г. Саратов |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А12-11378/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания Центрального района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2021 года по делу N А12-11378/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006842, ИНН 3444173378)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А),
заинтересованные лица: Назарова Светлана Ивановна (г. Волгоград), Попов Роман Александрович (г. Волгоград), Кузнецова Евгения Асадовна (г. Волгоград), Шибаев Александр Федорович (г. Волгоград),
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (далее - ООО "УК Центрального района", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (далее - Управление, административный орган) от 19.03.2021 N 759-р-4 об устранении нарушений обязательный требований.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Центрального района" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 28.08.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.03.2021 N 759-р с целью проверки доводов обращений граждан, в том числе по вопросу технического состояния системы вентиляции квартир 6 этажа подъезда N 4 многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Пархоменко, д. 5, Управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК Центрального района", по результатам которой составлен акт от 19.03.2021 N 759-р (т. 1, л.д. 93-105).
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пунктов 5.5.6, 5.7.2, 5.5.12, 5.5.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), пункта 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), выразившееся в непринятии заявителем меры по предоставлению доступа специализированной организации для обследования вентиляционных каналов, отсутствии документов, подтверждающих работоспособность системы вентиляции в квартирах N 85, N 86, N 87 многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Пархоменко, д. 5.
19 марта 2021 года Управлением ООО "УК Центрального района" выдано предписание N 759-р-4 об устранении выявленных нарушений требований, согласно которому обществу надлежит в срок до 30.04.2021 с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан провести проверку работоспособности системы вентиляции в квартирах N 84, N 85, N 86, N 87 многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Пархоменко, д. 5, предоставить в адрес Управления акты, подтверждающие работоспособность системы вентиляции в указанных квартирах.
ООО "УК Центрального района", полагая, что предписание от 19.03.2021 N 759-р-4 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил содержания общего имущества ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил содержания, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил содержания общего имущества).
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ) предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно пункту 14 Правил содержания общего имущества результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пунктам 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 ПиН управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
Пунктом 5.5.6 ПиН определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
На основании пункта 5.7.2 ПиН персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы.
В соответствии с пунктом 5.5.12 ПиН организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки: а) дымоходов: сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном; кирпичных - один раз в три месяца; асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год; отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время); б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.
Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Согласно пункту 5.5.13 ПиН в зимнее время не реже одного раза в месяц, а в районах северной строительно-климатической зоны не реже двух раз в месяц должен производиться осмотр оголовков дымоходов и вентиляционных каналов с целью предотвращения их обмерзания и закупорки. По результатам осмотра должна быть запись в специальном журнале с указанием всех выявленных неисправностей и характера работ, проведенных с целью их устранения.
При выезде лиц, проживающих в квартире, или при наличии неисправных внутренних устройств газоснабжения по заявке собственника, организации по обслуживанию жилищного фонда или самих проживающих все внутренние устройства газоснабжения должны быть отключены специализированной организацией.
Пунктом 15 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, отнесены: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В ходе проверки административным органом установлено, что между ООО "УК Центрального района" и ООО "Промвентиляция" заключен договор от 01.10.2018 N 57-ВДПО/18 на техническое обслуживание вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирном доме. Согласно графику профилактического осмотра вентиляционных каналов и дымоходов жилых домов, проверка вентиляционных каналов и дымоходов в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Пархоменко, д. 5, должна быть проведена в декабре 2020 года, марте, сентябре 2021 года (т. 2, л.д. 40-43, 49-52).
ООО "УК Центрального района" в ходе проверки представлены акты периодической проверки газоходов и вентиляционных каналов от декабря 2020 года, марта 2021 года.
Из акта периодической проверки газоходов и вентиляционных каналов от декабря 2020 года следует, что доступ для проверки вентиляционных каналов и дымоходов предоставлен собственниками квартир N 84, N 86 указанного многоквартирного дома, собственники квартир N 85, N 87 доступ не предоставили.
Из акта периодической проверки газоходов и вентиляционных каналов от марта 2021 года следует, что собственники квартир N 85, N 86, N 87 не предоставили доступ для проверки вентиляционных каналов и дымоходов.
Административным органом в ходе проверки установлено, что меры по обеспечению предоставлению доступа специализированной организации для обследования вентиляционных каналов заявителем не принимались, документы, подтверждающие работоспособность системы вентиляции в квартирах N 85, N 86, N 87 многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Пархоменко, д. 5, к проверке не представлены.
Выявленные в ходе проверки нарушения заявителем не опровергнуты.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "УК Центрального района" указывает, что собственники жилых помещений чинят препятствия по исполнению требований предписания.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности либо неисполнимости предписания.
ООО "УК Центрального района" вправе обратиться в суд с требованием о понуждении указанных собственников к обеспечению доступа управляющей компании к общедомовому имуществу, а также обратиться в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ООО "УК Центрального района", приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Оснований для отмены или изменения вынесенного Арбитражным судом Волгоградской области решения не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2021 года по делу N А12-11378/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11378/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Кузнецова Евгения Асадовна, Назарова С. И., Попов Р. А., Шибаев А. Ф.