г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А56-68088/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.,
при участии:
от заявителя: Крейсон К.К., по доверенности от 20.6.2023;
от заинтересованного лица: Ковалева Е.А., по доверенности от 19.10.2022 (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42789/2023) общества с ограниченной ответственностью "Боненкамп" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2023 по делу N А56-68088/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Боненкамп"
к Кингисеппской таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Боненкамп" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Кингисеппской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) N 10218000 от 14.12.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10228010/101120/0063321, N 10216170/090420/0094246, N 10228010/111220/0115326; обязании Таможню вернуть ООО "Боненкамп" излишне взысканные антидемпинговые пошлины и уплаченные пени в общем размере 4 349 046,48 руб., из которых:
- по ДТ N 10228010/101120/0063321: сумма излишне взысканных пошлин составила 1 311 670,05 руб., сумма уплаченных пени составила 269 611,96 руб.;
- по ДТ N 10216170/090420/0094246: сумма излишне взысканных пошлин составила 958 086,87 руб., сумма уплаченных пени составила 224 139,11 руб.;
- по ДТ N 10228010/111220/0115326: сумма излишне взысканных пошлин составила 1 319 205, 57 руб., сумма уплаченных пени составила 266 332,92 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществом были предоставлены в таможенный орган сертификаты о происхождении товаров, а также иные документы и сведения, однозначно подтверждающие, что страной происхождения товаров является Таиланд. Следовательно, Обществом были соблюдены все необходимые условия для подтверждения страны происхождения товаров в целях неприменения антидемпинговой пошлины при декларировании товара.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Боненкамп" во исполнение внешнеэкономических контрактов от 18 сентября 2017 г. N 9, заключенного с компанией ООО "Боненкамп" (Украина), от 22 октября 2018 г. N 5, заключенного с компанией "SIA "BOHNENKAMP" (Латвийская Республика), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Северо-Западном таможенном посту (Центре электронного декларирования (далее - ЦЭД) Северо-Западной электронной таможни, Балтийском таможенном посту (ЦЭД) Балтийской таможни по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10228010/101120/0063321, 10228010/111220/0115326, 10216170/090420/0094246 товар: "шина пневматическая, резиновая, новая...", производитель "SIAMTRUCK RADIAL CO., LTD", страна происхождения - Королевство Таиланд" (далее - ввозимый товар).
В графах 33 ДТ N N 10228010/101120/0063321, 10216170/090420/0094246, 10228010/111220/0115326 обществом заявлены сведения о классификационном коде в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4011 20 900 0.
В графах 34 ДТ N N 10228010/101120/0063321, 10216170/090420/0094246, 10228010/111220/0115326 обществом заявлены сведения о стране происхождения ввозимого товара - ТН (Королевство Таиланд).
При таможенном декларировании в целях подтверждения заявленных сведений о происхождении ввозимого товара Обществом представлены сертификаты о происхождении товаров (сканированный вид) от 25.01.2020 N 195734, от 06.10.2020 N RU03207К 3445 088681, от 07.10.2020 N 201131.
Ввозимый товар выпущен таможенными органами в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (без начисления антидемпинговой пошлины).
Кингисеппской таможней в период с 30.08.2022 по 07.11.2022 проведена камеральная таможенная проверка в части сведений о стране происхождения ввозимого товара (акт камеральной таможенной проверки от 07.11.2022 N 10218000/210/071122/А000060).
14.12.2022 Кингисеппской таможней по результатам таможенной проверки приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10228010/101120/0063321, 10216170/090420/0094246, 10228010/111220/0115326, что повлекло взимание антидемпинговой пошлины.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Кингисеппской таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, согласившись с позицией таможенного органа, в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г.
Астана 29 мая 2014 г. (далее - Договор), регламентировано, что в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Пунктом 1 статьи 28 ТК ЕАЭС регламентировано, что определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с договором.
Статьей 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указыванию сведения, в том числе, о происхождении товара. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относятся, в том числе, документы о происхождении товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 4 статьи 31 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.
Согласно пункту 2 статьи 37 Договора для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и иные меры в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора) применяются Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила).
Положениями статьи 310 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования в период нахождения товаров под таможенным контролем - после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Боненкамп" с целью подтверждения заявленного происхождения товаров по ДТ представило копии сертификатов о происхождении товаров от 06.10.2020 N RU03207К 3445 088681 от 07.10.2020 N 201131, от 25.01.2020 N 195734.
Сертификат о происхождении товара 06.10.2020 N RU03207К 3445 088681 выдан взамен сертификата от 01.10.2020 N RU03207R 3409 088683, на основании сертификатов о происхождении от 26.04.2019 N 189829, от 10.05.2019 N 191621, от 21.01.2020 N 196066, от 14.12.2018 N 188623. При этом отправителем и получателем по нему значится ООО "Боненкамп". Сертификаты о происхождении от 26.04.2019 N 189829, от 10.05.2019 N191621, от 21.01.2020 N 196066 при таможенном декларировании участником ВЭД не представлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 314 ТК ЕАЭС копии сертификатов о происхождении товаров от 06.10.2020 N RU3207К 3445 088681, от 07.10.2020 N 201131, от 25.01.2020 N 195734 письмом СЗТУ от 15.12.2021 N 11-03-09/32056 направлены в Управление товарной номенклатуры (далее - УТН) ФТС России для последующего подтверждения их подлинности уполномоченными органами Королевства Таиланд, Украины (далее - запрос о верификации).
Письмами ФТС России от 01.08.2022 N 06-117/43542, от 17.08.2022 N 06-117/46986 до таможенных органов СЗТУ доведено, что на запросы о верификации уполномоченными органами Королевства Таиланд, Украины в установленные сроки не предоставлены ответы.
Кингисеппская таможней в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС проведен таможенный контроль в форме камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 07.11.2022 N 10218000/210/071122/А000060), по результатам которого приняты решения от 14.12.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10228010/101120/0063321, 10216170/090420/0094246, 10228010/111220/0115326, в части доначисления антидемпинговой пошлины в размере 35,35% от таможенной стоимости.
ООО "Боненкамп" в апелляционной жалобе указывает, что представило все документы, подтверждающие о том, что страной происхождения товаров является Таиланд.
Таможенным органом проведен таможенный контроль, в рамках которого установлено, что страна происхождения товара Таиланд Обществом документально не подтверждена.
ФТС России в связи с обнаружением признаков того, что представленные при таможенном декларировании обществом в таможенный орган сертификаты о происхождении товаров не выдавались в установленном порядке, на основании пункта 29 Правил в Торговую палату провинции Самутсакхон (Таиланд), выдавшую сертификаты, направлен запрос от 11.01.2022 N 06-115/00246 относительно подтверждения факта выдачи сертификатов о происхождении товаров от 07.10.2020 N 201131, от 25.01.2020 N 195734, достоверности содержащихся в них сведений, а также письмом от 01.02.2022 N 16-75/04693 в Государственную таможенную службу Украины был направлен запрос о подтверждении подлинности сертификата о происхождении товаров от 06.10.2020 N КШ3207К. 3445 088681.
Ответы уполномоченных органов Королевства Таиланд и Украины на запросы ФТС России не поступили.
Как следует из подпункта 4 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в случае, если государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2статьи 314 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 37 Договора для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и иные меры в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора), применяются Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 29 Правил при обнаружении таможенным органом государства-члена ЕАЭС признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена ЕАЭС вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
На основании пункта 34 Правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
В связи с невыполнением требований раздела IV "Подтверждение происхождения товаров" Правил, на основании подпункта 3 пункта 34 Правил, вышеуказанные сертификаты о происхождении товаров не могут являться основанием для подтверждения происхождения товаров.
Таким образом, на основании пункта 34 Правил, подпункта 4 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС сертификаты о происхождении товаров от 25 января 2020 г. N 195734, от 06.10.2020 N RU03207К 3445 088681, от 07.10.2020 N 201131 не могут являться документами, подтверждающими происхождение ввозимого товара, следовательно, происхождение ввозимого товара считается неподтвержденным.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Решение N 154) установлена антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в размерах согласно приложению N 1 в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (за исключением обозначений V, ^ и V), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установив срок действия данной антидемпинговой меры 5 лет.
При взимании антидемпинговой пошлины, предусмотренной Решением N 154, государственным органам государств-членов ЕАЭС, уполномоченным в сфере таможенного дела, необходимо руководствоваться как кодами ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Таким образом, в отношении товаров, задекларированных ООО "Боненкамп", в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС подлежит применению наибольшая ставка антидемпинговой пошлины в размере 35,35% от таможенной стоимости, установленная Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154.
В связи с непредставлением Торговой палаты провинции Самутсакхон (Таиланд), Украины документов, на основании которых выданы сертификаты от 06.10.2020 N RU3207К. 3445 088681, от 07.10.2020 N 201131, от 25.01.2020 N 195734 по результатам таможенного контроля Кингисеппской таможней установлено, что указанные сертификаты не могут являться основанием для подтверждения заявленных сведений о происхождении товаров, следовательно, происхождение товаров является неподтвержденным.
Соответственно, учитывая требования подпункта 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС и положения Решения N 154, Кингисеппская таможня обосновано пришла к выводу о том, что в отношении товаров подлежит применению наибольшая ставка антидемпинговой пошлины в размере 35,35% от таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Согласно подпункту "б" пункта 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС: недостоверных сведений, заявленных в ДТ; несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Пунктом 11.1 Порядка установлено, что изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров в соответствии с разделом V Порядка.
Внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения по форме согласно приложению N 1 к Порядку (пункт 21 Порядка).
Довод Общества, что действительные причины для запроса о верификации и сомнений в достоверности сертификатов о происхождении ввозимых товаров у таможенных органов отсутствовали, является несостоятельным ввиду установленных выше обстоятельств, а также противоречит положениям статей 310, 314 ТК ЕАЭС, пункту 29 Правил, которыми руководствовался таможенный орган при направлении запроса в уполномоченные органы Королевства Таиланд и Украины.
В подтверждение своей позиции податель апелляционной жалобы ссылается на судебную практику (судебные дела N N А56-243/22, А56-56725/20, А56-118766/19, А41-83188/20, А40-144497/21, А56-64790/21).
Вместе с тем, данная ссылка является необоснованной, так как судебные акты по указанным судебным делам не имеют преюдициального значения, приняты в отношении иных товаров, и по иным обстоятельствам.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела N А56-67490/2021 судом установлено, что в ответ на запрос Торговая палата провинции Самутсакхон (Таиланд) подтвердила факт выдачи сертификатов о происхождении товаров, а также проверка таможенным органом проводилась на основе выборочности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нарушения норм процессуального права не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2023 по делу N А56-68088/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68088/2023
Истец: ООО "БОНЕНКАМП"
Ответчик: КИНГИСЕППСКАЯ ТАМОЖНЯ