город Томск |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А45-16060/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" (N 07АП-7859/21), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.07.2021 по делу N А45-16060/2021 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии", г. Новосибирск (ОГРН: 1025403912324, ИНН: 5410134455) к Западно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Новосибирск о признании незаконным и отмене постановления N 002204 от 07.06.2021,
В судебном заседании приняли участие:
от Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Злобина Н.В., представитель по доверенности от 08.10.2020, паспорт;
от Общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии": Ермакова А.В., представитель по доверенности от 01.02.2019, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии" (далее - заявитель, Общество, ООО "СРТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 002204 от 07.06.2021, административный орган: Западно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, Управление).
Решением суда от 20.07.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств. Апеллянт указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Административный орган в отзыве, дополнениях, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель административного органа просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам административного расследования, административный орган, установив вину ООО "СРТ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынес постановление от 07.06.2021 N 002204 о привлечении Общества к административной ответственности, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, нарушений порядка при производстве по делу об административном правонарушении не усмотрел.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - в виде административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере законодательного регулирования порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса.
Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее регулярные перевозки пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ).
В силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и представлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ).
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута - это тот документ, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку автомобильным транспортом, должны иметь в силу действующего законодательства.
Форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ).
В карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения:
1) наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок;
2) учетный номер карты маршрута регулярных перевозок;
3) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;
4) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;
5) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
6) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;
7) вид транспортного средства и класс транспортного средства;
8) экологические характеристики транспортного средства;
9) срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок;
10) характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 220-ФЗ понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "перевозки пассажиров и багажа по заказам", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N259-ФЗ).
В статье 2 Закона N 259-ФЗ даны следующие определения понятиям: - маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; - остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Приказами Минтранса России от 10.11.2015 N 331 и 332 утверждены формы бланков свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (приложение 1 к приказам), а также порядки заполнения бланков свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок (приложение 2 к приказам).
Согласно пункту 2 Порядка заполнения бланка карты маршрута регулярных перевозок, утвержденного Приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 332 "Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения" в пункте 1 карты маршрута указываются: - регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок; - порядковый номер маршрута регулярных перевозок; - наименование маршрута регулярных перевозок.
Порядковый номер маршрута регулярных перевозок присваивается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или уполномоченным органом местного самоуправления, установившим данный маршрут.
Наименование муниципального, межмуниципального, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок указывается в виде наименований начального и конечного остановочных пунктов соответствующего маршрута.
Наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок (за исключением смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок) указывается в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный и конечный остановочные пункты по данному маршруту.
Как установлено материалами проверки, 30.04.2021 в 20 час. 44 мин. при проведении планового (рейдового) осмотра транспортных средств на основании распоряжения о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта от 31.03.2021 N 02/2 по адресу: г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, 43а, проверено транспортное средство Форд Транзит, регистрационный знак Е648ТМ154, под управлением водителя Лупикова Н.В., принадлежащее и эксплуатируемое ООО "СРТ" на котором осуществлялась регулярная перевозка 17 пассажиров по межрегиональному маршруту "г.Обь - г. Новосибирск, ул.Дмитрия Шамшурина 43а - г. Кемерово". Промежуточным остановочным пунктом являлся остановочный пункт "ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный", расположенный по адресу: г.Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина 43а, регистрационный N 54098 в Реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, размещенном на официальном Интернет-ресурсе Агентства автомобильного транспорта (https://220fz.rosavtotransport.ru/assets/stations),на официальном Интернет-ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации (https://mintrans.gov.ru/documents/8/11231?type=8), место нахождения согласно реестра: г. Новосибирск, ул. Ленина (ориентир - 10 м. от торгового павильона по адресу: ул. Дмитрия Шамшурина, д. 43/1, к.1 в сторону жилого дома по адресу: ул. Ленина, д. 71/ул. Челюскинцев, д. 3), что соответствует месту: г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина, 43 а.
Водителем Лупиковым Н.В. была предъявлена карта маршрута регулярных перевозок серии МТ РФ N 016074, регистрационный номер маршрута в реестре 54.42.014, порядковый номер маршрута 626 "г.Обь-2 - г.Кемерово".
При анализе Реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенного на официальном Интернет-ресурсе Агентства автомобильного транспорта официальном Интернет-ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации для маршрута с регистрационным номером в реестре 54.42.014, порядковым номером 626 "г.Обь-2 - г.Кемерово" установлено следующие: - остановочные пункты (начальные, промежуточные, конечные): ДКП "Аэропорт Толмачево" г. Обь 2; АВ г. Новосибирск; КП "Норд Сити Молл" п. Садовый; Кемеровский АВ; - улицы и дороги по маршруту: г. Обь-2 (пр-т Мозжерина); г. Новосибирск (ул. Станционная, пл. Энергетиков, Димитровский мост, ул. Фабричная, ул. Красный пр-т, ул. Владимировская, ул. Дуси Ковальчук, ул. Плановая, ул. Жуковского, Мочищенское 1-е ш., ул. Кедровая, Мочищенское ш.); М53; г. Кемерово (ул. Железнодорожная, ул. Семашко, ул. Угловая, ул. Гоголя, ул. Мартемьянова, пр-т Кузнецкий); - время отправления рейса в 20 час. 40 мин. соответствует времени отправления из промежуточного остановочного пункта "АВ г. Новосибирск". Дата отправления рейсов в прямом направлении - ежедневно.
Согласно информации, размещенной на официальном Интернет-ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации (https://mintrans.gov.ru/documents/7/10540) - остановочный пункт: - АВ "г. Новосибирск" (регистрационный номер 54003), исключен из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок 14 апреля 2020 года.
Оценив указанное административный орган пришел к выводу о том, что маршрут с регистрационным номером в реестре 54.42.014, порядковым номером 626 не предусматривает движение в г. Новосибирске через ул. Дмитрия Шамшурина 43а и остановки транспортного средства в остановочном пункте "ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный", что свидетельствует о том, что фактически перевозка пассажиров 30.04.2021 в 20 час. 44 мин. осуществлялась не по регулярному маршруту с регистрационным номером в реестре 54.42.014, порядковым номером 626, на который предъявлена карта маршрута регулярных перевозок серии МТ РФ N 016074, а другому маршруту - "г.Обь - г. Новосибирск, ул.Дмитрия Шамшурина 43а (ОП "Вокзал "НовосибирскГлавный") - г. Кемерово". В данном случае установлено невыполнение главного принципа карты маршрута регулярных перевозок как документа, содержащего сведения о маршруте регулярных перевозок.
Доказательством осуществления регулярных перевозок пассажиров ООО "СРТ" по межрегиональному маршруту "г.Обь - г. Новосибирск, ул.Дмитрия Шамшурина 43а (ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный") - г. Кемерово" является заявление, поступившее в Западно-Сибирское МУГАД 13.04.2021 вх. N 53ж, с приложением копий билетов.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об использовании ООО "СРТ" 30.04.2021 в 20 час. 44 мин. автобуса Форд Транзит, регистрационный знак Е648ТМ154 для осуществления регулярной перевозки 17 пассажиров по межрегиональному маршруту "г.Обь - г. Новосибирск, ул.Дмитрия Шамшурина 43а (ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный") - г. Кемерово" при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Кроме того, в ходе проверки также установлено, что в Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенный на официальном Интернет- ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации и на Официальном Интернет-ресурсе Агентства автомобильного транспорта включены маршруты: - г. Обь-2 - г. Кемерово, порядковый номер маршрута 626, регистрационный номер маршрута в реестре 54.42.014, протяженность 284 км, остановочные пункты: "АВ г. Новосибирск", "КП "Норд Сити Молл" п. Садовый", "Кемеровский АВ"; - г. Обь-2 - г. Кемерово, порядковый номер маршрута 3930, регистрационный номер маршрута в реестре 54.42.039, протяженность 290 км, остановочные пункты: ДКП "Аэропорт Толмачево" г. Обь 2, "ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный", "АВ "Новосибирский автовокзал-Главный", "Кемеровский АВ".
Таким образом, указание в карте "наименование маршрута" - "г. Обь-2 - г. Кемерово" используется только в рамках Приказа Минтранса России от 10.11.2015 N 332 "Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения".
Сам же маршрут следования определен в записи, которая осуществляется в реестре маршрутов, в связи с чем предъявленная карта маршрута регулярных перевозок серии МТРФ N 016074 на маршрут N 626 "г. Обь-2 - г. Кемерово" не является картой маршрута по которому фактически 30.04.2021 осуществлялась перевозка пассажиров и багажа и фактически перевозка пассажиров осуществлялась по маршруту с порядковым номером 3930, регистрационным номером в реестре 54.42.039.
В силу статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ, в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следовательно, и все риски связанные с осуществлением предпринимательской деятельности ООО "СРТ" несет самостоятельно, поэтому по состоянию на 30.04.2021 (дату выявления административного правонарушения) ООО "СРТ" не имело право осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа без карты маршрута, которая должна была соответствовать фактическому маршруту регулярной перевозки.
Согласно пояснениям общества, 27 января 2021 года, руководствуясь положениями статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ, повторно уведомило уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута, об изменении маршрута "г. Обь - г. Кемерово" (peг. номер 54.42.014 порядковый номер 626) в части пути следования транспортных средств и перечня остановочных пунктов. На территории Новосибирской области, а также в смежных регионах введен и по настоящее время не отменен режим повышенной готовности, соответственно, ООО "СРТ" вправе осуществлять перевозку пассажиров по измененному маршруту.
Между тем, вопреки позиции заявителя причина по которой ООО "СРТ" изменило маршрут "г.Обь - г.Кемерово" в части изменения остановочного пункта АВ г. Новосибирск (регистрационный номер 54003) на остановочный пункт ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный" (регистрационный номер 54098), не может быть связана с принятием в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничением использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенным сокращением объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, поэтому, учитывая, также, что и сама статья 29.1 Закона N 220-ФЗ введена значительно позже закрытия АВ г. Новосибирска.
ООО "СРТ" в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона N 220- ФЗ, в связи с исключением из Реестра остановочных пунктов остановочного пункта АВ "г.Новосибирск" (регистрационный номер 54003) 14 апреля 2020 года, обязано в течение десяти дней обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением в письменной форме об изменении данного маршрута, и имел право использовать для регулярных перевозок иной остановочный пункт на срок до шестидесяти дней.
Однако, информация о направлении вышеуказанного заявления ООО "СРТ" не представлена.
Факт осуществления регулярной перевозки по маршруту "г.Обь - г. Новосибирск, ул. Дмитрия Шамшурина 43а (ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный") - г. Кемерово" был выявлен 30.04.2021, то есть по истечению еще 321 дня со дня окончания 60 дневного срока, установленного законом N 220-ФЗ.
В своем ответе на запрос административного органа от 17.05.2021 N 297 ООО "Автовокзал-Главный" указывает, что в начале 2021 года перевозчик уведомлял об изменении маршрутов на основании части 1 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ.
В ответе на запрос, ФБУ "Росавтотранспорт" подтверждает сведения об исключении остановочного пункта "АВ г. Новосибирск" из реестра остановочных пунктов 14.04.2020.
ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" в ответе на запрос представлена обобщенная справка из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (АЦБПДП) о переданных сведениях о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по транспортному направлению "г. Обь - г. Кемерово" по рейсам, выполненным ООО "СРТ" за 30.04.2021.
Согласно данной справки пунктом отправления, в том числе являлся "Новосибирская область, Новосибирский ЖД Вокзал".
При этом отклоняются доводы заявителя об отсутствии состава правонарушения, исходя из следующего.
Согласно части 7 статьи 32 Закона N 220-ФЗ в случае исключения сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участники договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот остановочный пункт, вправе использовать для регулярных перевозок иной остановочный пункт на срок до шестидесяти дней, уведомив об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута. Указанные владельцы обязаны разместить эти сведения в остановочных пунктах в целях информирования граждан.
Таким образом, максимально возможный срок, на который, в связи с исключением остановочного пункта АВ "г.Новосибирск" (регистрационный номер 54003) 14 апреля 2020 года из Реестра остановочных пунктов, ООО "СРТ" имело право использовать иной остановочный пункт при осуществлении регулярных перевозок, составляло 60 дней с 14 апреля 2020 года.
Согласно части 8 статьи 32 Закона N 220-ФЗ информация об исключении сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок размещается на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В течение десяти дней со дня размещения такой информации на указанном сайте юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот остановочный пункт, обязаны обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением в письменной форме об изменении данного маршрута.
На официальном Интернет-ресурсе Министерства транспорта Российской Федерации 14 апреля 2020 года была размещена информация об исключении из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок остановочный пункт: - АВ "г. Новосибирск" (регистрационный номер 54003) (https://mintrans.gov.ru/documents/7/10540). Следовательно, в течение 10 дней с 14 апреля 2020 года ООО "СРТ" должно было обратиться с заявлением в письменной форме об изменении данного маршрута.
Из письма ФБУ "Росавтотранспорт" административным органом установлено, что карта маршрута МТ РФ N 016074 действует, и прекратить её действия в связи с исключением остановочного пункта, предусмотренного маршрутам из реестра остановочных пунктов и невыполнение ООО "СРТ" более 5 рейсов подряд по данному маршруту в настоящее время нет возможности. При этом ООО "СРТ" имело право использовать иной остановочный пункт на срок до 60 дней с 14.04.2020. Положениями части 1 статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ в данной ситуации не применимы.
Наличие у ООО "СРТ" действующей карты маршрута МТ РФ N 016074, регистрационный номер маршрута в реестре 54.42.014, порядковый номер маршрута 626 "г.Обь-2 - г.Кемерово" (остановочные пункты (начальные, промежуточные, конечные): ДКП "Аэропорт Толмачево" г. Обь 2; АВ г. Новосибирск; КП "Норд Сити Молл" п. Садовый; Кемеровский АВ) не дает право ООО "СРТ" осуществлять перевозки по межрегиональному маршруту "г.Обь - г. Новосибирск, ул.Дмитрия Шамшурина 43а (ОП "Вокзал "Новосибирск-Главный") - г. Кемерово", который фактически соответствует другому маршруту с регистрационным номером маршрута в реестре 54.42.039, порядковым номером 3930 "г. Обь-2 - г. Кемерово" (остановочные пункты (начальные, промежуточные, конечные): ДКП "Аэропорт Толмачево" г. Обь 2, "ОП "Вокзал "НовосибирскГлавный", "АВ "Новосибирский автовокзал-Главный", "Кемеровский АВ").
Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению. Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований закона в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Являясь профессиональным участником экономической деятельности, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой риск, должен знать требования действующего законодательства в сфере организации и осуществления регулярных перевозок и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований законодательства; в материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения. Специальными нормами закона установлены правила осуществления регулярных перевозок, согласно которых право на осуществление такой перевозки должно быть подтверждено надлежащей картой соответствующего маршрута регулярных перевозок; водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе карту маршрута регулярных перевозок.
Заявитель, достоверно зная об отсутствии у него таких документов, использовал автобус для осуществления регулярных перевозок пассажиров, хотя имел возможность не использовать автобус для таких перевозок без обязательной карты маршрута. При этом получение заявителем 30.06.2021 на момент рассмотрения дела свидетельства и карты маршрута на измененный маршрут регулярных перевозок "г. Обь-2 - г. Кемерово" не относится к материалам рассматриваемого дела и не имеет значения при рассмотрении административного дела, так как факт осуществления регулярной перевозки по маршруту "г. Обь - г. Кемерово" был выявлен 30.04.2021, то есть по истечению 321 дня со дня окончания 60 дневного срока, установленного частью 7 статьи 32 N 220-ФЗ (использование для регулярных перевозок иного остановочного пункта на срок до шестидесяти дней).
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Апелляционный суд считает, что имеющиеся в материалах дела и полученные административным органом при рассмотрении обращений доказательства являются относимыми и допустимыми, в силу статей 67 - 68 АПК РФ последние нельзя признать ненадлежащими до тех пор, пока они не будут опровергнуты сведениями о фактах, имеющих значение для рассматриваемого спора. Какие-либо доказательства использования административным органом доказательств по делу, полученных с нарушением действующего законодательства, не представлены.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что административным органом были превышены полномочия при проведении планового (рейдового) осмотра.
Согласно пункта 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ, под картой маршрута понимается документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту, поэтому провести проверку наличия карты маршрута без проверки, что эта карта выдана именно на тот маршрут, по которому осуществляется перевозка, невозможно.
При проведении планового (рейдового) осмотра транспортных средств, в целях проверки соответствия карты маршрута, предъявленной водителем, фактическому маршруту перевозки на который данная карта выдана, государственные транспортные инспектора используют сведения, размещенные на официальных Интернет-ресурсах Министерства транспорта Российской Федерации и Агентства автомобильного транспорта, что и было сделано 30.04.2021.
Водитель ООО "СРТ" Лупиков Н.В. предъявил карту маршрута регулярных перевозок серии МТ РФ N 016074 на маршрут "г. Обь-2 - г. Кемерово", порядковый номер 626, регистрационный номер в реестре 54.42.014, что не соответствовало фактическому маршруту регулярной перевозки.
В результате проверки было выявлено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд первой инстанции не установил исключительной ситуации, позволяющей признать рассматриваемое правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", так как предпринимателем не представлено доказательств наличия у него обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Оснований для применения административного наказания в виде предупреждения апелляционный суд также не усматривает.
Оценивая доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам арбитражный суд с учетом перечисленных норм права, материалов административного дела и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, при наличии причинной связи между установленным административными органом фактами и их последствиями, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апеллянта обоснованными.
Оценивая решение суда первой инстанции на его соответствие статьи 170 АПК РФ апелляционный суд отмечает, что решение суда содержит ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, исходя из предмета спора и результата его рассмотрения, и достаточные доводы в пользу принятого решения, изложенные в нем выводы основаны на документах, представленных налогоплательщиком в ходе налоговой проверки и участвующими в деле лицами в ходе его рассмотрения в суде, оценка которым в совокупности дана судом в обжалуемом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.07.2021 по делу N А45-16060/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирские ресурсосберегающие технологии"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16060/2021
Истец: ООО "СИБИРСКИЕ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд