г. Красноярск |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А33-12854/2021 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бабенко А.Н.,
Рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калабан" (ИНН 2465133039, ОГРН 1152468047192)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 03.08.2021 по делу N А33-12854/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Калабан" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю (далее - ответчик) об оспаривании постановления N 79 от 28.04.2021.
Определением от 25.05.2021 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.08.2021 в удовлетворении заявления оказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Калабан" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
От налогового органа в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Калабан" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1152468047192.
По состоянию на 18.01.2021 ООО "Калабан" имеет зарегистрированную контрольно-кассовую технику по адресу: 662174, с. Большой Улуй, ул. Просвещения, 72 "А" модель Штрих-ON-LINT, заводской N 0400990004039924, зарегистрированную 20.09.2017 на ООО "Калабан" в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ.
ООО "Калабан" осуществляет реализацию алкогольной продукции по адресу: с.Большой Улуй, ул. Просвещения, 72 "А" на основании лицензии N 24РПА0004057, действительной с 17.12.2015 по 17,12.2021. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на хранение алкогольной продукции и ее дальнейшей реализации по договору розничной купли-продажи.
18.01.2021 на основании поручения N 8 от 18.01.2021 в результате исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ), порядком и условиями регистрации и применения контрольно-кассовой техники налоговым органом установлено осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники: в 09 ч. 25 мин. 18.01.2021 по адресу: с. Большой Улуй, ул. Просвещения, 72 "А" клиентом - физическим лицом Кремер Р.В. приобретен товар - водка "Царь" в количестве одной бутылки объемом 0,1 литр стоимостью 92 руб. Оплата произведена путем безналичной формы оплаты по банковской карте МИР. В ходе контрольной закупки продавец не пробила кассовый чек и не выдала его, покупателю выдан только чек с банковского терминала N 01 от 18.01.2021. На момент проверки в торговой точке по адресу с. Большой Улуй, ул. Просвещения, 72 "А", обслуживание покупателей осуществляла продавец Роднова Л.Е., продавец ООО "Калабан" Фахрутдинова Людмила Евгеньевна на которую был представлен приказ о приеме работника на работу N КАЗР - 000138 от 03.08.2020, на момент проверки отсутствовала.
Приобретенный товар - водка "Царь", бутылка объемом 0,1 литр согласно счет-фактуре N РНк-НА-07986 от 11.12.2020 и товарно-транспортной накладной N РНк-НА-07986 от 11.12.2020 принадлежит ООО "Калабан".
В результате неправомерных действий общества ООО "Калабан", а именно, отсутствие работников общества по адресу, указанному в лицензии, и прямому допуску работников иных субъектов розничной торговли к алкогольной продукции с последующей ее реализацией, по адресу, указанному в лицензии, осуществлена продажа алкогольной продукции без применения ККТ.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 18.01.2021 N 012856, в акте контрольной закупки от 18.01.2021 N 8, в протоколе осмотра от 18.01.2021.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что ООО "Калабан" 18.01.2021 осуществило наличные денежные расчеты при продаже товара без применения ККТ, чем нарушило ст. 1.2, ст. 4.7, ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
06.04.2021 должностным лицом административного органа в отношении ООО "Калабан" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 28.04.2021 N 79 общество с ограниченной ответственностью "Калабан" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 28.04.2021 N 79, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.5 КоАП РФ, Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, протокол об административном правонарушении составлен, постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами уполномоченного органа в пределах компетенции.
При рассмотрении дела судами установлено, что процедура привлечения к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела налоговым органом соблюдена, права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель ссылается на нарушение административным органом процедуры проведения проверки, на его ненадлежащее извещение о проведении налогового контроля.
Указанный довод рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения установлена Административным регламентом исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 N 132н (далее - Административный регламент N 132н).
Из пункта 22 Административного регламента N 132н следует, что основанием для начала административной процедуры по проверке выдачи кассовых чеков является поручение на исполнение государственной функции.
