г. Тула |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А62-884/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Грошева И.П. и Сентюриной И.Г., при участии в судебном заседании: от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - представителя Шавентовой А.А. (доверенность от 31.12.2020, диплом, паспорт) - явился в Арбитражный суд Смоленской области, в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи между Двадцатым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Смоленской области апелляционную жалобу Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2021 по делу N А62-884/2021 (судья Еремеева В.И), принятое по исковому заявлению акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (Москва. ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278) к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (Смоленская область, д. Магаланщина, ИНН 6714026326, ОГРН 1056735022057), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное унитарное предприятие "Печерские коммунальные системы" (Смоленская область, с. Печерск, ИНН 6714049429, ОГРН 1196733010627) о взыскании 10 373 руб. 34 коп., в том числе: задолженность по оплате потребленной электроэнергии за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года в размере 10 230 руб. 89 коп., пени, начисленные на задолженность за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, рассчитанные за период с 19.09.2020 по 31.12.2020 в размере 142 руб. 45 коп., пени, начиная с 01.01.2021 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (далее - истец, АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - ответчик, администрация) о взыскании 10 373,34 руб., в том числе: задолженность по оплате потребленной электроэнергии за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года в размере 10 230,89 руб., пени, начисленные на задолженность за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, рассчитанные за период с 19.09.2020 по 31.12.2020 в размере 142,45 руб., пени, начиная с 01.01.2021 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2021 с Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" взыскано 10 373,34 руб., в том числе: задолженность по оплате потребленной электроэнергии за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года в размере 10 230,89 руб., пени, начисленные на задолженность за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, рассчитанные за период с 19.09.2020 по 31.12.2020 в размере 142,45 руб., пени, начиная с 01.01.2021 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2021 по делу N А62-884/2021, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, что в решении Смоленского районного суда от 13.02.2020 по делу N 2-178/2020 указан неверный вывод о том, что спорная канализационная насосная станция является бесхозяйным имуществом и на администрацию незаконно и ошибочно возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи канализационной насосной станции, а также канализационных колодцев из сборных ж/б элементов в количестве 4 штук.
Апеллянт указывает на то, что администрация не является собственником спорного объекта, не получает плату за оказанные коммунальные услуги по водоотведению, которые осуществляются с использованием канализационной насосной станции, из чего следует, что не имеет обязательств по оплате стоимости электроэнергии, потребленной спорным объектом недвижимости.
Заявитель жалобы также ссылается на то, что решением Смоленского районного суда от 25.01.2021 обязанность по техническому обслуживанию спорного объекта возложена на МУП "Печерские коммунальные системы".
От АО "АтомЭнергоСбыт" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель АО "АтомЭнергоСбыт" возражал по апелляционной жалобе, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, статус гарантирующего поставщика на территории Смоленской области с 01.06.2014 по настоящее время имеет АО "АтомЭнергоСбыт" (приказ Министерства энергетики РФ N 311 от 23.05.2014).
01.06.2014 между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Домостоительная компания" был заключен договор энергоснабжения N 6710100433, согласно которого АО "АтомЭнергоСбыт" обязалось осуществить продажу Обществу электрической энергии (мощности) на энергопотребляющий объект - КНС, д. Быльники.
В ответ на обращение ООО "Домостроительная компания" исх. N 45/28 от 27.07.2020 об исключении из договора N 6710100433 от 01.06.2014 точки поставки - KHC, расположенной по адресу: Смоленский район, д. Быльники, АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" было направлено с сопроводительным письмом исх. N 67-1/3790 от 02.09.2020 соглашение о расторжении договора энергоснабжения N 6710100433 от 01.06.2014.
Подписанное со стороны ООО "Домостроительная компания" дополнительное соглашение в адрес филиала не поступило. Возражений от ООО "Домостроительная компания" относительно заключения данного соглашения не поступало.
Таким образом, соглашением от 01.09.2020 указанный договор был расторгнут на основании обращения ООО "Домостроительная компания" с 31.07.2020 (пункт 1 соглашения).
Вступившим в законную силу решением Смоленского районного суда от 13.02.2020 по делу N 2-178/2020 установлено, что указанная КНС является бесхозяйным имуществом, на администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи канализационной насосной станции с кадастровым номером 67:18:0030201:2439, расположенной в д. Быльники, Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и участка сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427.76 м.п, а также канализационных колодцев из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт.. расположенных в Корохоткинском сельском поселении, Смоленского района Смоленской области.
На Администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить гарантирующую организацию для системы водоотведения многоквартирных жилых домов по адресу: ул. Солнечная, л. 12, д. 14, д. 24. ул. Дорожная, д. 19, д. 21 д. Быльники Смоленского района в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и передать указанной организации по передаточному акту канализационную насосную станцию с кадастровым номером 67:18:0030201:2439, расположенную в д. Быльники, Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и участок сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм, протяженностью 1427,76 м.п., а также канализационные колодцы из сборных ж\б элементов диаметром 2000 мм в количестве 4 шт., расположенных в Корохоткинском сельском поселении, Смоленского района Смоленской области.
Вступившим в законную силу решением Смоленского районного суда от 25.01.2021 по делу N 2-204/2020 на муниципальное унитарное предприятие "Печерские коммунальные системы" возложена обязанность в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать техническое обслуживание и ремонт системы водоотведения многоквартирных жилых домов в составе: канализационной насосной станции и наружной сети напорной канализации из полиэтиленовых труб диаметром 140 мм протяженность 1536,3 м.п., канализационных колодцев из сборных ж/б элементов диаметром 2000 мм в количестве 6 шт. до момента признания права собственности на указанные объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим эти объекты собственником.
Оплата потребленной электрической энергии надлежащим образом ответчиком не выполнялась, в связи с чем, образовалась задолженность за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года в размере 10230,89 руб., что подтверждается справкой-расчетом задолженности, счетами на оплату, расчетами объема и стоимости электрической энергии, копиями ведомостей показаний расчетных приборов учета.
В целях досудебного урегулирования спора ответчику были направлены претензии с требованиями об уплате задолженности за поставленную электроэнергию и пени.
В связи с не оплатой потребленной электрической энергии истец обратился в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро - тепло - газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со статьей 50 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро - тепло - газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов, т.е. имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения.
Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с момента возникновения права собственности. Вопросы организации энергоснабжения в границах поселений относятся к ведению органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Орган местного самоуправления обязан обеспечить принятие на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию (пункт 3 статьи 225 ГК РФ, пункт 3 части 1 статьи 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при выявлении бесхозяйных централизованных систем водоснабжения их эксплуатация осуществляется гарантирующей организацией исключительно со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов.
Обязанность муниципального образования по несению бремени расходов, связанных с содержанием имущества, являющегося инженерной инфраструктурой муниципального образования также предусмотрена подпунктом 4 пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Ответчиком истцу в ходе проведения переговоров по заключению договора не были представлены передаточные акты в отношении спорного объекта.
Таким образом, ответчик как орган муниципальной власти, обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество, ответчик является лицом, обязанным перед гарантирующим поставщиком АО "АтомЭнергоСбыт" по оплате стоимости объема потребленной электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства, находящихся на его балансе.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о не согласии с решением Смоленского районного суда от 13.02.2020 по делу N 2-178/2020 в части признания спорного имущества бесхозяйным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Отсутствие правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на спорный объект каких-либо иных лиц, а также определение спорного имущества как бесхозяйного, нахождение его в пределах административных границ Корохоткинского сельского поселения, отсутствие документов, подтверждающих передачу КНС иному лицу, являются основанием взыскания задолженности за потребленную электроэнергию с ответчика.
Поставка электрической энергии в период с августа по ноябрь 2020 года включительно осуществлялась истцом на энергопотребляющий объект, расположенный на территории Корохоткинского сельского поселения- КНС, д. Быльники. Оферта контракта энергоснабжения N 6710101166 от 01.08.2020 г. направлена в адрес ответчика, однако контракт подписан не был.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда N 30 от 17.02.1998 отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии. Таким образом, отношения между АО "АтомЭнергоСбыт" и Администрацией Корохоткинского сельского поселения можно считать договорными, действие договора не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме, так как, в соответствии с пукнтом 28 Основных положений Постановления N442 договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.
Таким образом, отсутствие письменного договора с АО "АтомЭнергоСбыт" не освобождает Администрацию Корохоткинского сельского поселения от обязанности по оплате потребленной электрической энергии.
В спорный период надлежащим ответчиком является Администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района согласно статье 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с пунктом 136 Основных положений Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Постановление N 442) определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Обязательство по оплате потребленной электрической энергии надлежащим образом Ответчиком не выполнялось, сумма задолженности за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года составила 10 230,89 руб.
Сведений о наличии со стороны ответчика претензий по качеству и количеству полученной энергии не представлено.
Передаточные акты в отношении спорного объекта отсутствуют.
Поскольку ответчиком доказательств исполнения своих обязательств по оплате потребленной электроэнергии в материалы дела не представлено, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование истца о взыскании задолженности по оплате потребленной электроэнергии за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года в размере 10230,89 руб.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы относительно принятия Смоленского районного суда решения от 25.01.2021 по делу N 2-204/2020 о возложен и на муниципальное унитарное предприятие "Печерские коммунальные системы" возложена обязанности по техническому обслуживанию спорной КНС, поскольку указанное выше решение принято позднее спорного периода.
Истцом также начислены пени на задолженность за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, рассчитанные за период с 19.09.2020 по 31.12.2020 в размере 142,45 руб., начиная с 01.01.2021 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца о взыскании 10 373,34 руб., в том числе: задолженность по оплате потребленной электроэнергии за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года в размере 10 230,89 руб., пени, начисленные на задолженность за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, рассчитанные за период с 19.09.2020 по 31.12.2020 в размере 142,45 руб., пени, начиная с 01.01.2021 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с абзацем 10 пункт 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Поскольку истец является муниципальным органом, то он освобожден от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.06.2021 по делу N А62-884/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-884/2021
Истец: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ " В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "СМОЛЕНСКАТОМЭНЕРГОСБЫТ", АО "АтомЭнергоСбыт"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОРОХОТКИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУП "Печерские коммунальные системы"