г. Челябинск |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А34-7086/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительная организация" на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.10.2023 по делу N А34-7086/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции принял участие представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Курган" - Лыжина М.С. (доверенность от 01.01.2023 N 1/23, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Газораспределительная организация" (далее - заявитель, общество "ГРО") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - административный орган, УФАС по Курганской области, антимонопольный орган) об отмене определения от 10.05.2023 исх. N ТС/1177/23 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Курган" (далее - третье лицо, общество "Газпром газораспределение Курган").
Решением суда от 24.10.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Газораспределительная организация" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на предусмотренную законом возможность отказа лиц, владеющих на праве собственности сетями газораспределения, от дачи согласия на подключение к указанным сетям объектов капитального строительства. Подключение в отсутствие согласия (выданного в добровольном или судебном порядке) следует расценивать как нарушение Правил подключения.
К дате судебного заседания со стороны УФАС по Курганской области и общества "Газпром газораспределение Курган" в материалы дела поступили отзывы, которые приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества "Газпром газораспределение Курган" в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "ГРО" обратилось в УФАС по Курганской области с заявлением от 28.02.2023 исх. N 1-02/23 о привлечении общества "Газпром газораспределение Курган" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество "ГРО" в заявлении указало, что нарушение выразилось в подключении работниками общества "Газпром газораспределение Курган" жилых домов по адресам: г. Курган, п. Левашово ул. Содружества, 26, ул. Керченская, 10, 12 к сети газораспределения, принадлежащей заявителю.
По итогам рассмотрения поступившего заявления антимонопольным органом вынесено определение от 10.05.2023 N ТС/1177/23 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием в действиях общества "Газпром газораспределение Курган" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что указанное определение не соответствует положениям законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество "ГРО" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспоренного определения закону, при этом исходил из того, что согласие основного абонента на подключение объекта капитального строительства к его сетям не является обязательным при наличии заключенных газораспределительной организацией договоров на подключение.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Судом первой инстанции установлено, что общество "Газпром газораспределение Курган" является газораспределительной организацией и осуществляет полномочия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения в рамках догазификации на территории г. Кургана Курганской области.
Согласно пункту 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, газораспределительным организациям совместно с иными уполномоченными органами и организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Выполнение мероприятий в рамках догазификации в Курганской области предусмотрено Региональной программой газификации Курганской области на 2021 - 2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Курганской области от 22.04.2021 N 38.
Общество является исполнителем Программы газификации на территории г. Кургана и обеспечивает подводку газа до границ негазифицированых домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
В порядке, предусмотренном Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547, обществу "ГРО" поступили заявки о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации в отношении домовладений, расположенных по адресам: Курганская обл., г. Курган, тер. Левашово поселок, ул. Керченская, д. 12; Курганская обл., г. Курган, тер. Левашово поселок, ул. Керченская, д. 10; Курганская обл., г Курган, мкр. 17-й, д. 45 (N 26 по ул. Содружества).
В соответствии с абзацем 1 пункта 48 Правил подключения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Согласно пункту 1 Правил подключения под основным абонентом следует понимать юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Обществу "ГРО" (далее - Основной абонент) на праве собственности принадлежит газопровод "Сети газораспределения микрорайона Левашова, квартал с 1 по 10 в г. Кургане", протяженностью 5.138 км, кадастровый номер 45:25:020202:518 (далее - газопровод-источник), соответственно данная организация является основным абонентом.
Согласно абзацу 4 пункта 48 Правил подключения, основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической целесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В силу статьи 27 Закона о газоснабжении, организации-собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 (далее - Положение N 1370), поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Согласно пункту 3 Положения N 1370 местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрено безусловное предоставление основным абонентом согласия в подключении к принадлежащей основному абоненту сети газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Соответственно, при наличии пропускной способности таких сетей основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления.
Суд первой инстанции исходил из того, и материалы дела не свидетельствуют об обратном, что газопровод-источник, принадлежащий основному абоненту, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе г. Кургана и является ее частью.
Получение согласия на подключение (технологическое присоединение) не налагает какие-либо ограничения на владение, пользование и распоряжение основным абонентом принадлежащим ему имуществом, не лишает его права собственности на данное имущество, соответственно, у основного абонента отсутствуют основания для отказа в подключении (технологическом присоединении) не газифицированных домовладений.
Согласно пункту 48 Правил подключения общество "Газпром газораспределение Курган" обратилось к Основному абоненту за согласованием подключения к газопроводуисточнику в рамках реализации Программы газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладений, расположенных в г.Кургане Курганской области (запросы от 23.11.2021 N 989, от 23.11.2021 N 990, от 01.07.2022 N 1200).
Согласно абзацу 3 пункта 48 Правил подключения основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
В установленный трехдневный срок ответ на запросы общества "Газпром газораспределение Курган" от основного абонента не поступил.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2022 N ВК/41575-ПР/22 Правилами подключения предусмотрена обязанность исполнителя направить в адрес заявителя проект договора о подключении в сроки, предусмотренные пунктом 28 Правил подключения, вне зависимости от исполнения основным абонентом обязанности по направлению исполнителю согласия на подключение объекта капитального строительства к своим сетям.
По указанной причине с заявителями заключены договоры на подключение в рамках догазификации. Срок исполнения заключенных договоров - до 31.12.2022. Отсутствие письменного согласия основного абонента не является основанием для неисполнения заключенного договора со стороны общества "ГРО", в том числе не является основанием для отказа от исполнения, продления или расторжения. По указанным причинам 30.09.2022 и 01.10.2022 проведены работы по строительству газопроводов-вводов к домовладениям по ул. Керченская, 10, 12 и 17 мкр., уч. 45. По завершении строительных работ 03.10.2022 построенные газопроводы-вводы врезаны в газопровод-источник, природный газ подан под давлением.
07.10.2022 от собственников близ лежащих к месту выполнения работ домов поступила информация о том, что построенные газопроводы-вводы, находящиеся под давлением газа отсоединены (отрезаны) от газопровода-источника неустановленным лицом.
17.10.2022 повторно выполнены работы по присоединению построенных газопроводов к газопроводу-источнику, в домовладения подан природный газ, с заявителями подписаны акты о подключении.
Правилами подключения на общество "Газпром газораспределение Курган" возложены обязанности: направить основному абоненту запрос о предоставлении согласия на подключение, заключить с заявителем договор и исполнить его в установленный срок.
На основного абонента возложены встречные обязательства - при наличии пропускной способности в сети газораспределения направить обществу согласие на подключение.
Таким образом, суд первой инстанции верно решил, что для подключения согласие основного абонента обязательным не является, предусмотренная законодательством процедура подключения обществом общество "Газпром газораспределение Курган" соблюдена.
С учетом приведенных обстоятельств следует согласиться с выводом УФАС по Курганской области об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу. Приведенные в апелляционной жалобе доводы общества "ГРО" рассмотрены судом первой инстанции и обоснованной отклонены, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности и обоснованности оспоренного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.10.2023 по делу N А34-7086/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газораспределительная организация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-7086/2023
Истец: ООО "ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Курган", Восемнадцатый арбитражный апелляциоееый суд