г. Москва |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А40-71064/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Гапоновым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ПЕРМСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ЛИНИИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-71064/21
по заявлению ООО "ПЕРМСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ЛИНИИ"
к 1) Минтранс России 2) ФБУ "РОСАВТОТРАНС"
третье лицо: Генеральная Прокуратура Российской Федерации
об оспаривании бездействия,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) Коновалов Д.В. по доверенности от 16.12.2020, диплом ВСА 0425244 от 27.06.2006; 2) Гарифуллина Р.Ф. по доверенности от 11.01.2021, диплом ЦВ N 307027 от 05.06.1992; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПЕРМСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ЛИНИИ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минтрансу России, ФБУ "РОСАВТОТРАНС" (далее - заинтересованные лица) об оспаривании бездействия, выразившегося в невыдаче в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального Закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации..." ООО "Пермские Автобусные Линии" карт маршрутов, о признании незаконным бездействия выразившегося в не установлении в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39 Федерального Закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации..." отдельных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых заявителем ООО "Пермские Автобусные Линии" по направлениям, об обязании установить отдельные маршруты в отношении регулярных межрегиональных перевозок, осуществляемых заявителем а также выдать заявителю свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих маршрутов регулярных перевозок на срок не менее пяти лет и началом действия вступления Решения суда в законную силу.
Решением суда от 28.06.2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается, что Минтранс России обязано было выдать заявителю обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для регулярных перевозок.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Пермские Автобусные Линии" имеет лицензию (регистрационный N АКК-59-000376) от 22 мая 2019 года на осуществление указанного вида деятельности (перевозки пассажиров и иных лиц автобусами), выданное Федеральной Службой по надзору в сфере транспорта.
ООО "Пермские Автобусные Линии" осуществляет перевозку пассажиров, на основании паспортов автобусных маршрутов, утвержденных Министерством Транспорта Российской Федерации и Правительством Пермского края, а именно:
1. Паспорт автобусного маршрута N 970 "город Пермь - город Саратов (через город Альметьевск, город Тольятти)" - дата регистрации 12 сентября 2013 года
2. Паспорт автобусного маршрута N 975 "город Пермь - город Миасс" - дата регистрации 25 февраля 2011 года,
3. Паспорт автобусного маршрута N 975 "город Пермь - город Ульяновск (через город Альметьевск, город Дмитровград)" - дата регистрации 12 сентября 2013 года,
4. Паспорт автобусного маршрута N 976 "город Пермь - город Магнитогорск (через город Златоуст, город Миасс) " - дата регистрации 25 февраля 2011 года,
5. Паспорт автобусного маршрута N 2300 "город Пермь - город Серов (через город Чусовой, город Горнозаводск)" - дата регистрации 19 июня 2009 года
Указанные автобусные маршруты перевозок пассажиров были зарегистрированы в Реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, опубликованном на официальном сайте Минтранса России.
По мнению заявителя, Минтранс России, существенно нарушает действующее Законодательство Российской Федерации, а именно не исполняет свои обязанности, предусмотренные частью 3 статьи 39 Федерального Закона N 220 от 13 июля 2015 года, устанавливающей, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Закона (т.е. до 09 апреля 2016 года) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с установленной настоящим Законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего закона, т.е. до 14 июля 2016 года.
Таким образом, Минтранс России в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 39 ФЗ РФ N 220 от 13 июля 2015года, должно было установить отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых заявителем ООО "Пермские Автобусные Линии", а именно:
1. Паспорт автобусного маршрута N 970 "город Пермь - город Саратов (через город Альметьевск, город Тольятти)" - дата регистрации 12 сентября 2013 года
2. Паспорт автобусного маршрута N 975 "город Пермь - город Миасс" - дата регистрации 25 февраля 2011 года,
3. Паспорт автобусного маршрута N 975 "город Пермь - город Ульяновск (через город Альметьевск, город Дмитровград)" - дата регистрации 12 сентября 2013 года,
4. Паспорт автобусного маршрута N 976 "город Пермь - город Магнитогорск (через город Златоуст, город Миасс) " - дата регистрации 25 февраля 2011 года,
5. Паспорт автобусного маршрута N 2300 "город Пермь - город Серов (через город Чусовой, город Горнозаводск)" - дата регистрации 19 июня 2009 года
Заявитель ООО "Пермские Автобусные Линии" считает, что на основание неоднократных заявлений (обращений) заявителя, в адрес Минтранса России обязано было выдать заявителю ООО "Пермские Автобусные Линии" свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для регулярных перевозок.
Однако Минтрансом России указанная выше обязанность не исполнена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия заинтересованных лиц законны и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок в настоящее время регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 220-ФЗ).
Федеральный закон N 220-ФЗ, вступивший в законную силу с 14.07.2015, содержит переходные положения, в частности статья 39 Федерального закона N 220- ФЗ, из которой следует, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ.
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования (до 14.01.2016) Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона N 220-ФЗ, и включены в соответствующие реестры (части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Таким образом, в переходный период возможность включения уполномоченным органом исполнительной власти в реестр маршрутов сведений о маршруте по заявлениям лиц, осуществлявших после опубликования Федерального закона N 220-ФЗ перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотрена только в случае легальности осуществления указанными лицами такой деятельности (осуществления перевозки на основании заключенных с этими лицами договоров, выданных им разрешений, паспортов маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами).
На основании данных, представленных ООО "Пермские Автобусные Линии" в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона, в 2016 году в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (далее - реестр) были зарегистрированы 11 маршрутов заявителя: г. Пермь-г. Саратов (59.64.001/2), г. Пермь - г. Нижний Тагил (59.66.004), г. Пермь - г. Челябинск (59.74.002), г. Пермь - г. Магнитогорск (59.74.004), г. Пермь - г. Ульяновск (59.73.002), г. Пермь - г. Серов (59.66.003), г. Пермь - г. Миасс (59.74.003), г. Пермь - г. Екатеринбург (59.66.002), г. Пермь-г. Сарапул (59.18.006), г. Пермь-г. Казань (59.16.004), г. Пермь-г. Уфа (59.02.001).
Установление отдельных маршрутов в отношении межрегиональных маршрутов, в соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, применимо только в случаях, если регулярные перевозки осуществляются совместно несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Регулярные перевозки по маршрутам: г. Пермь - г. Саратов (59.64.001/2), г. Пермь - г. Нижний Тагил (59.66.004), г. Пермь - г. Челябинск (59.74.002), г. Пермь - г. Магнитогорск (59.74.004), г. Пермь - г. Ульяновск (59.73.002), г. Пермь - г. Серов (59.66.003), г. Пермь - г. Миасс (59.74.003), г. Пермь -г. Екатеринбург (59.66.002), г. Пермь - г. Сарапул (59.18.006), г. Пермь - г. Казань (59.16.004), г. Пермь - г. Уфа (59.02.001) осуществлялись только ООО "Пермские Автобусные Линии", в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ данные маршруты зарегистрированы в реестре за ООО "Пермские Автобусные Линии".
Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ, в реестр. Таким образом, требование ООО "Пермские Автобусные Линии" о признании незаконным бездействия Минтранса России в части не установления отдельных маршрутов является необоснованным.
Расписаниями маршрутов регулярных перевозок, зарегистрированных в реестре за ООО "Пермские Автобусные Линии" и указанными заявителем, предусмотрены следующие остановочные пункты, незарегистрированные в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок:
* Регистрационный номер, (порядковый номер) маршрут: 59.64.001/2, (N 970) г. Пермь - г. Саратов, Общее кол-во останов, пунктов по расписанию: 12, Остановочные пункты, которые не включены в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам: АВ г. Краснокамск, АС г. Набережные Челны;
* Регистрационный номер, (порядковый номер) маршрут: 59.74.003, (N 975) г. Пермь - г. Миасс, Общее кол-во останов, пунктов по расписанию: 12, Остановочные пункты, которые не включены в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам: АВ г. Кунгур, АС п. Суксун, КП с. Ключи, АС с. Болынеустрикинское;
* Регистрационный номер, (порядковый номер) маршрут: 59.73.002, (N 975) г. Пермь - г. Ульяновск, Общее кол-во останов, пунктов по расписанию: 13, Остановочные пункты, которые не включены в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам: АВ г. Краснокамск, АС г. Набережные Челны, АВ г. Заинек, АВ г. Димитровград, АС рп Чердаклы, г. Ульяновск (Заволжье;
* Регистрационный номер, (порядковый номер) маршрут: 59.74.004, (N 976) г. Пермь - г. Магнитогорск, Общее кол-во останов, пунктов по расписанию: 16, Остановочные пункты, которые не включены в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам: АВ г. Кунгур, АС п. Суксун, КП с. Ключи, АС с. Болынеустрикинское, АС с. Уйское;
* Регистрационный номер, (порядковый номер) маршрут: 59.66.003, (N 1300) г. Пермь - г. Серов, Общее кол-во останов, пунктов по расписанию: 7, Остановочные пункты, которые не включены в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам: КП г. Горнозаводск.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 220-ФЗ остановочный пункт по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции, должен быть зарегистрирован в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (далее - реестр остановочных пунктов). В связи с этим свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок (далее - свидетельство) и карты маршрутов регулярных перевозок (далее - карты маршрута) оформляются только на те маршруты, в расписаниях которых все остановочные пункты зарегистрированы в реестре остановочных пунктов.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство - это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 220-ФЗ в свидетельствах указываются сведения о наименованиях начального, конечного и промежуточных остановочных пунктов по маршруту.
В связи с этим уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выдавая свидетельство перевозчику, подтверждает его право осуществлять перевозки по маршруту с использованием всех остановочных пунктов (начального, конечного и промежуточных). При этом все остановочные пункты, которые включены в состав данного маршрута, должны быть внесены в реестр остановочных пунктов.
Маршруты возможно изменить, исключив или заменив в расписаниях остановочные пункты, которые не зарегистрированы в реестре, для чего необходимо представить заявления об изменении маршрутов. Таким образом, для получения свидетельства и карты маршрута перевозчику необходимо обратиться с заявлением на изменение маршрута, указав начальный, конечный и те промежуточные остановочные пункты, которые зарегистрированы в реестре. После чего возможна выдача свидетельства, о чем заявителю было известно.
При этом частью 7 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что отказом от осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок признается непредставление заявления о выдаче свидетельства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена выдача свидетельств по данному маршруту, до окончания срока действия указанных в части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ карт данного маршрута (до 14.07.2016).
В период с 2016 года по апрель 2021 года от ООО "Пермские Автобусные Линии" не поступали заявления об изменении маршрутов г. Пермь - г. Саратов (59.64.001/2), г. Пермь - г. Магнитогорск (59.74.004), г. Пермь - г. Ульяновск (59.73.002), г. Пермь - г. Серов (59.66.003), г. Пермь - г. Миасс (59.74.003) и у истца отсутствуют законные основания осуществлять регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по данным маршрутам в связи с отсутствием свидетельств и новых карт.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство -это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, карта маршрута по своей правовой природе, наряду со свидетельством об осуществлении регулярных перевозок по маршруту, представляет собой документ, подтверждающий легитимность деятельности перевозчика.
Согласно ст. 199 АПК РФ в заявлении о признании решений и действий (бездействия) незаконными должны быть, в частности, указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением и действием (бездействием).
Доводы апелляционной жалобы не содержит доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также иных доводов и материалов, доказывающих наступление каких-либо негативных последствий для предпринимательской деятельности заявителя в форме незаконного возложения на него каких-либо обязанностей или возникновения иных препятствий для его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованные лица действовали в пределах своих полномочий и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ".
При указанных обстоятельствах, заявленные требования в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы также отклоняются в силу того, что содержат новые требования, относительно иных маршрутов, не являвшихся предметом рассмотрения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2021 по делу N А40-71064/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71064/2021
Истец: ООО "ПЕРМСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ЛИНИИ"
Ответчик: Министерство транспорта РФ
Третье лицо: ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"