г. Самара |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А55-3521/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Коршиковой Е.В., Ануфриевой А.Э.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
при участии:
от ответчиков - (ООО "Агроторг") представитель Аносова А.В., доверенность от 09.02.2021;
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2021 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2021 года по делу N А55-3521/2020 (судья Копункин В.А.),
по иску товарищества собственников недвижимости "Волжские Высоты" к Индивидуальному предпринимателю Илиеву Сергею Владимирович, Обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг",
об обязании и взыскании,
третьи лица:
1.Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара;
2.Департамент городского хозяйства и благоустройства городского округа Самары;
3.Администрация городского округа Самары,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Волжские Высоты" обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Илиеву Сергею Владимировичу; обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг", в котором просит:
- обязать солидарно ответчиков за счет собственных средств демонтировать рекламную конструкцию, расположенную на фасаде МКД по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, со стороны ул. Карла Либкнехта и ул. Шмидта на уровне между первым и вторым этажом размером 0,8-м*6-м, состоящей из объемных световых рисунка и букв, рисунок представлен в виде красного круга с цифрой "5" по середине, выполненной в белом и зеленом цвете, справа от рисунка крупными буквами изображено слово "Пятерочка", выше слово "Универсам";
- обязать солидарно ответчиков за счет собственных средств привести фасад МКД, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, в первоначальное состояние путем восстановления целостности фасада МКД, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8;
- взыскать солидарно с Илиева Сергея Владимирова, общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" судебные расходы в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. и оплаты госпошлины в размере 6 000 руб.
Определением от 23.09.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрацию Октябрьского внутригородского района городского округа Самара (443110, г. Самара, ул. Ново-Садовая, 20), а также принял заявление истца об утончении исковых требований. Исковыми требованиями следует считать:
1. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086) за счет собственных средств осуществить демонтаж рекламной конструкции с наименованием бренда "Пятерочка" общей площадью 74,46 кв.м., смонтированного над первым этажом по всему периметру фасада многоквартирного дома по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, путем выполнения следующих работ:
1.1. Осуществить демонтаж рекламных конструкций с логотипом бренда "Пятёрочка" (цифра "5" в белом круге) со стороны улиц Лейтенанта Шмидта и Карла Либкнехта;
1.2. Осуществить демонтаж рекламных конструкций красного цвета секций (ячеек) в количестве 52 штуки размером 125 см на 100 см по фасаду здания (над первым этажом) со стороны улиц Лейтенанта Шмидта и Карла Либкнехта;
1.3. Осуществить демонтаж рекламной конструкции красного цвета секции (ячейки) в количестве 1 штука размером 72 см на 100 см на фасаде здания (над первым этажом) со стороны улицы Лейтенанта Шмидта (на краю здания);
1.4. Осуществить демонтаж рекламных конструкций зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 2 штуки размером 125 см на 100 см над входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.5. Осуществить демонтаж рекламных конструкций зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 4 штуки размером 100 см на 58 см перед входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.6. Осуществить демонтаж металлических конструкций на которых крепились секции (ячейки) зеленого и красного цвета путем вывертывания шурупов крепления, в местах где осуществлена сварка металлоконструкции с элементами фасада здания, для срезания конструкции использовать угловую шлифовальную машину;
1.7. Извлечь дюбеля и иные крепежные изделия, которые были использованы при монтаже металлоконструкций;
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086) за счет собственных средств привести фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, в первоначальное состояние путем восстановления целостности фасада МКД, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, а именно: в отверстиях, образованных в результате монтажа рекламной конструкции с наименованием бренда "Пятерочка" общей площадью 74,46 кв.м., провести подготовку, шпатлевание, грунтовку и покраску в цвет участка фасада многоквартирного дома по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, на котором было произведено монтирование рекламной конструкции на наименованием бренда "Пятерочка".
Определением от 12.03.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент городского хозяйства и благоустройства городского округа Самары и Администрацию городского округа Самары.
