город Томск |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А03-4641/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отрада" (07АП-8261/2021) на решение от 09.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4641/2021 (судья Мищенко А.А.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле (ИНН 2225082380, ОГРН 1062225028018), г. Барнаул, Алтайский край к обществу с ограниченной ответственностью "Отрада" (ИНН 2252004328, ОГРН 1172225006205) г. Барнаул, Алтайский край о взыскании финансовой санкции в размере 34 000 руб.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Отрада": Сырачева Е.А. по доверенности от 10.07.2020 (на 3 года).
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственность "Отрада" (далее - общество, ООО "Отрада") о взыскании финансовой санкции в размере 34 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением от 09.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено частично, с ООО "Отрада" в пользу Пенсионного фонда взыскано 17 000 рублей штрафа за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество в апелляционной жалобе просит его отменить или изменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что общество в период с 30.03.2020 по 12.05.2020 деятельность не осуществляло в соответствии с Указом губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее Указ от 31.03.2020 г. N 44), информация о смене органа Пенсионного фонда Российской Федерации была неизвестна. В Российской Федерации были установлены нерабочие дни с 30.03.2020 по 08.05.2020, согласно Указу от 31.03.2020 N 44, действовавшего в период наличия у общества обязанности по представлению указанных сведений в Пенсионный фонд. Вменяемое обществу правонарушение не может быть квалифицировано как противоправное виновное действие лица по невыполнению обязанности по предоставлению в установленный законодательством срок сведений о застрахованных лицах, что указывает на несоответствие оспариваемого решения органа Пенсионного фонда указанным нормативным правовым актам.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Пенсионного фонда не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Пенсионный фонд о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направил.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Пенсионного фонда.
Общество обжалует решение суда первой инстанции только в части взыскания с него в пользу Пенсионного фонда 17 000 рублей штрафа, Пенсионный фонд не заявил каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой обществом части.
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Отрада" является страхователем в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ), регистрационный номер 0320091118081.
Страхователем в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 13.05.2020 представлены сведения СЗВ-М (исходная) за март 2020 года в отношении 68 застрахованных лиц.
В отношении общества проведена проверка, Пенсионным фондом 08.07.2020 по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт N 032S18200008880.
Посчитав, что страхователем нарушен порядок предоставления отчетности, на основании акта Пенсионным фондом 13.08.2020 принято решение N 032S19200010186, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 34 000 руб.
Страхователю направлено требование от 14.09.2020 N 032S01200010084 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором предложен срок для добровольной уплаты до 02.10.2020.
Сумма штрафа в установленный срок обществом не уплачена, в связи с чем Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с финансовых санкций в принудительном порядке.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьи 17 Закона N 27-ФЗ учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное предоставление отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года. Принимая во внимание, что вмененное обществу правонарушение не привело к возникновению задолженности по уплате страховых взносов, учитывая отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения для государства, а также руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд первой инстанции счел возможным снизить размер финансовой санкции, подлежащей взысканию с заявителя на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ в 2 раза - до 17 000 руб.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 1 Закона N 27-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Сведения о 68 застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года страхователем поданы по ТКС в Пенсионный фонд - 13.05.2020, то есть по истечении установленного срока.
Отклоняя доводы общества о том, что сведения на 68 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года поданы своевременно - 10.04.2020 в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное), в связи с чем нарушение срока подачи отчетности отсутствует, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют сведения в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
С 20.02.2020 местом нахождения ООО "Отрада" является Алтайский край, г. Барнаул, ул. Силикатная, д. 20, оф. 303, с 26.02.2020 общество зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Барнаула.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о том, что общество в период с 30.03.2020 по 12.05.2020 деятельность не осуществляло в соответствии с Указом губернатора Алтайского края от 31.03.2020 N 44 "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее Указ от 31.03.2020 N 44), информация о смене органа Пенсионного фонда Российской Федерации была неизвестна, поскольку общество зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Барнаула с 26.02.2020.
Кроме того смена местонахождения общества имеет заявительный характер, таким образом обществу не могло быть неизвестно о том, что с 26.02.2020 общество зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Барнаула.
Доводы о том, что в Российской Федерации были установлены нерабочие дни с 30.03.2020 по 08.05.2020, согласно Указу от 31.03.2020 N 44, действовавшего в период наличия у общества обязанности по представлению указанных сведений в Пенсионный фонд, не влияют на выводы суда первой инстанции, поскольку как указывает само общество данное обстоятельство не явилось препятствием для подачи сведений на 68 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (исходная) за март 2020 года - 10.04.2020 в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное).
Кроме того, в связи с объявлением периода с 30.03.2020 по 08.05.2020 нерабочими днями, сведения в Пенсионный фонд можно было передать не позднее 09.05.2020, с учетом праздничных дней - не позднее 12.05.2020.
Таким образом, страхователь обязан был подать сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда в установленный срок по месту регистрации, то есть в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края, а не в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное).
Доказательств, опровергающих доводы заявителя, а также подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствовавших страхователю своевременно представить необходимые сведения в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации страхователя, свидетельствующие об отсутствии вины в непредставлении сведений в установленный срок, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 55 Конституции Российской Федерации, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, принимая во внимание, что вмененное обществу правонарушение не привело к возникновению задолженности по уплате страховых взносов, учитывая отсутствие неблагоприятных последствий правонарушения для государства, а также руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, счел возможным снизить размер финансовой санкции, подлежащей взысканию с заявителя на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ в 2 раза - до 17 000 руб.
Доказательства чрезмерности взысканного штрафа и доказательств наличия оснований для ее снижения в еще большем размере, обществом в материалы дела не представлены.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иное толкование обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы. Принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4641/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Отрада" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Отрада" в доход федерального бюджета 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4641/2021
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: ООО "Отрада"
Третье лицо: Сырачева Е А