13 февраля 2024 г. |
Дело N А84-3458/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горбуновой Н.Ю., судей Мунтян О.И., Рыбиной С.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Енокян В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14 сентября 2023 года по делу N А84-3458/2022,
по иску Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, ОГРН 1209200005816
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Закревской Анне Игоревне, ОГРНИП 316920400066444
о взыскании,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Севастополя, Главное контрольное управление города Севастополя, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя - Бурковой Екатерины Александровны, представителя по доверенности от 28.12.2023 N 8245/01-36-0213/02/23;
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Закревской Анне Игоревне - Дорожкина Анатолия Дмитриевича, представителя по доверенности от 03.06.2022 N 1/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Закревской Анне Игоревне (далее - предприниматель) о взыскании 1 500 000 рублей гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и 250 000 рублей единовременной помощи на бытовое обустройство.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14 сентября 2023 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о соблюдения ответчиком пункта 3.2.4 соглашения в части целевого использования средств единовременной помощи.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От ответчика в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 06 февраля 2024 года апеллянт поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке ст. 123 АПК РФ.
Кроме того, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
От Министерства сельского хозяйства 06.02.2024 года поступили письменные объяснения по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации мероприятий подпрограммы N 3 "Развитие малых форм хозяйствования" государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" на 2017 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-1111 (далее - Государственная программа), действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, Закревская Анна Игоревна (далее также - К(Ф)Х Закревская А.И., Начинающий фермер, Получатель) представил в департамент для участия в конкурсном отборе на получение из федерального бюджета Российской Федерации и бюджета города Севастополя средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам заявку от 23.03.2017 N 08 Проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства специализируется на выращивании малины. В соответствии с Бизнес-планом, ведение деятельности должно осуществляться предпринимателем на арендованном земельном участке сельскохозяйственного назначения, площадью 15 323 кв. м, расположенном по адресу: г. Севастополь, за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, под N 256 в соответствии со схемой раздела земель КСП "Красный Октябрь", кадастровый номер 91:01:029001:10.
В соответствии с протоколом от 20.04.2017 N 2 заседания Конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства й (или) единовременной помощи на бытовое обустройство Начинающий фермер Закревская Анна Игоревна включен в состав участников Государственной программы и определен размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в размере 1 500 000 рублей и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - единовременная помощь) в размере 250 000 рублей.
Департамент и предприниматель заключили соглашение от 25.04.2017 N 13 о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам сроком на 5 лет (далее - Соглашение).
Согласно Дополнительному соглашению от 29.08.2017 N 1 к Соглашению, подписанному сторонами, установлен показатель результативности использования гранта - создание не менее 2 постоянных рабочих мест в году получения гранта.
Платежным поручением от 16.05.2017 N 883443 денежные средства в размере 1 750 000 рублей перечислены на счет предпринимателя, открытый в УФК г. Севастополя.
Грант предоставлялся на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в соответствии с Порядком предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 131-1111, в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Соглашения предоставление гранта осуществляется на следующих условиях:
- имущество, приобретенное, Начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта на расчетный счет Начинающего фермера;
- все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на Начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории города федерального значения Севастополя и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Начинающего фермера;
- расходы по плану расходов Начинающего фермера, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующие целям, предусмотренным Соглашением, должны осуществляться по каждому наименованию (статье) расхода средств в размерах не более 90 процентов за счет средств федерального и городского бюджетов и не менее 10 процентов за счет собственных средств Начинающего фермера.
В силу пункта 3.2 Порядка гранты носят целевой характер в случае нецелевого использования крестьянским фермерским хозяйством гранта, средства гранта подлежат возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением средства гранта могут использоваться на создание и развитие на территории внутригородских муниципальных образований города Севастополя крестьянских (фермерских) хозяйств на цели:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям: электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
- приобретение сельскохозяйственных животных;
- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
- приобретение удобрений и ядохимикатов.
В соответствии с Соглашением единовременная помощь может использоваться только на цели:
- приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- приобретения одного грузопассажирского автомобиля;
- приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоснабжения и водоотведения;
- подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", водопроводу и канализации.
В соответствии с Соглашением в обязанности предпринимателя входит:
- в течение 5 лет со дня поступления гранта и (или) единовременной помощи на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории города Севастополя и развивать его согласно представленному на конкурсный отбор бизнес-плану;
- соблюдать условия предоставления гранта и (или) единовременной помощи, предусмотренные Порядком, и дать согласие на осуществление департаментом и (или) органами государственного финансового контроля в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции, контроля соблюдения, им условий, целей и порядка предоставления гранта и единовременной помощи, с правом выезда на территорию крестьянского (фермерского) хозяйства;
- в случае нарушения условий предоставления гранта и единовременной помощи и (или) установления факта предоставления ложных сведений в целях получения гранта и единовременной помощи произвести возврат гранта и единовременной помощи на условиях и в порядке, установленных Порядком;
- обеспечить условия для проведения необходимых контрольных мероприятий департаментом и (или) органами государственного финансового контроля;
- постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства по местонахождению и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства;
- оплачивать за счёт собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта, единовременной помощи, имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
- использовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет;
- создать не менее одного постоянного рабочего места без учета временных работников на каждые 1 000 000 рублей гранта.
В соответствии с Соглашением департамент осуществляет самостоятельно или с органами государственного финансового контроля, в пределах установленной компетенции, контроль за соблюдением предпринимателем условий предоставления гранта и единовременной помощи, целевым использованием гранта и единовременной помощи, выполнением условий Соглашения.
Департамент вправе в любое время контролировать соблюдение Начинающим фермером условий Соглашения, в установленном порядке запрашивать и получать необходимую информацию и документы от Начинающего фермера по вопросам реализации Соглашения, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность Начинающего фермера.
В соответствии с пунктом 6.3 Порядка для подтверждения целевого использования гранта Получатель представляет в Департамент копии следующих документов, заверенных получателем гранта:
1)Ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- отчеты о целевом расходовании гранта, единовременной помощи по формам, утверждаемым департаментом;
- заверенные выписки из лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по г. Севастополю, о движении по счету средств гранта и расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, о. движении единовременной помощи и собственных средств в течение срока использования гранта и (или) единовременной помощи;
- копии документов, подтверждающих совершение сделки (ее этапов) по созданию имущества, выполнению работ (оказанию услуг), по перечню, устанавливаемому в разделе 3 Порядка;
- копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимого имущества;
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление средств гранта и (или) единовременной помощи;
- материалы фотофиксаций приобретенного имущества, выполненных работ (оказанных услуг).
2)Материалы фотофиксации приобретенного имущества, выполненных работ (оказанных услуг) при софинансировании расходов за счет средств гранта и (или) единовременной помощи должны удовлетворять следующим требованиям:
- количество фотографий - не менее 3 по каждому приобретенному (созданному) объекту имущества с изображениями, произведенными с разных ракурсов; размер фотографий - от 10 х 15 см до 21,0 х 29,5 см;
- фотографии должны быть выполнены в цветном изображении;
- на фотографиях должны быть отражены: приобретенное (созданное) имущество, процесс выполнения - определенного вида работ (его этапов) (оказания услуг) и результат;
- на оборотной стороне фотографии должны быть указаны: наименование Получателя, район, вид приобретенного имущества, номер поля, кадастровый номер земельного участка, на котором созданы производственные объекты;
- фотографии заверяются подписью Получателя и печатью (при наличии) с указанием даты;
- фотографии должны иметь четкое изображение.
3)Ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, начиная с года,
следующего за годом получения гранта и (или) единовременной помощи, отчет о реализации Соглашения по форме, установленной департаментом.
4)В течение 5 рабочих дней со дня получения запросов департамента
предоставлять запрашиваемую информацию и документы в рамках реализации Соглашения.
В соответствии с пунктом 6.8 Порядка контроль за целевым использованием гранта и (или) единовременной помощи осуществляется департаментом и органами финансового контроля города Севастополя.
Получатели гранта и (или) единовременной помощи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за предоставление органам государственной власти города Севастополя и (или) должностным лицам органов государственной власти города Севастополя заведомо ложной информации.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по мониторингу за деятельностью участников государственной программы города Севастополя "Развития сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" от 47.12.2020 N 12/М, на основании анализа протокола выезда Комиссии по мониторингу от 28.09.2020 N 18/в, материалов об использовании гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство получателем средств, установлены следующие нарушения условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи:
1) Согласно представленному плану расходования средств К(Ф)Х Закревской А.И. планировалось приобретение складского помещения, емкости для воды на 30 м3, а также одного грузопассажирского автомобиля: б/у класса микроавтобус, минивен, грузоподъемностью до 1 т, однако в материалах отсутствуют документы, подтверждающие приобретение вышеперечисленных наименований, а в случае с автотранспортным средством, также, отсутствует регистрация имущества что является нарушением пункта 3.2.10 Соглашения.
2) Согласно протоколу выезда Комиссии по мониторингу от 28.09.2020 N 18/в К(Ф)Х Закревской А.И. в результате выезда 28.09.2020 (уведомление от 15.09.2020 N 4998/5-3 о проведении контроля (выездной проверки) за соблюдением условий предоставления гранта и единовременной помощи, целевым использованием гранта и единовременной помощи, выполнением условий Соглашения от 25.04.2017 N 13) не установлено наличие приобретенного имущества, согласно плану расходов, а именно грузопассажирского автомобиля: б/у класса микроавтобус, минивен, грузоподъемностью до 1 т, что является нарушением абзаца 3 пункта 2.1 Соглашения.
Руководствуясь пунктом 4.4 Соглашения департаментом в адрес предпринимателя направлен Акт о нарушении условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи от 22.11.2020 N 1.
Приказом Департамента от 19.07.2021 N 128-П "О возврате средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в бюджет город Севастополя" в адрес К(Ф)Х Закревской А.И. направлено Требование о возврате средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам от 27.07.2021 N 4.
Департамент повторно направил требование о возврате средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам от 02.09.2021 N 9.
Неисполнение ответчиком требования о возврате гранта послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в частности: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла положений статей 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются безвозвратно, без установления обязательства по возврату. Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Как верно указано судом первой инстанции, нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Порядок предоставления спорного вида государственной поддержки регламентирован постановлением Правительства Севастополя от 30.12.2014 N 678-ПП.
Между сторонами заключено соглашение N 13 от 25.04.2017 о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам сроком на 5 лет.
Указанное соглашение определяет условия предоставления гранта, права и обязанности сторон, а также иные вопросы, связанные с условием предоставления такого вида субсидии.
Пунктом 3.2.4. указанного соглашения N 13 определено, что к обязанностям ответчика относится "использование единовременной помощи только на следующие цели:
- приобретение, строительство и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентам по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- приобретение одного грузопассажирского автомобиля;
- приобретение и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установлено для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоснабжения и водоотведение;
- подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", водопроводу и канализации".
Как следует из представленных своевременно истцу отчетов о целом использовании денежных средств, следует, что денежные средства в размере 250 000 рублей, предоставленные в качестве единовременной помощи на бытовое обустройство, израсходованы Ответчиком следующим образом:
- приобретение стиральной машины (является бытовой техникой) за 25 999 рублей (расход подтверждается товарным чеком, представлен истцу);
- приобретение мягкого уголка, стола обеденного (являются предметами домашней мебели) за 145 000 руб. (расход подтверждается договором купли-продажи N 10-12/18, представлен истцу);
- приобретение ноутбука Макбук Эйр (является компьютером) за 49 000 рублей (расход подтвержден договором купли-продажи N 15-11/18, представлен истцу);
- приобретение телефона (является средством связи) за 39 500 рублей расход подтверждается товарным чеком, представлен истцу);
- приобретение проектора (является бытовой техникой) за 24 490 рублей (расход подтверждается товарным чеком, представлен истцу).
Всего на приобретение указанных предметов ответчиком израсходовано 283 989 рублей, из которых 250 000 рублей - средства единовременной финансовой помощи, 33 989 рублей - собственные средства ответчика (то есть в соответствии с требованиями пункта 3.2.9 Соглашения N 13 - не менее 10% стоимости каждого наименования оплачено за счет личных средств получателя гранта и единовременной помощи).
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что ответчиком соблюдены требования пункта 3.2.4 Соглашения в части целевого использования средств единовременной помощи.
Об использовании средств единовременной помощи на бытовое обустройство департамент своевременно проинформирован в отчете об использовании денежных средств за 3 квартал 2018 года, в отчете за 2018 год. Доказательства направления отчета представлены в материалы дела.
Из указанного следует, что ответчик действовал добросовестно, своевременно сообщал департаменту в установленном порядке о том, на что расходуются денежные средства гранта и единовременной помощи.
Таким образом, предприниматель осуществил расходование полученных средств в соответствии с их целевым назначением, установленным нормативными актами, а именно - использование средств единовременной помощи на бытовое обустройство, однако на приобретение конкретных предметов, отличных о тех, которые указаны в бизнес-плане предпринимателя, то есть не в точном соответствии с условиями соглашения.
Оценив соразмерность применяемой меры ответственности, являющейся исключительной мерой, и целей предоставления средств, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Целью предоставления спорных средств является содействие в создании и развитии крестьянского (фермерского) хозяйства с организацией установленного количества рабочих мест, осуществляющего предусмотренную условиями предоставления средств деятельность.
Данные цели достигнуты - крестьянское (фермерское) хозяйство организовано посредством закупки необходимых средств и материалов в пределах целевого назначения, установленного нормативными актами, требования об осуществлении предусмотренной деятельности в соответствии с предусмотренными условиями, в том числе по месту проживания и организации рабочих мест, выполнены в полном объеме.
В таких условиях применение исключительной меры ответственности за нарушение в виде несоответствия расходования средств целям, указанным в бизнес- плане, хоть и осуществленных в пределах целевого назначения, установленного нормативными актами, повлечет ликвидацию экономической основы создания данного крестьянского (фермерского) хозяйства и поставит под угрозу как таковое достижение экономических целей предоставления спорных средств.
В свою очередь истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для возврата денежных средств.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ответчика не возникла обязанность по возврату субсидии, вследствие чего требование истца оставлено без удовлетворения.
Относительно доводов апелляционной жалобы коллегия судей отмечает следующее.
Департамент не заявляет о нецелевом использовании средств единовременной помощи, а указывает на то, что средства единовременной помощи израсходованы ответчиком не в соответствии с планом расходов, представленным при проведении конкурса на выделение средств гранта.
При этом, коллегия судей отмечает, что из буквального толкования содержания бизнес-плана развития КФХ Закревской А.И. следует, что обоснование для расходования средств единовременной помощи он не содержит, в отличие от подробного и детального описания и обоснования расходования средств гранта. То есть, бизнес-план мог содержать любое целевое использование средств единовременной помощи на бытовое обустройство, и это не повлекло бы за собой отказ в предоставлении гранта и средств единовременной помощи. В связи с чем, коллегия судей полагает, что довод апеллянта о том, что средства единовременной помощи могли быть израсходованы только на цели, определенные в бизнес-плане, является неверным, поскольку противоречит правовому содержанию пункта 3.2.4 Соглашения о представлении гранта и средств единовременной помощи.
Ссылка Департамента на подпункт 3 пункта 2.1. соглашения является неверной, поскольку пункт 2 определяет условия предоставления только гранта, ссылок на то, что его действия распространяется на средства, предоставленные в виде единовременной помощи на бытовое обустройство, данный пункт не содержит.
Целевое использование денежных средств гранта приведено в отчете, который был представлен Департаменту в установленные сроки.
Запланированные в бизнес-плане мероприятия были фермером исполнены в установленные соглашением о предоставлении гранта сроки и порядке: приобретено 10 000 саженцев малины, обустроено ограждение, приобретена емкость для воды, обустроена скважина, обустроена система капельного полива, приобретен сельскохозяйственный инвентарь.
02.02.2024 от Департамента в материалы дела поступили возражения исх. N 36-01 на отзыв ответчика на апелляционную жалобу.
Из представленных возражений усматривается, что в суде апелляционной инстанции истец приводит новое основание для возврата гранта, а именно, нарушение принципа соразмерности софинансирования расходов фермера (пункт 3 возражений), документально не подтверждено и которое не являлось предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также не отражено в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе (возражениях на отзыв) не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции (часть 3 статьи 257 Кодекса).
Частью 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 14 сентября 2023 года по делу N А84-3458/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и потребительного рынка города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3458/2022
Истец: Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Закревская Анна Игоревна
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