город Москва |
|
12 октября 2021 г. |
дело N А40-99061/21 |
Резолютивная часть постановления от 07.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Объединенная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2021
по делу N А40-99061/21,
по заявлению АО "Объединенная энергетическая компания" (ИНН: 7720522853)
к УФАС России по г. Москве (ИНН: 7706096339)
третье лицо: ООО "Вертикаль - Строй" (ИНН: 7721546134)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Клятченко И.М. по доверенности от 07.09.2021;
от заинтересованного лица - Садриева А.Р. по доверенности от 15.09.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2021 в удовлетворении заявленных АО "Объединенная энергетическая компания" требований о признании незаконным постановления УФАС России по г. Москве N 077/04/9.21-1444/2021 от 23.04.2021 по делу об административном правонарушении, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Вертикаль - Строй", представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 077/04/9.21-1444/2021 послужило поступившее в УФАС России по г. Москве жалоба ООО "Вертикаль-Строй" (вх. от 14.10.2020 N76315-ЭП/20) на действия (бездействие) АО "Объединенная энергетическая компания" (АО "ОЭК") при осуществлении им мероприятий по технологическому присоединению объекта, расположенного по адресу: Москва, улица Амурская, вл. 23А к электрическим сетям АО "ОЭК", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на технологическое присоединение.
В ходе проверки доводов жалобы антимонопольным органом установлен факт нарушения заявителем Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
13.04.2021 в отношении АО "Объединенная энергетическая компания" составлен протокол об административном правонарушении N 077/04/9.21-14444/2021 по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 077/04/9.21-1444/2021, 22.04.2021 антимонопольным органом вынесено постановление о привлечении АО "ОЭК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600.000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В случае повторного совершения административного нарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 2 указанной статьи.
Заявителю вменяется нарушение обществом п. 19 Правил технологического присоединения путем навязывания обществу невыгодных условий и обязательств по дополнительному соглашению N 3, не предусмотренных, при направлении в адрес третьего лица письма от 28.08.2020 (исх. N 10588-Н-ИСХ-8) с приложением дополнительного соглашения N 3 к договору на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта от 20.06.2016 N 10988-01-ДО, п. 27 Правил путем включения в стоимость платы за технологическое присоединение по дополнительному соглашению N 3 стоимости технологического присоединения в соответствии с Техническими условиями от 11.12.2019 при недоказанности отсутствия технической возможности осуществления технологического присоединения по Техническим условиям от 18.02.2016.
Из материалов дела следует, что 20.06.2016 между ООО "Вертикаль-Строй" и АО "ОЭК" заключен договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта ООО "Вертикаль - Строй" от 20.06.2016 N 10988-01-ДО, стоимость технологического присоединения по которому составила 973.960, 20 руб.
Согласно п. 10.1 Технических условий от 18.02.2016 N 1088-01-ТУ/1 к договору, являющихся неотъемлемым приложением к договору, к мероприятиям по технологическому присоединению указанного объекта, выполняемым сетевой организацией, относится оборудование и наладка 4 ячеек в РТП N 19050.
Пунктом 11 Технических условий от 18.02.2016 предусмотрено, что ООО Вертикаль - Строй
выполняет, в том числе мероприятия: строительство новой ТП с устройством АВР, в количестве 1 шт., по индивидуальному проекту, с размещением ТП в центре нагрузок; установка в новой ТП трансформаторы мощностью 4х1600 кВа, номинальным напряжением 10/0,4 кВ; прокладка кабельных линий 10 кВ сечение определить проектом, но не менее АПвП... 3(1х120)/
мм
для включения новой ТП по двухлучевой схеме; от РТП 19050 до РТП 19050 с заходом в новое ТП в количестве 2 кабельных линий; строительство сетей 0,4 кВ от новой ТП.
В соответствии с п. 15 ТУ от 18.02.2016 срок действия Технических условий составляет 3 года со дня заключения договора.
Пунктом 6 договора определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года с даты подписания договора.
В силу п. 16 Правил технологического присоединения в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, срок осуществления мероприятий для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, составляет 2 года, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
Таким образом, на сетевую организацию возложена обязанность осуществить мероприятия по технологическому присоединению в срок до 20.06.2018.
Из материалов административного дела следует, что в соответствии с обращением третьего лица между ним и заявителем заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, в соответствии с которым срок по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта был продлен до 31.07.2020.
