г. Хабаровск |
|
14 октября 2021 г. |
А73-1274/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Банникова Елена Андреевна по доверенности N ДКРС-310/Д от 28.07.2020.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новокузнецкого муниципального района
на решение от 08.07.2021
по делу N А73-1274/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к администрации Новокузнецкого муниципального района (ОГРН1024202128246, ИНН 4238004496)
об обязании произвести перерасчет арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Администрация, ответчик) об обязании в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка от 09.01.2018 N 006-439 в размере 5,28 руб. за период с 11.12.2017 по 25.05.2021, по договору аренды земельного участка от 09.01.2018 N 006-444 в размере 166,45 руб. за период с 11.12.2017 по 25.05.2021(с учетом принятых судом уточнений в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 08.07.2021 суд обязал ответчика в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка от 09.01.2018 N 006-439, установив размер арендной платы за период с 11.12.2017 по 25.05.2021 в сумме 5,28 руб., по договору аренды земельного участка от 09.01.2018 N 006-444 - за период с 11.12.2017 по 25.05.2021 в сумме 166,45 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Новокузнецкого муниципального района обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы, указано на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела.
Так, судом не была дана оценка тому обстоятельству, что после ввода объекта железнодорожной инфраструктуры "Реконструкция тоннеля на 106-107 км участка Артышта-Томусинская ЗСжд", необходимость в использовании земельных участков, арендованных ОАО "РЖД", для размещения ЛЭП-10 Кв и притрассовой дороги, отпала. Считает, что истцом не доказаны обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Кроме того, дальнейшее использование объектов противоречит заключению экспертизы, согласно которой проезд по временным автомобильным дорогам в иные периоды, кроме строительства и реконструкции должен быть закрыт (государственная экспертиза N 747-12/ГГЭ-7835/04 от 10.08.2012, стр. 64, абз. 9).
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 09.09.2021 на 09 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Определением суда от 09.09.2020 судебное разбирательство откладывалось на 07.10.2021 на 16 часов 00 минут.
В судебное заседание представитель Администрации не явился, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы отзыва, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.01.2018 между Администрацией (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключены договора аренды земельных участков N 006-439, N 006-444, по условиям которых в пользование истца для строительства линейного объекта передан земельный участок с кадастровым номером 42:09:2816001:42, площадью 301 кв. м, местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район, Центральное сельское поселение, в районе п. ст. Керегеш, вид разрешенного использования - строительство линейного объекта, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (далее - договор N 006-439), а также земельный участок с кадастровым номером 42:09:0000000:3375, площадью 9 455 кв. м, местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район, Центральное сельское поселение, вид разрешенного использования - строительство линейного объекта, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (далее - договор N 006-444).
Срок аренды согласно пункту 2.1. договоров - с 11.12.2017 по 01.09.2018.
Договоры являются одновременно актами приема-передачи земельных участков (пункт 1.2. договоров).
Размер арендной платы согласно приложению N 1 к договорам определен исходя из кадастровой стоимости земельных участков коэффициентов и индекса инфляции, установленными постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 05.0.2010 N 47 (в редакции постановления от 27.11.2017 N 613).
Претензиями N 148/20, 147/20 от 22.10.2020 Администрация сообщила ОАО "РЖД" о наличии задолженности по арендной плате по указанным договорам и потребовала её оплаты.
Письмом от 10.12.2020 ОАО "РЖД" просило Администрацию осуществить перерасчет арендной платы, исходя из ставок, установленных Приказом Минэкономразвития РФ N 396 от 04.12.2006 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью, и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ N 396), исходя из того, что договоры заключены для размещения объектов железнодорожной инфраструктуры.
В ответном письме Администрация сообщила об отсутствии оснований для проведения перерасчета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском в арбитражный суд.
Учитывая обстоятельства возникшего спора, связанного с пользованием арендованного имущества - земельного участка, применению подлежат положения Гражданского кодекса об аренде, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ).
В соответствии с нормами статьи 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом в установленном размере, предусмотрена статьей 614 Гражданского кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 7 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
В силу статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из содержания пункта 1 статьи 424 ГК РФ, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, разъяснений пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", следует, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без проведения торгов, является регулируемой.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с приложением N 1 договора N 006-444 размер арендной платы рассчитывается по формуле: А=КС*Кв*Ки (где КС- кадастровая стоимость земельного участка = 13 150,95 руб., Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка = 12,81, Ки - произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции = 1,837).
А = (13 150,95 * 12,81 * 1,837) = 309 467, 76 (где, А - годовой размер арендной платы по договору N 006-444).
В соответствии с условиями договора N 006-439 размер арендной платы рассчитывается по формуле: А=КС*Кв*Ки (где КС- кадастровая стоимость земельного участка = 418,66 руб., Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка = 12,81, Ки - произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции = 1,837).
А = (418,66 * 12,81 * 1,837) = 9 851, 89 (где, А - годовой размер арендной платы по договору N 006-439).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, расчет арендной платы произведен Администрацией Новокузнецкого муниципального района на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.01.2016 N 168, в редакции от 27.11.2017 N 613 для договоров от 09.01.2018 N 006-439, N 006-444).
ОАО "РЖД" считает, что расчет должен осуществляться на основании ставки, установленной Приказом Минэкономразвития N 396 от 04.12.2006, в связи с чем, просит произвести перерасчет.
Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд исходит из следующего.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В частности, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (подпункт 2 статьи 49 ЗК РФ).
Материалами дела установлено, что на земельном участке, предоставленном по договору N 006-444, размещена линия ЛЭП-10Кв, на земельном участке, предоставленном по договору N 006-439, находится притрассовая дорога, указанные объекты необходимы для реконструкции линейного объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта - тоннеля на 106-107 км участка АртыштаТомусинская Западно-Сибирская железная дорога.
Кроме того, в материалах дела имеется положительное заключение государственной экспертизы в отношении проектной документации указанного объекта.
В пункте 4.3.4 заключения указано, что для обеспечения строительства нового тоннеля и его дальнейшей эксплуатации проектными решениями предусматривается строительство шести временных автодорог, одной из которых является притрассовая дорога, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 42:09:2816001:42.
Пунктом 4.3.5 заключения предусмотрено также электроснабжение при постоянной эксплуатации тоннеля, в состав которого входит ЛЭП 10 Кв внешнего электроснабжения постоянных обустройств тоннелей.
В связи с чем, указанные объекты (притрассовая дорога и ЛЭП 10 Кв) являются необходимым технологическим условием реконструкции тоннеля.
Доказательством строительства объектов является представленный в материалы дела Акт приемки законченного строительством объекта от 27.12.2017 N 1388 (Приложение N 2 к акту формы N КС-1 п/п N 17 - притрассовая автомобильная дорога N 2, раздел ЭЧ-18 п/п N 2 - ЛЭП 10 Кв).
Согласно акту определения технической готовности к открытию в эксплуатацию железнодорожного пути общего пользования от 12.09.2017 N 2 объект "Реконструкция тоннеля на 106-107 км участка АртыштаТомусинская" является объектом общего пользования.
Кроме того, истцом в материалы дела были представлены письма ДРСК-Хабаровск ОАО "РЖД" от 27.03.2017, 07.04.2017 согласно которым Западно-Сибирской дирекцией инфраструктуры был рассмотрен вопрос о приеме на баланс вновь построенных временных технологических автомобильных дорог по объекту инвестиционной программы "Реконструкция тоннеля на 106-107 км участка Артыша-Томусинская Западно-Сибирская ж.д.", решено притрассовую автомобильную дорогу (автодорога N 2) сохранить с целью использования для эксплуатации нового железнодорожного тоннеля и сооружений ВОХР, а также с учетом перспективы реконструкции существующего тоннеля.
ЛЭП 10Кв, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 42:09:2816001:42, арендованном по договору N 006-439 от 09.01.2018 после окончания строительства служит внешним электроснабжением постоянных обустройств тоннеля.
В материалы дела истцом представлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие размещение спорных объектов железнодорожной инфраструктуры (притрассовой дороги, ЛЭП 10Кв), а также их эксплуатацию, после окончания строительства.
Таким образом, спорные земельные участки предоставлены для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, размер арендной платы по спорным договорам не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Руководствуясь изложенным, на основании ставки, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся, федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2015 N 554) суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, обязал Администрацию произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 006-439 от 09.01.2018 за период с 11.12.2017 по 25.05.2021 в сумме 5,28 руб., по договору аренды земельного участка N 006-444 от 09.01.2018 за период с 11.12.2017 по 25.05.2021 в сумме 166,45 руб.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2021 по делу А73-1274/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1274/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги", Хабаровская группа заказчика по строительству обьектов железнодорожного транспорта - обособленное структурное подразделение дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству обьектов железнодорожного транспорта - филиал РЖД
Ответчик: Администрация Новокузнецкого муниципального района