Определением от 14.04.2021 суд принял заявление истца об уточнении исковых требований. Исковыми требованиями следует читать:
1.Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086) за счет собственных средств осуществить демонтаж рекламных конструкций с наименованием бренда "Пятерочка" и цифра "5" на белом фоне, смонтированныых над первым этажом на фасаде многоквартирного дома по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, путем выполнения следующих работ:
1.1. Осуществить демонтаж рекламных конструкций с логотипом бренда "Пятёрочка" (цифра "5" в белом круге) со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.2. Осуществить демонтаж рекламных конструкций красного цвета секций (ячеек) в количестве 6 штук размером 125 см на 100 см по фасаду здания (над первым этажом) со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.3. Осуществить демонтаж рекламных конструкций зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 2 штуки размером 125 см на 100 см над входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.4. Осуществить демонтаж рекламных конструкций зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 4 штуки размером 100 см на 58 см перед входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.5. Осуществить демонтаж металлических конструкций, на которых крепились секции (ячейки) зеленого и красного цвета, путем вывертывания шурупов крепления, в местах где осуществлена сварка металлоконструкции с элементами фасада здания, для срезания конструкции использовать угловую шлифовальную машину; 1.6. Извлечь дюбеля и иные крепежные изделия, которые были использованы при монтаже металлоконструкций;
2. Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086) за счет собственных средств привести фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, в первоначальное состояние путем восстановления целостности фасада МКД, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, а именно: в отверстиях, образованных в результате монтажа рекламной конструкции с наименованием бренда "Пятерочка" общей площадью 74,46 кв.м., провести подготовку, шпатлевание, грунтовку и покраску в цвет участка фасада многоквартирного дома по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, на котором было произведено монтирование рекламной конструкции на наименованием бренда "Пятерочка".
До вынесения судом решения от истца поступило заявление об отказе от исковых требований к индивидуальному предпринимателю Илиеву Сергею Владимировичу и от исковых требований в части обязания за счет собственных средств привести фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, в первоначальное состояние путем восстановления целостности фасада МКД.
Истец, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об уточнении исковых требований.
Согласно п.1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Арбитражный суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований. Производство по делу в части исковых требований к индивидуальному предпринимателю Илиеву Сергею Владимировичу и исковых требований в части обязания за счет собственных средств привести фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, в первоначальное состояние путем восстановления целостности фасада МКД, подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исковыми требованиями следует считать:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086) за счет собственных средств осуществить демонтаж рекламной конструкции с наименованием бренда "Пятерочка", смонтированного над первым этажом на фасаде многоквартирного дома по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, путем выполнения следующих работ:
1.1. Осуществить демонтаж рекламных конструкций с логотипом бренда "Пятёрочка" (цифра "5" в белом круге) со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.2. Осуществить демонтаж рекламных конструкций красного цвета секций (ячеек) в количестве 6 штук размером 125 см на 100 см по фасаду здания (над первым этажом) со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.3. Осуществить демонтаж рекламных конструкций зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 2 штуки размером 125 см на 100 см над входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.4. Осуществить демонтаж рекламных конструкций зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 4 штуки размером 100 см на 58 см перед входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта;
1.5. Осуществить демонтаж металлических конструкций, на которых крепились секции (ячейки) зеленого и красного цвета, путем вывертывания шурупов крепления, в местах где осуществлена сварка металлоконструкции с элементами фасада здания, для срезания конструкции использовать угловую шлифовальную машину;
1.6. Извлечь дюбеля и иные крепежные изделия, которые были использованы при монтаже металлоконструкций;
От ответчика - Илиева С.В. поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по административному спору между ООО "Агроторг" и Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконным предписания о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Как усматривается из материалов дела, в производстве Октябрьского районного суда г. Самары находилось дело N 2а-362/2021 по иску ООО Агроторг" к Администрации Октябрьского внутригородского района г. Самары о признании незаконным предписания о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 13.01.2021 в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 01.06.2021 решение Октябрьского районного суда г. Самары от 13 января 2021 года отменено.
Административное дело по административному исковому заявлению ООО "Агроторг" к Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным предписания передано для рассмотрения в Арбитражный суд Самарской области.
При поступлении указанного дела в Арбитражный суд Самарской области, делу присвоен номер А55-19401/2021.
С учетом предмета спора - демонтаж рекламных конструкций, сроков рассмотрения дела, суд не усматривает наличия оснований для приостановления производства по делу, поскольку суд в данном случае не связан правовой квалификацией доказательств, которая будет дана в рамках административного спора между ООО "Агроторг" и Администрацией Октябрьского внутригородского района г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2021 года по делу N А55-3521/2020 принят отказ товарищества собственников недвижимости "Волжские Высоты" от исковых требований к индивидуальному предпринимателю Илиеву Сергею Владимировичу и от исковых требований в части обязания за счет собственных средств привести фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Самара, ул. Карла Либкнехта, д. 8, в первоначальное состояние путем восстановления целостности фасада МКД. Производство по делу в указанной части прекращено.
В удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение изменить, исключить из его мотивировочной части вывод о том, что конструкции состоящие из цифры "5" и слов "универсам Пятерочка" не являются рекламными
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указал, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Правил благоустройства на территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г. Самара от 08.08.2019 г. N 444, допустимый размер вывески составляет: по горизонтали - не более 0,6 м., по вертикали -не менее 0,4 м., высота букв, знаков, размещенных на вывеске - не более 0, 1 м.
Согласно п. 4.3.9 Постановления администрации г.о. Самара от 27.06.2013 г. N 621 "О внесении изменений в приложение к Постановлению администрации г.о. Самара от 14.08.2012 г. N 1075 "Об утверждении основных требований к средствам наружной рекламы и информации на территории г.о. Самара и признании утратившими силу отдельных муниципальных актов" (далее по тексту - Постановление) на вывеске может быть организованна подсветка.
Подсветка вывески должна иметь немерцающий, приглушенный свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений. При размещении вывесок не допускается перекрытие оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин.
В соответствии с п. 4.3.10 Постановления максимальный размер вывесок в форме настенных конструкций, размещаемых организациями, индивидуальными предпринимателями на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений (кроме крыши), не должен превышать: 0,5 м. (по высоте); 60% от длины фасада, соответствующей занимаемым данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещениям, но не более 10 м (по длине).
Из акта осмотра N 104/20 от 12.10.2020 г. следует, что размеры спорной конструкции 1, 9 м./ 0, 9 м.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы спорная конструкция превышает допустимые для вывески размеры ввиду чего выводы суда первой инстанции в том числе и доводы ООО "Агроторог", о том, что конструкция, состоящая из цифры "5" и слов "универсам Пятерочка" является вывеской, не состоятельны.
Таким образом, по мнению заявителя жалобы вопреки выводу суда первой инстанции, спорные конструкции являются рекламной конструкцией.
Также заявитель жалобы считает, что брендовое название "Пятёрочка" является таковой по следующим причинам: Наименование "Пятёрочка" это зарегистрированный товарный знак за N 554730 от 15.10.2015 со сроком действия до 05.09.2023 г. и цифра "5" товарный знак за N 619067 от 06.06.2017 со сроком действия до 26.06.2026 г. зарегистрированный за ООО "Агроторг". Товарный знак это обозначение товара или наименование предприятия для обеспечения различия между товарами или услугами предприятий. Пунктом 1 статьи 3 Закон о рекламе установлено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом наименование на фасаде здания "Пятёрочка" и цифра "5" с листочком зеленого цвета на красно-белом фоне, с учетом того что фасад МКД N8 выкрашен в голубой цвет, является стремление ООО "Агроторг" к поддержанию интереса к своей сети универсамов и продвижение его на рынке.
Кроме того, заявитель жалобы также полагает, что со ссылкой на п.2 ст. 54 ГК РФ размещение товарного знака, наименование которого отличается от юридического наименования организации - является рекламой.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя ответчика, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, протоколом N 1 от 27.01.2019 г. общим внеочередным собранием собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (далее МКД), расположенном по адресу: г. Самара ул. Карла Либкнехта д.8, проводимого в форме очно-заочного голосования, была выбрана форма управления МКД - Товарищество Собственников Жилья (далее ТСН), на основании которого было создано ТСН "Волжские Высоты".
На основании Протокола N 1, Приказом Государственной жилищной инспекцией Самарской области (далее по тексту - ГЖИ) N 768 от 26.04.2019 г. была исключена из реестра лицензий Самарской области, сведения о МКД N 8 по ул. К. Либкнехта г.о. Самары, деятельность ООО УК "Комфорт", а заключением N8506-ул от 26.04.2019 г. была внесена в реестр лицензий Самарской области, сведения о МКД N8 по ул. К. Либкнехта г.о. Самары, деятельность ТСН "Волжские Высоты".
На 1-м этаже данного многоквартирного дома расположено нежилое помещение N 1 площадью 477 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0624001:923).
Данное помещение принадлежит на праве собственности Илиеву Сергею Владимировичу и сдается по договору аренды N 04/10/2017 от 28.09.217 ООО "Агроторг".
Истец указал, что над входом в помещение магазина на фасаде МКД установлена рекламная вывеска "Универсам Пятерочка" (металло-сайдинг "Алюкобонд" красного, белого и зеленого цветов) а именно, со стороны ул. Карла Либкнехта на уровне между первым и вторым этажом, в виде конструкции, состоящей из объемных световых букв и рисунка, рисунок представлен в виде красного круга с цифрой "5" по середине, выполненной в белом и зеленом цвете, справа от рисунка крупными буквами изображено слово "Пятерочка", выше слово "Универсам". Рисунок и буквы выполнены на алюминиевом горизонтальном светодинамическом настенном панно красного цвета.
Истец также указал, что ответчиком также размещены рекламные конструкций красного цвета секций (ячеек) в количестве 6 штук размером 125 см на 100 см по фасаду здания (над первым этажом) со стороны улицы Карла Либкнехта; рекламные конструкции зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 2 штуки размером 125 см на 100 см над входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта; рекламные конструкции зеленого цвета секций (ячеек) в количестве 4 штуки размером 100 см на 58 см перед входом в торговую точку со стороны улицы Карла Либкнехта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске исходя из следующего.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что по соглашению сособственников общего имущества (собственников помещений в здании) допускается передача отдельных частей здания в пользование. Например, может быть заключен договор пользования несущей стеной или крышей здания для размещения наружной рекламы.
По смыслу положений пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном жилищным законодательством. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования в силу пунктов 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя, которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Как разъяснено в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" (далее также - информационное письмо N 37) размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
В пункте 15 информационного письма N 37 указано, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Разграничение рекламной конструкции и вывески может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной конструкции.
В силу пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 12 статьи 2 Правил благоустройства, вывески - конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов, в месте нахождения или осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, содержащие сведения, обязательные для размещения в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"
В соответствии с пунктами 1-8 статьи 17 Правил благоустройства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством самостоятельно обеспечивается размещение вывесок на зданиях, строениях, сооружениях в месте своего фактического нахождения (осуществления деятельности).
К вывескам предъявляются следующие требования:
1) На вывесках допускается размещение только информации, предусмотренной Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размещение на вывесках прочей информации считается рекламой и подлежит оформлению в установленном порядке.
2) Вывеска должна размещаться с соблюдением требований законодательства о государственном языке Российской Федерации. В случае использования двух и более языков тексты должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены грамотно и разборчиво.
3) Вывески должны размещаться в соответствии с комплексными решениями фасадов на участке фасада, свободном от архитектурных деталей, и соответствовать архитектурным членениям фасада, стилевому единству архитектурно-художественного облика, материалам, цветовому решению фасада здания, строения, сооружения.
4) Вывески могут состоять из информационного поля (текстовая часть) и декоративно-художественного элемента. Высота декоративно-художественного элемента не должна превышать высоту текстовой части вывески более чем в два раза. Элементы одного информационного поля (текстовой части) вывески должны иметь одинаковую высоту и глубину.
5) Вывески могут содержать зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и знаки обслуживания. Указанные знаки могут быть размещены на вывеске только при наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя соответствующих прав, предусмотренных действующим законодательством.
6) Вывески могут иметь внутреннюю подсветку. Внутренняя подсветка вывески должна иметь немерцающий, приглушенный свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливает в обязательном порядке на здании, строении, сооружении одну вывеску в соответствии с настоящим пунктом.
Вывеска размещается в форме настенной конструкции на доступном для обозрения месте непосредственно у главного входа или над входом в здание, сооружение или помещение, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной вывеске, или на фасаде здания, строения, сооружения в пределах указанного помещения, а также на лотках и в других местах осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем торговли, оказания услуг, выполнения работ вне его места нахождения.
Допустимый размер вывески составляет: по горизонтали - не более 0,6 м, по вертикали - не более 0,4 м. Высота букв, знаков, размещаемых на вывеске, - не более 0,1 м.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе установить на объекте одну дополнительную вывеску в соответствии с настоящим пунктом.
Дополнительная вывеска может быть размещена в соответствии с требованиями настоящих Правил в форме настенной конструкции или консольной конструкции на фасаде здания, сооружения, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся на данной вывеске, либо в форме крышной конструкции на крыше соответствующего здания, сооружения.
Вывески в форме настенных конструкций и консольных конструкций, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, размещаются:
- не выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) зданий, сооружений;
- на плоских участках фасада, свободных от декоративных архитектурных элементов, в пределах площади внешних поверхностей объекта. Под площадью внешних поверхностей объекта понимается площадь, соответствующая занимаемым данным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) помещениям;
- параллельно поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов (настенные конструкции) либо перпендикулярно поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов (консольные конструкции).
Вывески в форме настенных конструкций, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, размещаются над входом или окнами (витринами) помещений, указанных в абзаце третьем пункта 5 настоящей статьи.
Максимальный размер вывески в форме настенной конструкции, размещаемой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на фасаде зданий, сооружений (за исключением объектов культурного наследия), не должен превышать: 0,5 м (по высоте), 60% от длины фасада (внешних поверхностей объекта), соответствующей занимаемым данным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) помещениям, но не более 10 м (по длине).
При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция (вывеска) размещается исключительно на фризе, занимая не более 70% длины фриза и 70% высоты фриза.
При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька строго в габаритах указанного фриза. Запрещается размещение вывески непосредственно на конструкции козырька.
Согласно пунктам 12, 13 статьи 17 Правил благоустройства в случае размещения в одном здании, сооружении нескольких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей общая площадь вывесок, устанавливаемых на фасадах объекта перед одним входом, не должна превышать 2 кв. м. При этом размеры вывесок, размещаемых перед одним входом, должны быть идентичными, размещаться в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одной высоте), соответствовать иным установленным настоящими Правилами требованиям.
В случае размещения в одном здании, сооружении нескольких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих отдельные входы на одном фасаде объекта, вывески в форме настенных конструкций и консольных конструкций, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, должны размещаться на единой горизонтальной линии (на одной высоте) и иметь одинаковую высоту.
Не допускается:
- размещение вывесок, не соответствующих требованиям настоящих Правил;
- вертикальный порядок расположения букв в текстах вывесок, за исключением случаев размещения вывесок перпендикулярно поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов (консольные конструкции);
- размещение вывесок на декоративных архитектурных элементах фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине, мозаике);
- полное или частичное изменение фасадов, а именно: окраска фасадов, произвольное изменение цветового решения фасада здания, сооружения, нанесение рисунка, изменение толщины переплетов и других элементов фасадов при размещении, эксплуатации, ремонте вывески;
- размещение вывесок на козырьках, лоджиях, балконах и эркерах зданий;
- полное или частичное перекрытие оконных и дверных проемов, витражей и витрин, указателей наименований улиц и номеров домов, мемориальных досок;
- размещение вывесок путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);
- размещение вывесок на расстоянии ближе 2 м от мемориальных досок;
- размещение вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, призматроны и другие) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны, бегущая строка и так далее), за исключением вывесок, размещаемых в витрине);
- размещение в витрине вывесок в виде электронных носителей (экранов) на всю высоту и (или) длину остекления витрины;
- размещение вывесок на ограждающих конструкциях сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания;
- размещение вывесок с применением в изготовлении тканых материалов, за исключением флаговых композиций, а также настенных конструкций в виде световых коробов длиной более 6 м;
- размещение вывесок в виде надувных конструкций, штендеров.
С учетом изложенных норм права и материалов дела судом первой инстанции верно установлено, что спорная конструкция, содержащая слова "Универсам Пятерочка", "5", размещена с внешней стороны нежилого помещения по адресу г.Самара, ул.К. Либкнехта, 8, занимаемого магазином, в котором ответчиком осуществляется торговая деятельность, то есть расположена на здании в месте нахождения организации и фактически ориентируют потребителя о месте нахождения, наименовании организации.
Спорные конструкции ООО "Агроторг" состоят из цифры "5" и слов "Пятерочка", а также слова "Универсам". Цифра "5" в сочетании со словом "Пятерочка" является товарным знаком, принадлежащем ООО "Агроторг", что подтверждается свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) N 554730 от 15.10.2015, сроком действия до 05.09.2023. Цифра 5 также является товарным знаком ООО "Агроторг", что подтверждается свидетельством на товарный знак N 619067 от 06.06.2017, сроком действия до 26.06.2026.
Данный товарный знак, размещенный в месте осуществления деятельности ООО "Агроторг" служит целям обозначения места нахождения по данному адресу объекта розничной торговли ООО "Агроторг".
При этом, суд первой инстанции верно отметил, что слово "универсам" - это указание на род деятельности в соответствии с п.10 Закона о Защите прав потребителей. Согласно ГОСТ Р 51303-2013 "Термины и определения" универсам - это магазин, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что спорные конструкции над входной группой магазина содержат слова "Универсам Пятерочка", "5", соответствующие конструкции размещены непосредственно над помещениями, занимаемыми магазином, в котором ООО "Агроторг" осуществляется торговая деятельность, то есть фактически ориентируют потребителя о месте нахождения, наименовании организации.
Следовательно правомерен вывод суда первой инстанции о том, что указание юридическим лицом наименования магазина на вывеске по месту его нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Световое табло со стилизованным изображением цифры "5", размещенное на пояске над местом, предназначенным для погрузки товара в магазин, также размещено непосредственно над помещениями, занимаемыми магазином, то есть по существу ориентирует потребителя о месте нахождения, наименовании организации. Отделка фасада в красном исполнении и входа в магазин в зеленом исполнении не содержит признаков индивидуализации товара, или услуг, оказываемых ответчиком, и также не может являться рекламной конструкцией.
Кроме того, судом первой инстанции также верно отмечено, что в данном случае выполнение ответчиком облицовки фасада здания панелями, не содержащими информации, не связано с установлением конструкций для размещения рекламы и не связано с использованием общего имущества для размещения рекламы в том смысле, который придан в пункте 5 статьи 19 Закона о рекламе.
По своей сути как обоснованно указал суд первой инстанции, наружная отделка фасада представляет собой улучшение общего имущества, в связи с чем не нарушает прав собственников помещений многоквартирного дома и не является использованием общего имущества дома для извлечения полезных свойств имущества.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции отказывая в иске правомерно пришел к выводу, что указанные истцом конструкции не являются рекламными.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку согласно указанных выше норм права не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Как установлено из материалов дела, спорная конструкция содержит коммерческое обозначение ответчика и размещена непосредственно над помещениями, занимаемыми магазином, в котором ответчиком осуществляется торговая деятельность, то есть фактически данная конструкция ориентирует потребителя о месте нахождения, наименовании организации.
Одновременно в рассматриваемых сведениях не содержится ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к ст. 3 Закона N 38-ФЗ.
Отсутствие в спорной конструкции сведений о месте нахождения организации и о режиме работы не является основанием для признания данной конструкции рекламой и не соответствующей Закону о защите прав потребителей. Размещение вывесок подобного содержания является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся обычаям делового оборота.
Кроме того, установлено и подтверждено материалами дела, что размещенная ответчиком вывеска на фасаде дома по своей форме и содержанию соответствует требованиям Правил благоустройства территории г.о. Самара, указание наименования магазина на вывеске по месту его нахождения не может рассматриваться как реклама.
С учетом изложенного, поскольку спорная конструкция является вывеской, обязанности по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на ее размещение не требовалось.
При этом, следует отметить, что арендодатель по договору, заключенному с ООО "Агроторг", являясь собственником нежилого помещения и, соответственно, доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома может использовать часть общего имущества многоквартирного дома для размещения информационных вывесок. Таким образом, совершенные ООО "Агроторг" действия по размещению вывески произведены по согласованию с арендодателем, размер вывески не является значительным, она расположена в границах арендуемого помещения.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для отказа в иске.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2021 года по делу N А55-3521/2020, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июля 2021 года по делу N А55-3521/2020 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3521/2020
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Волжские Высоты"
Ответчик: Илиев Сергей Владимирович, ООО "Агроторг"
Третье лицо: Администрация городского округа Самары, Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и благоустройства городского округа Самары, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г. Самара, Октябрьский районный суд г. Самары, ООО "Агроторг", Самарский областной суд