Учитывая предельный установленный п. 16 Правил технологического присоединения срок исполнения мероприятий, равный 4 годам, мероприятия по технологическому присоединению объекта должны были быть выполнены не позднее 20.06.2020.
Вместе с тем, письмом от 19.06.2019 N 05/06 (вх. АО "ОЭК" от 01.07.2019 N 10988-ПВХ-5) ООО "Вертикаль - Строй" обратилось в АО "ОЭК" с указанием на рассмотрение возможности продления ТУ от 18.02.2016 до 31.07.2020 и внесения в них изменений в части наименования объекта, а также предусмотрения возможности в п. 11.1 ТУ установки модульных/комплексных ТП мощностью 4х1600 кВа.
АО "ОЭК" в ответ на указанное обращение (исх. от 05.07.2019 N 10988-Н-ИСХ-6) сообщено о готовности внести изменения в Технические условия от 18.02.2016 в случае представления документов, подтверждающих изменение назначения земельного участка, а также об исполнении мероприятий по технологическому присоединению со своей стороны.
При этом согласно акту осмотра от 03.07.2019, на дату его проведения мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные п. п.11.1-11.7 Технических условий от 18.02.2016, со стороны общества не были выполнены.
Срок действия Технических условий от 18.02.2016 истек 20.06.2019, в связи с чем общество письмом от 15.07.2019 N 05/07 обратилось в сетевую организацию с просьбой продлить Технические условия от 18.02.2016 до 31.07.2020 и внести в них изменения.
Ответ на указанное обращение АО "ОЭК" дан письмом N 10988-П-ИХ-7 от 21.01.2020, в приложении к которому сетевая организация направила в адрес третьего лица проект дополнительного соглашения N 3 к договору и новые ТУ от 11.12.2019, с указанием на аннулирование ранее выданных.
Указанным дополнительным соглашением устанавливалась новая стоимость мероприятий по технологическому присоединению в связи с изменением АО "ОЭК" перечня необходимых мероприятий.
Согласно п. 12 проекта дополнительного соглашения N 3 к договору стоимость платы за технологическое присоединение составила 53.136.291, 60 руб.
В соответствии с п. 27 Правил технологического присоединения при изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно Технических условий от 11.12.2019 изменены характеристики технологического присоединения, а также мероприятия, выполняемые сторонами соглашения.
Пунктом 10 Технических условий от 11.12.2019 предусмотрено, что к мероприятиям по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта, выполняемым со стороны сетевой организации за счет платы за технологическое присоединение, относится следующее: оборудование и наладка нового СП 10 кВ для организации точки присоединения по классу напряжения 10 кВ по проекту, согласованного с технической дирекцией АО ОЭК
; организация питания собственных нужд (ШПСП) СП от трансформатора ТП заявителя; комплектация СП вводными, отходящими ячейками, ячейками с установкой ТН, ячейками с организацией учета электрической энергии; выполнение комплекса работ по организации средств диспетчерского и технологического управления и телемеханизации вновь сооружаемой СП; прокладка распределительных кабельных линий 10 кВ, в том числе строительство закрытых переходов методом ГНБ, сечением АПвП... 3(1х120)/
мм
(сечение экрана определить проектом) по двухлучевой схеме: от РТП 19050 до РТП 19050 с заходом в новый СП в количестве 2 кабельных линий; выполнение работ по благоустройству территории после завершения земляных работ, в объеме предусмотренном согласованной проектной документацией.
Согласно п. 10 (б) к мероприятиям по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта, выполняемым со стороны сетевой организации за счет средств инвестиционной составляющей тарифа на передачу электрической энергии, относится оборудование и наладка 4 ячеек в РТП 19050.
При этом п. 11 ТУ от 11.12.2019 на третье лицо возложены, в том числе следующие мероприятия: строительство новой ТП заявителя в количестве 1 шт., по индивидуальному проекту. Установить трансформаторы мощностью по проекту кВА, номинальным напряжением 10/0,4 кВ; прокладка 2-х кабельных линий 10 кВ сечением по проекту от СП до новой ТП общества. Подключение выполнить кабельными линиями, проложенными в земле и (или) в кабельной канализации; строительство сетей напряжением до 1 кВ от новой ТП общества.
В направленных в адрес сетевой организации письмах (вх. АО "ОЭК" от 27.01.2020 N 10988-7, 04.08.2020 N 10988-ВХ-8, 13.08.2020 N 10988-П-ВХ-9) общество выразило несогласие со стоимостью технологического присоединения по дополнительному соглашению N 3, а также мероприятиями по технологическому присоединению, связанными со строительством СП 10 кВ.
АО "ОЭК" направлены в адрес ООО "Вертикаль - Строй" письма от 21.04.2020 N ОЭК/01/12451, от 28.08.2020 N 10988-Н-ИСХ-8 с предложением расторгнуть договор и заключить новый в связи с неисполнением третьим лицом мероприятий по этому договору и истечением срока действия ранее выданных Технических условий от 18.02.2016, приложив к указанным письмам проект дополнительного соглашения N 3 к договору.
В обоснование заявленного требования сетевая организация указывает на наличии у нее исключительно права по продлению срока действия ранее выданных технических условий, ввиду чего полагает ошибочными выводы административного органа о необходимости в настоящем случае такого продления.
Вместе с тем, немотивированный отказ сетевой организации от продления действия Технических условий, приводящий к ущемлению прав и законных интересов абонента, возможно и правомерно квалифицировать именно как нарушение Правил технологического присоединения, поскольку в отсутствие законных оснований для отказа от соответствующего продления такой отказ представляет собой не что иное, как злоупотребление правом, не подлежащее судебной защите в контексте ч. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом согласно письменным объяснениям АО "ОЭК" (вх. от 27.11.2020 N 90978/20) на момент обращения третьего лица о продлении Технических условий у сетевой организации отсутствовала техническая возможность осуществления технологического присоединения по Техническим условиям от 18.02.2016, срок действия которых истек 20.06.2019.
АО "ОЭК" указано на то, что осуществление технологического присоединения объекта третьего лица необходимо произвести по иной схеме с включением в нее нового соединительного пункта (СП) ввиду рассмотрения АО "ОЭК" заявок на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств ГБУ г. Москвы "Московские ярмарки", расположенных по адресу: Москва, ВАО, сквер у Гольяновского пруда, и объекта, расположенного по адресу: Москва, улица 11-я Парковая, вл. 45, к РТП 19050.
Из пояснений сетевой организации следует, что для обеспечения технологического присоединения объекта необходимо выполнить мероприятия по строительству новых объектов электросетевого хозяйства, а именно соединительного пункта.
На запрос антимонопольного органа (исх. от 24.03.2021 N НП/16192/21) АО "ОЭК" представило письменную позицию и документы (вх. от 01.04.2021 N 26161-ЭП/21), из которых следует, что энергопринимающие устройства ГБУ г. Москвы "Московские ярмарки", расположенные по адресу: Москва, ВАО, сквер у Гольяновского пруда, и объект, расположенный по адресу: Москва, улица 11-я Парковая, вл. 45 к РТП 19050 на данный момент не подключены, технические условия на присоединение к РТП 19050 заявителям на присоединение указанных объектов не выдавались ввиду принятия АО "ОЭК" иного технического решения при осуществлении технологического присоединения указанных объектов.
АО "ОЭК" представлено техническое обоснование по Техническим условиям от 11.12.2019 N 10988-01-ТУ/2, направленным в адрес ООО "Вертикаль-строй" в рамках дополнительного соглашения N 3 к договору от 20.06.2016 N 10988-01-ДО, в п. 1.1 которого изложены следующие обстоятельства: на протяжении 3-х лет действия Технических условий от 18.02.2016 сложилась ситуация, при которой РТП 19050, имеющая резерв мощности порядка 2.000 кВт, не могла быть задействована АО "ОЭК" в части возможности осуществления присоединения сторонних потребителей ввиду отсутствия достаточного количества ячеек, позволяющих осуществить присоединение заявителей по II категории надежности (4 ячейки в распорядительном устройстве РТП 19050 зарезервированы за ООО "Вертикаль-строй"). Кроме того, строительная часть РТП 19050 не дает возможность выполнить реконструкцию оборудования с целью организации дополнительных мест для присоединения сторонних заявителей.
Таким образом, включение в работы со стороны АО "ОЭК" нового СП 10 кВ дает возможность АО "ОЭК" обеспечить присоединение ООО "Вертикаль-строй" на требуемом уровне напряжения, а также независимо от действий/бездействий третьего лица, планировать присоединение сторонних потребителей путем доустановки дополнительных ячеек в СП 10 кВ, либо посредством врезки в кабельные линии, построенные от РТП 19050 до СП 10 кВ, и возведения сетевых объектов, необходимых для оказания услуги по технологическому присоединению социально значимых объектов на территории г. Москвы.
Вместе с тем, технологическое присоединение указанных объектов к РТП 19050 не осуществлено, а потому объективных препятствий для продления заявителем срока действия ранее выданных третьему лицу Технических условий в настоящем случае не имелось.
При таких обстоятельствах АО "ОЭК" не доказано отсутствие технической возможности присоединения объекта ООО "Вертикаль строй" по ранее согласованной в технических условиях от 2016 года схеме - необходимость строительства нового соединительного пункта (предусмотрено в Технических условиях от 2019) обусловлена возможным, но не подтвержденным, намерением третьих лиц по присоединению иных объектов.
Представленные заявителем в подтверждение указанного обстоятельства письма таких лиц не могут свидетельствовать о наличии у них соответствующего намерения и тем более о наличии между названными лицами и сетевой организацией документально оформленных правоотношений, в соответствии с которыми последняя обязана выделять указанным лицам мощности за счет ущемления прав третьего лица.
Кроме того, организация технологического присоединения новых (сторонних) потребителей, в том числе перечисленных в указанном Техническом обосновании социальных объектов, является прямой обязанностью сетевой организации.
На сетевую организацию в соответствии с Правилами технологического присоединения возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередач, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
АО "ОЭК" представлены документы об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств иных абонентов, подключение которых осуществлено до выдачи третьему лицу ТУ от 18.02.2016, в то время как присоединения новых абонентов, на которое ссылается сетевая организация, не производилось.
Таким образом, состав абонентов, подключенных к РТП N 19050, не изменился, как и не изменилась используемая мощность указанной РТП.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о непредставлении заявителем документов, подтверждающих отсутствие возможности осуществления технологического присоединения объекта по техническому решению в соответствии с ТУ от 18.02.2016, а также необходимость разработки новых технических условий в части мероприятий АО "ОЭК".
Антимонопольным органом учтено, что согласно расчету АО "ОЭК" платы за технологическое присоединение объекта третьего лица по дополнительному соглашению N 3 к договору, представленному в материалы административного дела, в стоимость платы за осуществление технологического присоединения включена стоимость подготовки и выдачи сетевой организацией ТУ от 11.12.2019 третьему лицу в размере 471.447 руб.
Вместе с тем, п. 27 Правил технологического присоединения, взимание платы в данном случае не допускается.
При этом в силу п. 12 проекта дополнительного соглашения N 3 новая рассчитанная сетевой организацией стоимость технологического присоединения объекта составила 53.136.291, 60 руб. Плата рассчитана по ставкам за единицу максимальной мощности, действовавшим в соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 17.12.2018 N 306-ТР в 2019 году.
АО "ОЭК" указывает на факт поступления ему заявки на оформление технических условий и их разработки именно в 2019, что позволяет сетевой организации формировать стоимость технологического присоединения по тарифам 2019.
При этом обществом не учтено, что в соответствии с подп. "д" п. 16 Правил технологического присоединения одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III Правил технологического присоединения).
В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор
стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии утверждается Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно абз. 4 п. 87 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (Методические указания), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с п. 38 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной служьбы от 29.08.2017 N 1135/17, размер платы за технологическое присоединение для конкретного заявителя определяется сетевой организацией на основании утвержденных регулирующим органом отдельных ставок по каждому мероприятию п. 16 Методических указаний, исходя из суммы затрат, рассчитанных по ставкам за единицу максимальной мощности по мероприятиям, реализуемым сетевой организацией для подключения конкретного заявителя, умноженной на объем присоединяемой максимальной мощности, указанный заявителем в заявке на технологическое присоединение.
Нарушение субъектами естественных монополий, к объектам которых осуществляется подключение (технологическое присоединение), установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в частности, завышение или занижение размера платы за подключение (технологическое присоединение), а равно иное нарушение порядка ценообразования при осуществлении процедур подключения (технологического присоединения) к соответствующим электрическим сетям составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
АО "ОЭК" осуществлен расчет размера платы за технологическое присоединение для ООО "Вертикаль-Строй" по ТУ от 11.12.2019 исходя из ставок на 2019, утвержденных приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 17.12.2018 N 306-ТР.
При этом оферта проекта дополнительного соглашения N 3 и Технических условий от 11.12.2019 направлены АО "ОЭК" в адрес третьего лица в 2020 письмом исх. от 21.01.2020 N 10988-П-ИХ-7 во время действия приказа Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 12.12.2019 N 248-ТР, которым установлены иные ставки платы за технологическое присоединение.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы (исх. от 09.03.2017 N ВК/14652/17), на которые ссылается АО "ОЭК", расчет платы за технологическое присоединение следует рассчитывать в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими по состоянию на дату выдачи новых технических условий (ТУ от 11.12.2019 направлены в адрес заявителя письмом от 21.01.2020 N 10988-П-ИХ-7).
Отклоняя доводы заявителя об обратном, суд исходил из того, что дата выдачи новых Технических условий и дата подачи заявки на их выдачу не являются тождественными понятиями, никаких правовых и фактических оснований для расчета стоимости технологического присоединения в 2020 по тарифам 2019 у заявителя в настоящем случае не имелось.
Кроме того, общество не согласилось с расчетом платы за технологическое присоединение по Техническим услдовиям от 11.12.2019, указанного в проекте дополнительного соглашения N 3 к договору, и направило в адрес АО "ОЭК" мотивированные отказы (вх. АО "ОЭК" от 27.01.2020 N 10988-7, 04.08.2020 N 10988-ВХ-8, 13.08.2020 N 10988-П-ВХ-9).
В свою очередь, АО "ОЭК" письмами исх. N ОЭК/01/12451 от 21.04.2020, от N 10988-Н-ИСХ-8 28.08.2020 повторно направлен в адрес общества проект дополнительного соглашения N 3 к договору и ТУ от 11.12.2019 без проведения перерасчета размера платы за технологическое присоединение исходя из ставок за единицу максимальной мощности, действовавших в 2020, то есть на момент направления указанных писем и утвержденных приказом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 12.12.2019 N 248-ТР.
Пунктом 1 приказа Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 12.12.2019 N 248-ТР установлено, что применение положений приказа осуществляется с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Таким образом, вывод административного органа о том, что примененный АО "ОЭК" порядок расчета платы по договору противоречит Правилам технологического присоединения и является нарушением п. 19 Правил технологического присоединения.
Вместе с тем положения абз. 2 п. 19 Правил технологического присоединения запрещают навязывать заявителю обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.
Таким образом, включение в направленное и подписанное сетевой организацией дополнительное соглашение N 3 к договору условий, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а именно условия об оплате стоимости технологического присоединения в размере, определенном на основании приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17.12.2018 N 306-ТР, является навязыванием невыгодных условий договора, что также привело к росту размера платы за технологическое присоединение ООО "Вертикаль-Строй" и, как следствие, ущемлению его прав и законных интересов.
Отклоняя довод заявителя о разработке дополнительного соглашения N 3 ввиду бездействия ООО "Вертикаль-Строй" по исполнению встречных обязательств в рамках договора, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что указанный факт не свидетельствует об отсутствии в действиях сетевой организации вмененного правонарушения, поскольку последняя как профессиональный участник рассматриваемых правоотношений обладает большим объемом публично-правовых обязательств и должна добросовестно пользоваться предоставленными ей правами, в том числе правом на составление указанного документа.
Кроме того, административный орган пришел к выводу, что АО "ОЭК" в нарушение п. 15 Правил технологического присоединения новая редакция проекта договора в адрес ООО "Вертикаль-Строй" не направлена.
Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения установлена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. ч. 1-2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 13.04.2021 N 077/04/9.21-1444/2021.
В качестве основания для квалификации совершенного обществом правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответчиком указано постановление о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-79/77-19 от 12.03.2019 (исх. N НП/11904/19 от 15.03.2019).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положения ст. 2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По изложенным мотивам, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления УФАС России по г. Москве N 077/04/9.21-1444/2021 от 23.04.2021.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, нарушений норм процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2021 по делу N А40-99061/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99061/2021
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