В силу пункта 23 Административного регламента N 132н проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (не оформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанные действия (процедуры проверки) могут быть проведены специалистами Инспекций в форме контроля, основанной на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами); либо в форме аналитических процедур, направленных на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента N 132н результатом административной процедуры по проверке выдачи кассовых чеков является установление (выявление, фиксация) фактов выдачи (невыдачи) покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты кассовых чеков.
Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется путем включения результата административной процедуры в акт проверки (п. 26 Административного регламента N 132н).
Согласно пункту 27 Административного регламента N 132н основанием для начала административной процедуры по предъявлению проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции является завершение проверки выдачи кассовых чеков.
В пункте 28 Административного регламента N 132н указано, что специалисты Инспекции предоставляют проверяемому объекту поручение на исполнение Государственной функции и служебные удостоверения. Проверяемый объект фиксирует факт предъявления поручения на исполнение Государственной функции подписью с указанием своей должности и даты предъявления в поручении на исполнение Государственной функции.
Таким образом, положениями данного регламента не предусмотрено участие при проверочных мероприятиях самого проверяемого (лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору)), и вручение проверяемому лицу поручения на проведение проверки до ее начала.
Как следует из материалов дела, с поручением N 8 от 18.01.2021 ознакомлена продавец Роднова Л.Е. Также продавец ознакомлена с актом контрольной закупки N 8 от 18.01.2021, в котором отражено, что замечания, заявления и возражения от продавца не поступали. В протоколе осмотра от 18.01.2021 также имеется подпись Родновой Л.Е., копия протокола ею получена, о чем имеется соответствующая отметка, возражений относительно зафиксированных обстоятельств продавец не заявляла.
Также, 22.01.2021 на юридический адрес ООО "Калабан" почтовым отправлением была направлена копия поручения N 8 от 18.01.2021.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном Федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями.
В силу пункта 10 статьи 16 названного закона розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.
В пункте 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что пользователи ККТ обязаны: применять контрольно-кассовую технику, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ предусмотрено, что пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).
Как следует из материалов дела, 18.01.2021 на основании поручения N 8 от 18.01.2021 в результате исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями регистрации и применения контрольно-кассовой техники налоговым органом установлено осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники: в 09 ч. 25 мин. 18.01.2021 по адресу: с. Большой Улуй, ул. Просвещения, 72 "А" клиентом - физическим лицом Кремер Р.В. приобретен товар - водка "Царь" в количестве одной бутылки объемом 0,1 литр стоимостью 92 руб.
Оплата произведена путем безналичной формы оплаты по банковской карте МИР.
В ходе контрольной закупки продавец не пробила кассовый чек и не выдала его, покупателю, был выдан только чек с банковского терминала N 01 от 18.01.2021.
Приобретенный товар - водка "Царь", бутылка объемом 0,1 литр согласно счет - фактуре N РНк-НА-07986 от 11.12.2020 и товарно-транспортной накладной N РНк-НА-07986 от 11.12.2020 принадлежит ООО "Калабан".
Таким образом, в нарушение п.1,2 ст.1.2, п.2 ст.5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", п. 10 ст. 16 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ООО "Калабан", являющаяся собственником и продавцом алкогольной продукции, при осуществлении расчета не применена контрольно-кассовая техника, принадлежащая ООО "Калабан", соответствующий кассовый чек не выдан.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью "Калабан" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обосновано признал доказанным наличие в действиях общества с ограниченной ответственностью "Калабан" вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ у суда апелляционной инстанции, как и суда первой инстанции отсутствуют, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным.
У суда первой инстанции также обосновано отсутствовали правовые основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о повторности привлечении заявителя к административной ответственности за аналогичное правонарушение
Размер административного штрафа соответствует характеру вменяемого административного правонарушения, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.08.2021 по делу N А33-12854/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12854/2021
Истец: ООО "КАЛАБАН"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю