г. Киров |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А29-13154/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2021 по делу
N А29-13154/2020
по иску Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми
(ИНН: 1101482803, ОГРН: 1041130401070)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" (ИНН: 1102047514, ОГРН: 1051100620636)
об установлении требований и включении их в реестр требований кредиторов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании обоснованными и включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Строительные материалы" (далее - Общество) 135 367 рублей налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО, налог), за 1 квартал 2020 года и 7 362 рублей 36 копеек пеней.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2021 признаны обоснованными и включены требования в размере 142 729 рублей 36 копеек (135 367 рублей налог, 7 362 рубля 36 копеек пени), в состав требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов Общества, и подлежащих удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление) с принятым определением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Управление указывает, что задолженность образовалась в связи с представлением Обществом налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО за 2020 год (дата представления декларации 31.03.2021, то есть после закрытия реестра требования кредиторов). Управление, ссылаясь на пункт 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), указывает, что очередность удовлетворения требования уполномоченного органа не может быть понижена, если требование заявлено своевременно после установления наличия недоимки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Управление указывает, что поскольку декларация по УСНО за 2020 год представлена 31.03.2021, то есть после закрытия реестра, обращение в суд с требованием направлено налоговым органом 19.05.20201, то есть в пределах предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-Ф) двухмесячного срока с момента, когда налоговым органом установлена задолженность. В связи с этим задолженность в сумме 142 729 рублей 36 копеек подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов Общества.
Конкурсный управляющий Общества, кредитор Общества - ООО "Геосервис" в отзывах на апелляционную жалобу с доводами Управления не согласились.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 24.12.2020) по делу N А29-13154/2020 Общество признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, в отношении должника открыто конкурсное производство.
Сообщение о признании Общества несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете "Коммерсантъ" 16.01.2021.
Реестр требований кредиторов закрыт 16.03.2021.
31.03.2021 Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по УСНО за 2020 год. В декларации сумма авансового платежа к уплате по сроку не позднее 25.04.2020 составила 138 603 рублей, сумма авансового платежа к уменьшению по сроку не позднее 25.07.2020 - 429 рублей, сумма авансового платежа к уменьшению по сроку не позднее 25.10.2020 - 2 807 рублей, сумма налога, подлежащая доплате за налоговый период по сроку не позднее 31.03.2021 - 1 563 рублей.
Таким образом, уполномоченным органом заявлено требование на сумму авансовых платежей по УСНО за 2020 год (фактически 1 квартал 2020 года) в размере 135 376 рублей (138 603 рубля - 429 рублей - 2 807 рублей).
За нарушение срока уплаты авансового платежа за 1 квартал 2020 года налогоплательщику начислены пени в сумме 7 362 рублей 36 копеек (лист дела 15).
Поскольку задолженность Обществом не погашена, уполномоченный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии определения Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 4, 16, 142 Закона N 127-ФЗ, и исходил из того, что заявление уполномоченного органа подано в суд 19.05.2021, то есть после закрытия реестра требований кредиторов.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
Правила настоящего пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, заявление уполномоченного органа подано в суд 19.05.2021, то есть после истечения установленного законом срока для предъявления требований (закрытия реестра 16.03.2021).
Доводы Управления о том, что задолженность по налогу образовалась в связи с представлением Обществом 31.03.2021, то есть после закрытия реестра требований кредиторов, налоговой декларации по УСНО за 2020 год, и о возникновении задолженности по налогу и ее размере налоговый орган может узнать только после представления налоговой декларации за налоговый период, апелляционным судом не принимаются.
В пункте 6 Обзора от 20.12.2016 указано, что при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее. Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.
Как указано выше, спорная задолженность возникла из авансовых платежей по УСНО, в частности за 1 квартал 2020 года, на данную недоимку начислены спорные пени.
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по УСНО признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Из налоговой декларации видно, что Общество применяло УСНО с объектом налогообложения - доходы.
В силу пункта 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму, в частности: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, налоговый период по УСНО состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Авансовый платеж исчисляется исходя из налоговой ставки и суммы доходов за соответствующий период, уменьшается на сумму уплаченных в этом периоде страховых взносов, то есть авансовый платеж определяется по результатам отчетного периода исходя из объекта налогообложения.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 7 статьи 346.21 НК РФ).
За 1 квартал 2020 года авансовый платеж подлежал уплате (с учетом Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 о периодах нерабочих дней) не позднее 12.05.2020 (расчет пени, лист дела 14).
Следовательно, по истечении отчетного периода (1 квартал 2020 года) и срока, в течение которого авансовый платеж должен быть налогоплательщиком исчислен и уплачен (12.05.2020), налоговому органу известно, что авансовый платеж при отсутствии его поступления в бюджет, не исчислен налогоплательщиком и не уплачен.
Приведенные положения НК РФ не означают, что налоговый орган может узнать о наличии задолженности по авансовым платежам только после представления налоговой декларации. Статья 346.23 НК РФ предусматривает, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган. Между тем, по итогам отчетного периода авансовый платеж определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не представлением налоговой декларации по итогам налогового периода.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2019 N 304-ЭС17-1382(8) указаны ситуации, к которым на уровне высшей судебной инстанции выработан ряд правовых позиций, согласно которым в исключительных случаях лицо может претендовать на включение задолженности в реестр требований кредиторов, даже несмотря на то, что требование заявлено с опозданием, то есть после закрытия реестра.
В частности, в пункте 12 Обзора от 20.12.2016 указано, что последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.
По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что о наличии спорной задолженности (по авансовым платежам) налоговый орган мог узнать не из налоговой декларации за 2020 год, и имел возможность реализовать свое право на предъявление требований в соответствующей ситуации (проведения налоговой проверки) в том числе с учетом положений абзаца 3 пункта 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что уполномоченный орган, ссылаясь на дату представления налоговой декларации, не обосновал и не доказал, что не имел реальной возможности установить (выявить) спорную задолженность, исходя из следующего.
На основании статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" налоговые органы уполномочены осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В данном случае Обществом было принято решение о добровольной ликвидации организации (решение по делу N А29-13154/2020 о признании Общества банкротом). Запись о принятии решения о ликвидации Общества была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 06.07.2020.
На указанную дату истек срок уплаты авансового платежа за 1 квартал 2020 года.
В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Таким образом, налоговый орган, в отсутствие уплаты налогоплательщиком авансовых платежей по УСНО, зная о том, что Общество находится в процедуре ликвидации, до представления Обществом 31.03.2021 налоговой декларации по УСНО за 2020 год мог начать выездную налоговую проверку в целях выявления задолженности по обязательным платежам и принять решение по результатам проверки. Однако соответствующих мероприятий налогового контроля налоговым органом принято не было.
В этом случае уполномоченный орган мог бы претендовать на включение задолженности в реестр требований кредиторов Общества, даже несмотря на то, что требование заявлено с опозданием, по причине необходимости соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам (по результатам проверки).
При таких обстоятельствах, представление Обществом налоговой декларации по УСНО за 2020 год 31.03.2021, по мнению апелляционного суда, не является уважительной причиной опоздания. Объективных причин, сделавших невозможным соблюдение налоговым органом указанных в пунктах 1 и 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ сроков, в рассматриваемом случае не подтверждается.
Учитывая изложенное определение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2021 по делу N А29-13154/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13154/2020
Должник: ООО "Строительные материалы"
Кредитор: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 8 по Республике Коми
Третье лицо: Союзу а/у Саморегулируемой организации "северная столица", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, Арбитражный суд Республики Коми, Банк ВТБ "Центральный", Верховный суд Республики Коми, Единый регистрационный центр, Конкурсный управляющий Паролло Александр Владимирович, Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми, ООО "Геосервис", ООО К/у "Строительные материалы" Паролло Александр Владимирович, Пальшин Алексей Витальевич, ПАО "Промсвязьбанк", ПАО ОО "Сыктывкарский" Санкт-Петербурского филиала "Промсвязьбанк", Сыктывкарский городской суд Республики Коми, Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми