г. Хабаровск |
|
13 октября 2021 г. |
А73-20361/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Воронцова А.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края: представитель не явился;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: представителя Аллазова Н.Т. о. по доверенности от 11.01.2021 (сроком по 31.12.2021);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница"
на решение от 15.06.2021
по делу N А73-20361/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ИНН 2712009624, ОГРН 1132728001515)
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ИНН 2700000539, ОГРН 1022700921880)
о признании незаконными пунктов 2, 3, 4 акта от 19.10.2020 N 68,
о признании незаконным требования от 18.11.2020 N 36 в части возврата денежных средств в сумме 143068 руб. и уплаты штрафа в сумме 14306,80 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - заявитель, учреждение, КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница", больница) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ХКФОМС, Фонд), согласно которому просит суд: признать незаконными пункты 2, 3, 4 акта от 19.10.2020 N 68; признать незаконным требование от 18.11.2020 N 36 в части возврата денежных средств в сумме 143068 руб. и уплаты штрафа в сумме 14306,80 руб.
Решением суда от 15.06.2021 в удовлетворении заявления учреждения отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает следующее: учитывая, что обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в отделениях учреждения, законодательно отнесена на последнее, то расходы по транспортировке тел умерших должны финансироваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, как расходы на оплату транспортных услуг; в соответствии Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, проведение профилактики инфекционных и паразитарных болезней отнесено к расходным обязательствам ОМС, доставка (транспортные расходы) препаратов включено в структуру тарифа на оплату медицинской помощи; оплата командировочных расходов специалиста медицинского учреждения, состоящего в штате медицинского учреждения, оказывающего медицинские услуги в рамках ОМС, входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках ОМС и не является нецелевым использованием денежных средств.
Представитель учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие учреждения в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Фонда отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в настоящее судебное заседание, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в период 05.10.2020 по 19.10.2020 в КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" на основании приказа Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 11.09.2020 N 221 специалистами Фонда проведена плановая комплексная проверка использования Учреждением средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2018 по 31.12.2019, по результатам которой составлен акт проверки КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" N 68 от 19.10.2020 по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, который был подписан Учреждением 16.10.2020 с учетом возражений, представленных в Фонд.
Разногласия Учреждения рассмотрены директором ХКФОМС и письмом от 09.11.2020 N 05-3994/0 "О рассмотрении разногласий по акту проверки" и полностью отклонены.
18.11.2020 Фондом оформлено требование N 36 (исх. 05-4188/0 от 25.11.2020) об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа, которое получено Учреждением 25.11.2020.
В соответствии с актом проверки N 68 от 19.10.2020 и требованием N 36 от 18.11.2020 Учреждению надлежит в течение 10 рабочих дней с момента получения требования возвратить в бюджет Фонда - средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 534898,20 руб., уплатить в бюджет Фонда штраф в сумме 53489,82 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств).
Совокупный оспариваемый Учреждением размер неправомерно произведенных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования за проверяемый период составил 143068 руб., из них за счет средств:
1) направленных на оплату расходов в части оказания услуг по транспортированию тел (останков) умерших, оказываемых муниципальным унитарным предприятием "Специализированный комбинат коммунального обслуживания", не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования на сумму 66676 руб., в том числе: в 2018 - 29690 руб., в 2019 - 36986 руб.,
2) направленных на осуществление расходов по доставке иммунобиологических препаратов (вакцины) в соответствии с договором на оказание транспортных услуг, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в 2019 на сумму 37000 руб.,
3) направленных на возмещение командировочных расходов при направлении медицинского работника на профессиональную переподготовку по специальности "Судебно-медицинская экспертиза", не связанных с оказанием медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и не подлежащие оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в 2018 на сумму 39392 руб.
Не согласившись с актом проверки N 68 от 19.10.2020 и требованием N 36 от 18.11.2020 в части нецелевого использования средств в сумме 143068 руб. и уплате штрафа в сумме 14306,80 руб., КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Таким образом, использование средств внебюджетных фондов можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям и назначениям получения.
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 326-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Пунктами 1, 7, 9 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования; застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (пункт 4 статьи 3 Закона N 326-ФЗ).
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь в экстренно неотложной и плановой формах.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона N 326-ФЗ (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 158, 158.1 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Аналогичные положения закреплены в пунктах 192, 193 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н и действующих с 28.05.2019.
Таким образом, из изложенного следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Законом N 326-ФЗ. В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом, расходование средств ОМС является строго целевым, то есть соответствовать условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
В силу статьи 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктами 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В части 1 статьи 32 Закона N 323-ФЗ указано, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 2 части 2 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов.
Согласно разделам 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные и муниципальные услуги (работы) в том числе в патологоанатомических бюро (патологоанатомических отделениях).
Разделами 5, действовавших в спорный период Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2018, 2019, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 N 545-пр, от 28.12.2018 N 500-пр установлено, что в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказываются, в том числе, первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с разделом 6 Территориальной программы, согласно которому за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС, специализированной санитарно-авиационной эвакуации, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС.
Более того, во исполнение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования подготовило разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018.
Так, из пункта 13 письма Минздрава России от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" следует, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется оказание медицинской помощи и предоставление иных государственных и муниципальных услуг (работ) в патологоанатомических отделениях многопрофильных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, (при этом финансовое обеспечение проведения гистологических и цитологических исследований пациентов осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования).
Аналогичные положения приведены в пункте 13 письма Минздрава России от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Таким образом, за счет средств обязательного медицинского страхования оплачиваются только прижизненные гистологические и цитологические исследования.
В рассматриваемом случае, заключая контракты на оказание услуг по транспортировке тел (останков) умерших от 29.12.2017, от 01.01.2019 N 20/2019 (далее - Контракт), в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Учреждение изначально определило верный источник финансирования.
Так, согласно пунктам 2 Контрактов, источником финансирования мероприятий по транспортированию тел умерших с медицинской организации в морги является Хабаровский край (средства бюджетных учреждений). Однако, фактически на указанные мероприятия направлялись средства ОМС.
Бюджетное законодательство предусматривает разграничение расходных обязательств, исполнение которых осуществляется за счет соответствующих бюджетов.
Средства ОМС не являются средствами бюджета Хабаровского края и расходуются исключительно на мероприятия, предусмотренные территориальной и базовой программы обязательного медицинского страхования, в рамках которых помощь оказывается застрахованным гражданам при жизни.
Таким образом, при разрешении вопроса о нецелевом использовании средств фонда на оплату расходов в части оказания услуг по транспортированию тел (останков) умерших, суд исходит из того, что расходы на транспортировку тел умерших из стационара в морг не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, а в силу пункта 6 части 3 статьи 80 Закона N 323-ФЗ являются одной из обязанностей медицинского учреждения, в связи с чем оплата этих услуг согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ не подлежит включению в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС.
В части направления средств в размере 39 392 руб. на командировочные расходы по направлению медицинского работника на профессиональную переподготовку по профилю "Судебно-медицинская экспертиза" суд приходит к следующему.
Судебно-медицинская экспертиза в пункте 4 части 2 статьи 58 Закона N 323-ФЗ указана в качестве одного из видов медицинской экспертизы, а не видов и форм медицинской помощи.
Согласно статье 62 Закона N 323-ФЗ судебно-медицинская экспертиза проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Задачей государственной судебно-экспертной деятельности, согласно статье 2 Закона N 73-ФЗ, является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Из этого следует, что судебно-медицинская экспертиза медицинской помощью не является.
В свою очередь, медицинской услугой в системе ОМС, подлежащей оплате за счет средств ОМС, как указано выше, признается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Согласно статье 37 Закона N 73-ФЗ деятельность государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений уполномоченных федеральных государственных органов финансируется за счет средств федерального бюджета.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 N 149-пр "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края" (далее - Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края) министерство здравоохранения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере здравоохранения края и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этой сфере других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 9 (1) пункта 7 Положения о министерстве здравоохранения Хабаровского края, к полномочиям министерства здравоохранения Хабаровского края в сфере здравоохранения, в том числе относится организация производства в подведомственных государственных учреждениях здравоохранения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а следовательно и финансовое обеспечение расходов по организации данной работы.
В соответствии со статьей 11 Закона N 73-ФЗ государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы, из чего следует, что проведение судебно-медицинской экспертизы осуществляется конкретными, уполномоченными на это учреждениями.
Таким образом, направление медицинской организацией средств ОМС на командировочные расходы, связанные с профессиональной переподготовкой по профилю "Судебно-медицинская экспертиза", в сумме 39 392 руб. является нецелевым использованием средств.
В части нецелевого использования средств ОМС по доставке иммунобиологических препаратов (вакцины) в соответствии с договором на оказание транспортных услуг, суд приходит к следующим выводам.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определены в статье 16 Закона N 323-ФЗ, в частности, к ним относится организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации; организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
В области иммунопрофилактики государство гарантирует, в том числе использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 157-ФЗ, финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики в целях проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (статья 15 Закона N 157-ФЗ).
Согласно Методическим указаниям "МУ 3.3.2.1172-02. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты. Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Методические указания", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 14.11.2002, оплата и доставка медицинских иммунобиологических препаратов (вакцинами, анатоксинами, иммуноглобулинами, предназначенными для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням) производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.
Таким образом, доставка иммунобиологических препаратов (вакцины) за счет средств ОМС является нецелевым использованием средств.
При установленных обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что оспариваемые акт от 19.10.2020 N 68 в части нецелевого использования средств в сумме 143068 руб. и уплате штрафа в сумме 14306,80 руб., требование от 18.11.2020 N 36 в части устранения нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению в сумме 143068 руб. и уплате штрафа в сумме 14306,80 руб., соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правильно отказал в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Излишне уплаченная 26.07.2021 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 июня 2021 года по делу N А73-20361/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 755219 от 26.07.2021. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20361/2020
Истец: КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница"
Ответчик: ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Третье лицо: КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница министерства здравоохранения Хабаровского края", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница министерства здравоохранения Хабаровского края"