г. Пермь |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А50-31532/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Мартемьянова В.И., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 июня 2021 года
по делу N А50-31532/2020
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Крона" (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232)
о возложении обязанности предоставить документы,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Крона" (далее - ответчик) о возложении обязанности на ответчика в течение 7 дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить информацию о собственниках (владельцах), необходимую для начисления платы за коммунальную услугу отопления и горячего водоснабжения помещений многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Леонова, 23, по состоянию на настоящее время на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном виде, а именно:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии). Требования истца основаны на положениях п. 6, 6 (1) Правил N 354.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2021 года (резолютивная часть от 24.06.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с п.6 (1) Правил N 354 управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Ввиду ненадлежащего исполнения собственниками обязательств по оплате услуг теплоснабжения, а также в связи с непредоставлением ответчиком ресурсоснабжающей организации сведений о собственниках и иных владельцах жилых помещений данных многоквартирных домов, ПАО "Т Плюс" лишено возможности взыскать в судебном порядке задолженность за фактически оказанные услуги теплоснабжения.
Определением от 04.10.2021 в связи с болезнью судьи Власовой О.Г. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ для рассмотрения дела произведена замена судьи Власовой О.Г. на судью Бородулину М.В.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Т Плюс" и собственниками многоквартирного дома по ул. Леонова, 23 в г. Перми, находящегося в управлении ответчика ООО УК "Крона" заключены прямые договоры на оказание услуг теплоснабжения.
В виду ненадлежащего исполнения собственниками обязательств по оплате услуг теплоснабжения, а также в связи с непредставлением ответчиком ресурсоснабжающей организации сведения о собственниках и иных владельцах жилых помещений данного многоквартирного дома, ПАО "Т Плюс" лишено возможности взыскать в судебном порядке задолженность за фактически оказанные услуги теплоснабжения.
Истец представил заявление в ФМС России от 05.11.2020 о предоставлении адреса регистрации по месту жительства (пребывания) конкретного физического лица (приведена только фамилия имя и отчество). В ответ на данное обращение орган сообщил, что предоставить запрашиваемую информацию не представляется возможным в связи с невозможностью однозначно определить запрашиваемое лицо.
Истцом также представлен ответ Главного управлению МВД РФ по Пермскому краю, из которого следует, что запрашиваемая информация о дате, месте рождения, документировании паспортом гражданина является конфиденциальной и не может быть предоставлены без согласия субъекта персональных данных. ПАО "Т Плюс" не представлены сведения, подтверждающие то, что физическое лицо является стороной договора. Дополнительно сообщено, что по сведениям УВМ ГУ МФД по запрашиваемых родовыми данными значится несколько человек.
Ссылаясь на то, что ответчик в нарушение положений пункта 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не выполнил своих обязательств по предоставлению ресурсоснабжающей организации сведений из реестра собственников помещений в многоквартирных домах и отсутствие большей части необходимых сведений, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика в рассматриваемом споре обязанности предоставить запрошенную истцом информацию.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 указанной статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года (Правила N 354) управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги:
Такие сведения должны включать в себя: - фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; - адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; - сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; - реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В соответствии с п. 6(1) Правил N 354 управляющая организация, предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
По утверждению истца, ответчик до настоящего времени не исполнил в полном объеме свою обязанность по предоставлению информации и документов.
В адрес ответчика направлена претензия N 71000-082-02/5365 от 10.11.2020.
Возражая, ответчик, письмом от 24.11.2020 указал, что собственники дома, находящегося в управлении ООО УК "Крона", заключили прямые договоры с РСО в 2017 году. С этого момента ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет начисление, сбор платы и взыскание задолженности. Нормы, на которые ссылается РСО, вступили в силу 30.07.2019. В связи с этим ответчик оказал в предоставлении сведений.
В дополнении к вышеназванному ответу ответчик направил истцу письмо, в котором указал, что регистрационный учет граждан по месту жительства или месту пребывания - это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ. Роль управляющей организации в оказании гражданам услуг регистрационного учета сводится только к приему документов от граждан и последующей передачи их в органы регистрационного учета. Обязанность вести, заполнять и хранить установленные формы документов (домовые книги, карточки учета по форме N 9,10) у управляющих компаний отсутствует. В настоящее время многие граждане по вопросам регистрационного учета обращаются непосредственно в МФЦ, органы МВД, т.е. без участия управляющей организации.
Требования истца основаны на п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Указанная норма изменена, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897 вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации - 23.07.2019).
Таким образом, норма, на которой основаны требования истца, действует с 31 июля 2019 года. Между тем собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Леонова, 23 перешли на прямые расчеты до указанной даты, что не оспаривается истцом.
Таким образом, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах исковые требования об истребовании у ответчика информации, необходимой для начисления истцом платы за коммунальные услуги, правомерно отклонены судом первой инстанции, правовых оснований для удовлетворения иска с учетом приведенных в апелляционной жалобе доводов не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, принимая во внимание доводы заявителя жалобы, апелляционный суд не находит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2021 года по делу N А50-31532/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
В.И. Мартемьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31532/2020
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КРОНА"