г. Хабаровск |
|
14 октября 2021 г. |
А73-19445/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника "Регион": Тройно Павел Васильевич, представитель по доверенности от 20.11.2020.
от АО "Страховая группа "Спасские ворота-М": представитель не явился, извещен.
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Дедух Ирина Владимировна, представитель по доверенности от 11.01.2021 N 61-08; Литовка Павел Иванович, представитель по доверенности от 11.01.2021 N 19-08.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника "Регион"
на решение от 18.06.2021
по делу N А73-19445/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника "Регион" (ОГРН 1022700926346, ИНН 2700001275)
к акционерному обществу "Страховая группа Спасские ворота-М" (ОГРН 1027739449913, ИНН 7717044533)
о взыскании 132 063 руб. 78 коп.
третье лицо: Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматоогическая клиника "Регион" (далее -- истец, медицинское учреждение) обратилось в арбитражный суд к АО "Страховая группа "Спасские ворота-М" (далее -- ответчик, страховщик) с иском, с учетом уточнения, о взыскании 132 063,78 руб. средств в счет возмещения расходов медицинского учреждения на период приостановления деятельности в связи с ограничительными мерами, введенными в целях недопущения распространения COVID-19.
В порядке ст.51 АПК к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (ХКФОМС).
Решением суда от 18.06.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, КГБУЗ "СП Регион" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В жалобе приводит доводы об обязанности ответчика с учетом положений пп "м" п.1 постановления Правительства РФ N 432 от 03.04.2020, постановлений Правительства Хабаровского края, перечислить финансирование для обеспечения расходов истца на период с 01.04.2020 по 31.05.2020 в соответствии с объемом финансового обеспечения, установленного комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, истцу выплачено обеспечение исходя не из двух, из четырех месяцев приостановления деятельности. Ссылается на противоречие письма Минздрава России N 11-7/и/2-12704 и ФФОМС N 12460/30-2/и от 04.09.2020 постановлению Правительства РФ N 432 от 03.04.2020, на то, что письмо не является нормативным актом.
Ответчик, третье лицо в отзывах доводы апелляционной жалобы отклонили.
В судебном заседании представитель ООО КГБУЗ "СП Регион" доводы жалобы поддержал.
Представители ХКФОМС просили оставить решение суда без изменения.
Страховая компания явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу п.3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет деятельность по оказанию стоматологических услуг в рамках обязательного медицинского страхования (далее -- ОМС).
Обязательства по оплате медицинской помощи, оказываемой истцом в рамках реализации территориальной программы ОМС, несет ответчик на основании заключенного в соответствии со ст.39 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "б обязательном медицинском страховании в российской Федерации" (далее -- Закон об ОМС) договора N 5 от 01.01.2019 г.
В соответствии со ст.39 Закона об ОМС, пунктами 1, 4.1, 4.2 страховщик обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с территориальной программой ОМС.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края N 97-пр от 26.03.2020 г. в редакциях (п.2.4.) N 129-пр от 01.04.2020, N 134-пр от 04.04.2020, 182-пр от 30.04.2020 введены ограничительные мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края, в частности с 01 апреля по 1 июня 2020 было приостановлено оказание стоматологических услуг, за исключением заболеваний и состояний, требующих оказание стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 432 (далее -- постановление N 432) введены меры финансовой поддержки предприятий, вынужденно приостановивших (ограничивших) работу.
Согласно п/п. "м" п.1 данного постановления в редакции постановления Правительства РФ от 03.08.2020 г. N 1166, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены установлено финансовое обеспечение расходов медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, которое осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по ОМС, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Письмом Минздрава России N 11-7/и/2-12704 и ФФОМС N 12460/30-2/и от 04.09.2020 г определен порядок реализации указанного положения постановления N 432.
В соответствии с п.2 инструктивного письма страховая медицинская организация после получения от территориального фонда сведений о расчетном размере аванса и доле расходов медицинских организаций осуществляет сверку информации о суммах фактически перечисленных авансов на оплату медицинской помощи и принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года с каждой медицинской организацией.
По результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда, по следующей формуле:
С = А факт - Ф - (Аплан - Ф) * Д, где:
С - расчетная сумма средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию (значение со знаком "-") или возврату в бюджет территориального фонда (значение со знаком "+");
А факт - сумма перечисленного медицинской организации аванса за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года;
Ф - сумма предъявленных к оплате от медицинской организации счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года;
В случае осуществления страховыми медицинскими организациями окончательных расчетов с медицинскими организациями за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года, значение выражения А факт - Ф принимается равным нулю. Аплан - расчетный размер аванса; Д - доля расходов медицинской организации.
Протоколом заседания Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Хабаровском крае от 31.12.2019 г. N 12 утверждены объемы медицинской помощи по территориальной программе ОМС на 2020 год, которые составили для истца 70 236 355,41 руб., в том числе страховщик обеспечивает финансирование 1 875 011,76 руб. в год, 156 250,98 руб. ежемесячно.
Объемы финансируемых по ОМС ответчиком фактически оказанных истцом медицинских услуг в период с 01.04.2020 г. по 01.06.2020 г. составили 47 112,93 руб. (апрель) и 32 972,32 руб. (май), всего 80 085,25 руб., что ХКФОМС не оспаривается.
За период с 01.04.2020 г. по 31.07.2020 г. общий объем фактически оказанных истцом услуг составил 549 716,36 руб. (то есть + 469 631,11 руб. за следующие два месяца, июнь-июль 2020 г., в связи с резко возросшим потоком клиентов).
В соответствии с представленным суду актом сверки, составленным согласно п.3 инструктивного письма, истцу было перечислено 63 166,25 руб. финансовой поддержки (п./п. N 4328 от 24.09.2020 г. на основании заявки от 23.09.2020 г.).
Истцом направлялась заявка на дополнительное финансирование своих расходов на период приостановления с 01.04.2020 по 01.06.2020 в размере 232 416,71 руб.
Недофинансирование истца (недополучение сумм финансовой поддержки) явилось основанием для обращения истца с претензиями (от 17.11.2020 г. N 568, и др.), а затем в суд.
Как установлено судом после уточнений иска, спор между сторонами и обращение истца в суд связаны разногласиями по периоду, за который определяются показатели расчета финансовой помощи медицинскому учреждению. Сторонами произведены расчеты, согласно которым истец производит расчет финансовой помощи по вышеуказанной формуле по итогам 2-х месяцев (апрель, май): С= 0 - (156250,98 - 32972,32 руб.) х 0,84 (апрель) + 0 - (156250,98 руб. - 47112,93) х 0,84 (май) = - 195230,03 руб. аванса. Соответственно истец после уточнения иска считает, что расчет финансовой поддержки в соответствии с постановлением N 432 следует производить исходя из показателей 2 месяцев приостановки деятельности медицинского учреждения, сумма недополученной финансовой помощи составляет 132 063,78 руб. (195 230,03 - 63 166,25).
ХКФОМС также представлен расчет финансовой поддержки, произведенный на основании указанных положений письма по итогам 4-х месяцев (апрель, май, июнь, июль): С = 0 - (625003,90 (имеется в виду 156250,98 х4) - 549716,36) х 0,839 = 63 166,23 руб., что соответствует полученной истцом сумме финансовой помощи.
Исследовав представленные в дело доказательства, расчеты финансовой поддержки, принимая во внимание положения ст. 309, ч.8.1 ст. 35 Закона об ОМС, постановления Правительства РФ N 432, инструктивного письма Минздрава России N11-7/и/2-12704 и ФФОМС N12460/30-2/и от 04.09.2020 г, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска.
Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с применением в расчете финансовой поддержки письма Минздрава России N 11-7/и/2-12704 и ФФОМС N 12460/30-2/и от 04.09.2020 г.
Вместе с тем, данные доводы не подлежат принятию судом апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 432 установлены особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией - "особые условия".
В силу п. "м" и "н" п.1 Постановления финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи;) медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества (далее - постоянные расходы), за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в настоящем подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В п. 2 Постановления Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования предписано дать необходимые разъяснения по вопросам реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
Такие разъяснения подготовлены в совместном инструктивном письме Министерства здравоохранения РФ и Федерального Фонда ОМС N 11-7/и/2-12704; 12460/30-2/и от 04.09.2020 "О реализации Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432". В соответствии с письмом территориальный ФОМС осуществляет расчет объема финансового обеспечения расходов страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2020 по 31.07.2020.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2020 г. N 1166 "О внесении изменений в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432" действие подпунктов "м" - "о" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (в редакции настоящего постановления) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. по 31 июля 2020 г.
При изложенном, доводы апелляционной жалобы в части противоречия инструктивного письма Министерства здравоохранения РФ и Федерального Фонда ОМС N 11-7/и/2-12704; 12460/30-2/и от 04.09.2020 "О реализации Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432" положениям п.1 Постановления N 432 в части установления периода предоставления финансового обеспечения, не нашли своего подтверждения и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, как основанные на неправильном понимании норм материального права.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2021 по делу А73-19445/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19445/2020
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА "РЕГИОН" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: АО Страховая группа "Спасские ворота-М", к/у АО "СГ "Спасские ворота-М" - Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов"
Третье лицо: Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования