г.Чита |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А58-4791/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Город Томмот" муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2023 года по делу N А58-4791/2023 по заявлению Администрации городского поселения "Город Томмот" муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1061402000494, ИНН 1402046134, адрес: 678955, Республика Саха (Якутия, Алданский улус, г. Томмот, ул.Укуланская, 7) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122, адрес:677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Октябрьская, дом 22, офис 213) о признании недействительным предписания от 21.03.2023 по жалобе N 014/10/18.1-265/2023,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа -общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная служба" (ОГРН 1191447008312, ИНН 1402024860, адрес: 678954, Республика Саха (Якутия, г.Томмот, ул.Молодежная, 23),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения "Город Томмот" муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель, Администрация ГП "Город Томмот", администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, Якутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным предписания от 21.03.2023 по жалобе N 014/10/18.1-265/2023.
Определением суда от 06.06.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная служба" (далее - ООО "УК "РЭС", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2023 года в удовлетворении заявленных требований Администрации городского поселения "Город Томмот" муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 21.03.2023 по жалобе N 014/10/18.1-265/2023 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2023 года (полный текст решения изготовлен 12 октября 2023 года) полностью и принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Федеральный антимонопольный орган выдал предписание от 21 марта 2023 года по жалобе N 014/10/18.1-265/2023 не соответствующее требованиям действующего законодательства Российской Федерации и правовым актам, регламентирующих деятельность данного органа, так как понятия отмены конкурса (торгов) в действующем законодательстве Российской Федерации и нормативно-правовых актах не имеется.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Протокольным определением от 19 декабря 2023 года судебное разбирательство отложено до 06 февраля 2024 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2024 года в составе суда произведена замена судьи Каминского В.Л. на судью Ломако Н.В.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет". Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере торгов https://torgi.gov.ru опубликовано извещение N 22000152290000000024 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории городского поселения "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутска) с указанием даты начала срока подачи заявок: 11.02.2023 08:00 (МСК+8); даты и время окончания срока подачи заявок: 13.03.2023 10:00 (МСК+8).
По результатам проведения конкурса, 17.03.2023 комиссией составлен протокол N 3 о признании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории городского поселения "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутска), несостоявшимся на основании пункта 77 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" ввиду снижения размера платы за содержания и ремонт жилого помещения более чем на 10%.
09.03.2023 ООО "УК "РЭС" за вх. N 1714 обратилось в УФАС по РС (Я) с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов Администрации ГП "Город Томмот" муниципального района "Алданский район" при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (лот N 1, лот N 2).
21.03.2023 Комиссией Якутского УФАС России состоялось рассмотрение жалобы N 014/10/18.1-265/2023, по результатам которого принято решение о признании жалобы ООО "УК "РЭС" обоснованной и выдаче организатору торгов Администрации городского поселения "Город Томмот" муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) обязательного для исполнения предписания.
Одновременно, Администрации выдано предписание по жалобе N 014/10/18.1-265/2023 - в течение 10 календарных дней отменить конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение N 22000152290000000024 Лоты N 1, N 2).
21.03.2023 главой Администрации ГП "город Томмот" вынесено распоряжение N 274-р об отмене процедуры открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории городского поселения "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия) в отношении лота N 1, лота N 2.
Администрация, не согласившись с принятым предписанием, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что Администрацией допущены нарушения Правил N 75 о порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 и положений статей 161, 162 ЖК РФ, в связи с чем, решение антимонопольного органа от 21.03.2023, принятое по результатам рассмотрения жалобы N 014/10/18.1-265/2023 об отмене процедуры открытого конкурса, а также выданное на основании решения предписание соответствуют действующему законодательству.
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они постановлены при правильном определении обстоятельств имеющих значение, в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Антимонопольный орган является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что следует из Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331
Согласно пункту 5.3.1.12 данного положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 названного Федерального закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Рассматривая жалобу ООО "УК "РЭС" о нарушении порядка объявления конкурса по отбору управляющей организации, сославшись на положения Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 антимонопольный орган пришел к выводу, что извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории ГП "Город Томмот" МО "Алданский район" РС (Я) не соответствует п. 38 Правилам, поскольку в извещении Администрации включены дополнительные условия, которые не могут быть применены к участникам конкурса: лицензирование деятельности и ведение и заполнение автоматизированной информационно-аналитической системы "Мониторинг жилищного фонда".
Также антимонопольный орган указал, что администрацией необоснованно в договоре на управление многоквартирным домом в качестве лица, заключившего договор с управляющей организаций, указан глава администрации городского поселения "Город Томмот".
Кроме того, антимонопольный орган указал, что организатор конкурса необоснованно включил в проект договора управления многоквартирными домами по лотам N 1 и N 2 дополнительные условия, не предусмотренные положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, осуществление контроля за пустующим муниципальным жилищным фондом, а в случае обнаружения вскрытия пустующего муниципального жилищного фонда или самовольного заселения составлении акта и информировании собственника, производстве обхода помещений государственного, муниципального жилищного фонда на предмет сохранности, а также условия об ответственности управляющей организации за счет собственных средств перед Собственником и лицами, пользующимися его помещением, за просрочку предоставления ответа в виде уменьшения стоимости платы на 10 % за управление многоквартирным домом.
Суд первой инстанции, с выводами антимонопольного органа согласился, сославшись на то, что Администрацией допущены нарушения Правил N 75 о порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение антимонопольного органа принятое по результатам рассмотрения жалобы ООО "УК "РЭС", а равно и выданное на основании решения предписание являются законными и обоснованными.
Выводы суда в указанной части заявителем не оспариваются.
Доводы жалобы заявителя сводятся к допущенным, по его мнению, нарушениям при выдаче предписания, а именно неверно формулировки действий, которые должен совершить организатор торгов, а именно, об отмене конкурса управляющей организации для управления многоквартирными домами согласно извещения N 220001522900000000 Лот N 1 и Лот N 2.
На основании части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу подпункта "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В данном случае, выданное антимонопольным органом предписание, направлено на устранение нарушений, допущенных администрацией при проведении конкурса. В этой связи, то обстоятельство, что в предписании применена формулировка "отменить", вместо "аннулировать", как это предусмотрено положениями Закона о защите конкуренции не свидетельствует о его недействительности, поскольку не создает препятствий для его исполнения и получения требуемого правового результата. В этой связи, суд верно посчитал, что предписание не противоречит закону, права и законные интересы заявителя не нарушает, в связи с чем, признанию недействительным не подлежит.
Более того, как правильно отметил суд первой инстанции, в настоящее время предписание Администрацией исполнено, при этом на наличие препятствий при исполнении предписаний, Администрация не ссылается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае судом верно установлены обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для его разрешения, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены, выводы сделаны, исходя из конкретных обстоятельств, соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2023 года по делу N А58-4791/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4791/2023
Истец: Администрация Муниципального образования "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба"