г. Воронеж |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А64-8123/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Серегиной Л.А., |
|
Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Котов С.В., представитель по доверенности от 30.12.2020 N ТЭК/Д/30, выданной сроком до 31.12.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2021 по делу N А64-8123/2020 по иску публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" (ОГРН 1176820005834, ИНН 6829132440), при участии третьего лица: публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", о взыскании 20 193, 90 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" с требованием (с учетом уточнения) о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества (ОДН) за август 2020 г. в размере 20 081,85 рублей.
Определением суда от 05.11.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго".
Определением от 28.12.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2021 с ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества (ОДН) за август 2020 г. в размере 20 081,85 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2021, в связи с чем, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" ссылается на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ответчик и третье лицо не обеспечили явку своего полномочного представителя.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения этих лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Через сервис "Мой арбитр" от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой он доводы апелляционной жалобы не поддерживает, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ПАО "ТЭСК" в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2021 - без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом области, ООО "Управляющая компания "ДомоСтрой" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, расположенных по ул. Володарского, д. 16, д. 18; ул. Строительная, д. 6, ул. Тельмана, д. 7; ул. Дружбы, д. 4, д. 5, д. 13, ул. Московская, д. 10; ул. Спортивная, д. 8, д.10.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" с 01.09.2006 присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Тамбовской области.
Действуя в интересах потребителей электрической энергии, в августе 2020 г. ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поставило электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Домострой" и расположенные по вышеуказанным адресам для общедомовых нужд в объеме 4839 кВт.ч на общую сумму 20081,85 рублей.
Оплата энергоресурсов управляющей компанией не произведена.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ПАО "ТЭСК" в адрес ООО "УК "Домострой" направлена претензия от 22.09.2020 с требованием об оплате задолженности, однако указанное требование оставлено без удовлетворения, в связи с чем, заявлен настоящий иск.
Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44, пунктами 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом, в том числе посредством управления управляющей организацией. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
В силу положений статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ.
На основании части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при наличии в доме управляющей организации или товарищества собственников жилья подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной организации, но не ресурсоснабжающей организации. Соответственно, независимо от решения собственников дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества дома и при использовании общего имущества дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества.
Как подтверждается материалами дела, собственниками помещений в многоквартирных домах в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области расположенных по ул. Володарского, д. 16, д. 18; ул. Строительная, д. 6, ул. Тельмана, д. 7; ул. Дружбы, д. 4, д. 5, д. 13,; ул. Московская, д. 10; ул. Спортивная, д. 8, д.10. выбран способ управления управляющей организацией - ООО "УК ДомоСтрой", что подтверждается информацией размещенной в сети Интернет на сайте "ГИС ЖКХ" (dom.gosuslugi.ru).
Факт управления многоквартирными домами в период августа 2020 года не оспаривался ответчиком документально в суде первой инстанции.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил N 124 установлено, что потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
На основании изложенного, арбитражный суд области обоснованно указал, что выбранная в установленном законодательством порядке для управления многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям и является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 1.1 Правил N 124 управляющие организации, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как указано в пункте 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Таким образом, отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг (управляющей организации) не изменяет статуса этого лица по отношению к собственникам помещений в доме, как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества дома и не освобождает управляющую организацию от обязанности возместить стоимость отпущенной электрической энергии на общедомовые нужды.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома - расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498, с 01.01.2017 года размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу в многоквартирном доме, представленный на общедомовые нужды, определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 названных Правил установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно- телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, в отношении многоквартирных домов законодательство императивно определило точку поставки электроэнергии, которой выступает внешняя стена многоквартирного дома. Граница балансовой принадлежности инженерных сетей предопределена признаком собственности или иным законным основанием для владения сетями.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае, по уточненному расчету истца за период август 2020 г. по спорным многоквартирным домам потребление электрической энергии на ОДН составило 4839 кВт.ч на общую сумму 20 081,85 рублей.
Расчет электроэнергии произведен гарантирующим поставщиком в отношении многоквартирных домов, в которых:
- общедомовые приборы учета отсутствуют или признаны нерасчетными (ул.Володарского, д.16) - по нормативу (с учетом сведений о площади мест общего пользования МКД, размещенных в ГИС ЖКХ) - 55 кВт.ч на сумму 228,25 руб.;
- общедомовые приборы учета расположены на границе балансовой принадлежности (ул.Володарского, д.18, ул.Дружбы, д.4, д.5, д.13, ул.Московская, д.10, ул.Спортивная, д.8, д.10) - учетным способом, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета- 4509 кВт.ч на сумму 18712,35 руб.;
- общедомовые приборы учета расположены не на границе балансовой принадлежности (ул.Строительная, д.6, ул.Тельмана, д.7) - по нормативу с учетом сведений о площади мест общего пользования МКД, размещенных в ГИС ЖКХ - 275 кВт.ч на сумму 1141,25 руб.
Как усматривается из картотеки арбитражных дел, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019 по делу N А64-1632/2018 и решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2020 по делу N А64-5727/2020 установлено, что многоквартирные дома по адресам: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Володарского, д. 18, ул. Дружбы, д. 4, 5, 13, ул. Московская, д. 10, ул. Спортивная, д. 8, 10 оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными на границах балансовой принадлежности; многоквартирные дома по адресам: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Строительная, 6, ул.Тельмана, 7 оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными не на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома; многоквартирные дома по адресам: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Володарского, 16, не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета или системы учета признаны не расчетными. Указанные выше решения не были обжалованы и вступили в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Признание преюдициального значения судебного решения предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом неправомерно произведен расчет объемов потребленной электрической энергиив многоквартирных домах по ул.Дружбы, 5, ул.Московская, 10 р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный на основании следующего.
Как следует из письма Минстроя России от 30.10.2019 N 38724-ОГ/04 в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, а также лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее - поставщики информации), с 1 июля 2017 года (в городах федерального значения с 1 июля 2019 года) обязаны размещать сведения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
С 1 января 2018 года, а в городах федерального значения с 1 июля 2019 года управляющие организации размещают информацию на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 934/пр от 30.12.2014 определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищнокоммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
В силу положений части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Таким образом, в расчете задолженности за август 2020 г. в отношении многоквартирных домов, необорудованных общедомовыми приборами учета, а также в отношении многоквартирных домов, в которых общедомовые приборы учета расположены не на границе балансовой принадлежности, истцом применены площади мест общего пользования, размещенные ответчиком на официальном сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
Ссылка ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" на то, что истец обязан был предоставить информацию, что в рассматриваемых многоквартирных домах все индивидуальные приборы учета прошли поверку в установленное законом время также отклоняется, поскольку доказательств того, что истечение срока поверки трансформаторов тока в рассматриваемом деле привело к искажению данных об объеме электрической энергии, потребленной в спорный период, управляющей компанией в материалы дела не представлено. Кроме того, истечение межповерочного интервала трансформаторов тока автоматически не приводит к неисправности системы учета и искажению ее показаний.
Как следует из решения Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019 по делу N А64-1632/2018, по результатам проверки установлено, что приборы учета по адресам: р.п. Первомайский, ул. Дружбы, 5, ул. Володарского, 18, ул. Спортивная, 8, ул. Московская, 10, установлены на границе эксплуатационной ответственности многоквартирных жилых домов, что подтверждается актами от 03.07.2018 N 1, N 2, N 4, N 5. Указанные акты подписаны представителями ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", филиала ПАО "МРСК-Центра", ООО "УК ДомоСтрой" и Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области. Исправность приборов учета, расположенных по вышеуказанным адресам, подтверждена актами инструментальных проверок, составленными сетевой организацией совместно с потребителем от 03.07.2018 N 68030146, N 68030147.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019 по делу N А64- 1632/2018 вступило в законную силу.
Также исправность приборов учета, расположенных по спорным адресам, подтверждена актами проверок, составленными гарантирующим поставщиком совместно с потребителем от 09.07.2020 N 224, N 225, в рамках дела N А64-6277/2020, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.01.2021 вступило в законную силу.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда области об обоснованности расчета истца, произведенного на основании имеющихся у него данных.
Также заявителем апелляционной жалобы заявлено об отсутствии в расчете исковых требований корректировки начисленных объемов электроэнергии на величину "отрицательного" объема электроэнергии, который мог образоваться в предыдущий расчетный период.
Вместе с тем, доказательств наличия в предыдущий период "отрицательного объема" электроэнергии на общедомовые нужды, вопреки требованиям ст.65 АПК РФ, не представлено, в связи с чем, судом отклоняется указанный довод ответчика.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за август 2020 г. в размере 20 081,85 рублей.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределены судом в соответствии с положениями части 1 статьи 110 АПК РФ.
Доказательства по делу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено. Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется. Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, не представлено.
Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам несостоятельна, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору, и по иным представленным доказательствам.
Судебная коллегия исходит из наличия вступивших в законную силу решений между сторонами, в т.ч. по делу N А64-1632/2018, N А64-6277/2020, которые вступили в законную силу.
Указание в апелляционной жалобе на то, что МКД по адресу: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Спортивная, д. 10, не находился в спорный период в управлении ответчика, опровергается материалами дела, в т.ч. письмом ответчика от 29.06.2018 о выборе ответчика в качестве управляющей организации спорного МКД.
Кроме того, в силу положений ст. 71 АПК РФ ответчик в суде области не оспаривал данный факт.
Обстоятельства управления спорным МКД установлены вступившим в законную силу решением суда по делу А64-6277/2020, в рамках которого с ответчика взыскана задолженность за электрическую энергию, потребленную при содержании общедомового имущества за июнь 2020 г. в размере 24514,38 руб. по МКД в р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, расположенным по ул. Володарского, д. 11, д. 16, д. 18; ул. Строительная, д. 6, ул. Тельмана, д. 7; ул. Дружбы, д. 4, д. 5, д. 13, ул. Московская, д. 10; ул. Спортивная, д. 8, д.10.
Вступивший в законную силу судебный акт обладает признаками общеобязательности и преюдициальности в силу ст.ст. 16, 69 АПК РФ.
Многочисленные ссылки управляющей компании на неверные показания ПУ, на истечение срока межповерочного интервала ИПУ, иные предположения о неверности расчета отклоняются судебного коллегией как неподтвержденные материалами дела.
Ответчик, являясь управляющей организацией, в обязанности которой входит надлежащее содержание общего имущества МКД, являясь профессиональным участником рынка, обязан предоставить доказательства иных данных индивидуальных приборов учета МКД, наличие/отсутствие паспортов ИПУ, обеспечить достоверный и своевременный расчет данных индивидуального потребления, чего сделано не было в рамках настоящего судебного спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом решении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого решения.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2021 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя - ООО "Управляющая компания ДомоСтрой".
руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.07.2021 по делу N А64-8123/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" (ОГРН 1176820005834, ИНН 6829132440) государственную пошлину в размере 3000 рублей в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8123/2020
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" "УК ДомоСтрой"
Третье лицо: ПАО "МРСК Центра", ПАО "МРСК Центра" в оице филиала "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", 19 Арбитражный апелляционный суд