площади МОП МКД, представить в суд расчеты, конкретизировав, какие именно измененные данные повлекли спорные доначисления.
ГЖИ Липецкой области предлагалось письменно пояснить, какие нормы права нарушило ОАО "ЛЭСК", производя спорные начисления, выразить правовую позицию об исполнимости предписания.
Во исполнение указаний суд апелляционной инстанции ГЖИ Липецкой области представила письменное пояснение от 24.06.2021 с приложением сообщения ОАО "ЛЭСК" от 22.10.2019, платежного документа за сентябрь 2019 года; письменное пояснение от 30.07.2021 с приложением информации с сайта ГИСЖКХ; письменное пояснение от 30.09.2021.
ОАО "ЛЭСК" представило дополнительные пояснения от 28.07.2021 N 11-28071-АЯ, от 02.09.2021 N 11-28078-АЯ, от 27.09.2021 N 11-28092-АЯ.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольными определениями от 30.07.2021, 03.09.2021, 01.10.2021.
В судебном заседании представители ГЖИ Липецкой области поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 08.10.2021.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихя лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 01.07.2019 заинтересованным лицом получено обращение жителя квартиры, расположенной в доме N 42 по ул. Рязано-Уральская в г. Ельце Липецкой области, о проведении проверки порядка начисления платы за электроэнергию (т.1 л.д. 42).
В целях проверки поступившего обращения руководителем Жилищной инспекции было издано распоряжение (приказ) от 29.07.2019 N 10168 о проведении внеплановой документарной проверки ОАО "ЛЭСК", поручив ее проведение заместителю начальника отдела контроля за расчетом платы за жилое помещение и коммунальные услуги (т.1 л.д. 43).
По результатам проверки инспекцией было установлено, что в мае 2019 года было произведено доначисление платы за электроэнергию на ОДН в период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года в связи с уточнением площадей МКД, а также в связи с перерасчетом по квартире N 64.
Начисление платы за потребленную электроэнергию на индивидуальное потребление за период с апреля по июль 2019 года производилось исходя из показаний ИПУ.
Задолженность по оплате за электроэнергию образовалась по состоянию на 05.08.2019 в размере 947 рублей 36 копеек в результате доначисления за электроэнергию.
Жилищной инспекцией также указано на неверно примененную площадь мест общего пользования - площадь подвала применена по наружному обмеру, применение срока исковой давности и отсутствие оснований для выполнения перерасчета платы за коммунальные услуги, установленных в разделах 8, 9 Правил N 354 (т.1 л.д. 45-46).
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте проверки от 29.08.2019 N 9504 и послужили основанием для выдачи предписания от 29.08.2019 N 3811, которым на общество была возложена обязанность в срок до 15.11.2019 г. исключить из состава платы за коммунальные услуги доначисления, предъявленного в платежном поручении за май 2019 г., в соответствии с частью 2 ГК РФ, частью 1 статьи 153, частями 1,2 статьи 157 ЖК РФ, пунктами 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах 3 и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (т.1 л.д. 48).
Не согласившись с названным предписанием, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ОАО "ЛЭСК" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что в ходе проведения проверки инспекцией не установлено, что произведенные заявителем доначисления размера платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, осуществлены с нарушением методики расчета, предусмотренной Правилами N 354, а также об отсутствии у инспекции в силу действующего законодательства права при проведении проверки устанавливать наличие или отсутствие обязательств исходя из истечения срока исковой давности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда области в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частью квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
Согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусматривает, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на период проведения перерасчета) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу пункта 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на период проведения перерасчета) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Материалами настоящего дела подтверждается, что в мае 2019 года ОАО "ЛЭСК" осуществило доначисление платы за электроэнергию по многоквартирному дому N 42, расположенному по адресу Липецкая область, г. Елец, ул. Рязано-Уральская на ОДН в период с декабря 2014 года по декабрь 2016 года в связи с уточнением площадей МКД, а также в связи с перерасчетом по квартире N 64.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области об отсутствии у ГЖИ Липецкой области оснований для признания спорного доначисления незаконным исключительно по мотиву пропуска срока исковой давности по данным доначислениям.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом вне зависимости от истечения срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявления стороны в а споре, сделанному до вынесения судом решения.
Таким образом, вопрос о пропуске срока исковой давности, а также наличии оснований для применения соответствующих правовых положений подлежит разрешению в рамках искового производства при взыскании соответствующих сумм доначислений.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 23.09.2020 N 301-ЭС20-13074 по делу N А17-6944/2019.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что спорные доначисления осуществлены за продолжительный период с декабря 2014 по декабрь 2016 в мае 2019 года, следовательно, период с мая 2016 по декабрь 2016 не выходит за пределы трехлетнего срока исковой давности.
Вместе с тем, апелляционной коллегией учитывается, что согласно акту проверки, а также пояснениям ГЖИ Липецкой области доначисление за пределами трехлетнего срока не являлось единственным основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Так, ГЖИ Липецкой области также указано на отсутствие правовых оснований у ОАО "ЛЭСК" для перерасчета платы за электроэнергию.
В соответствии с положениями Правил N 354 перерасчет платы за электронергию допускается в следующих случаях:
- в соответствии с подпунктами "е(1)" "е(2)" "ж" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 Правил N 354 в случае расхождение между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете размера платы. Если исполнитель в ходе проверки состояния приборов учета электроэнергии или достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях таких приборов учета установит, что прибор учета исправен и надлежащим образом опломбирован, но имеются расхождения между его показаниями и объемом коммунального ресурса, который использовался при расчете платы за электроэнергию за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу;
- в соответствии с пунктом 81(11) Правил N 354 в случае несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
- в соответствии с пунктами 86, 88 Правил N 354 в случае временного отсутствия потребителя;
- в соответствии с пунктом 98 Правил N 354 в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Судом апелляционной неоднократно заявителю предлагалось нормативно обосновать осуществленные доначисления со ссылкой на соответствующие положения Правил N 354, вместе с тем, указания суда апелляционной инстанции исполнены не были.
Судом апелляционной инстанции заявителю также предлагалось сослаться на основания перерасчета, в том числе, в части изменения спорной площади МКД.
Заявитель указывал на получение новых данных о технических характеристиках в апреле 2019 года, вместе с тем, вопреки указаниям суда апелляционной инстанции, заявителем не обосновано изменение характеристик объекта по сравнению с характеристиками, применяемыми до произведения доначислений.
Кроме того, материалами настоящего дела не подтверждается, что у ОАО "ЛЭСК" отсутствовала возможность получения достоверных сведений относительно технических характеристик объекта до апреля 2019 года по независящим от общества причинам, а равно предоставление управляющей компанией недостоверных сведений до указанной даты.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности доначислений платы за электроэнергию, произведенных заявителем за период с декабря 2014 года по декабрь 2016.
Оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку доначисленная и взимаемая обществом коммунальная услуга за электроэнергию за период с декабря 2014 по декабрь 2016 является необоснованной, так как Правила N 354 не устанавливают возможность для проведения перерасчета (доначисления) платы за коммунальные услуги вследствие недополучения денежных средств по вине исполнителя коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2020 по делу N А36-11341/2019 подлежит отмене, а требования открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" надлежит оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2020 по делу N А36-11341/2019 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-11341/2019
Истец: ОАО "ЛИПЕЦКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области