г. Чита |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А19-8520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 августа 2021 года по делу N А19-8520/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) к Муниципальному учреждению культуры "Культурно-Спортивный Комплекс "Листвянского муниципального образования" (ИНН 3827023384, ОГРН: 1063827025536) о взыскании 4000 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее - УПФР в Иркутском районе, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Муниципального учреждения культуры "Культурно-Спортивный Комплекс "Листвянского муниципального образования" (далее - учреждение, страхователь) финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 4000 руб. Одновременно с указанным заявлением Пенсионным фондом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании штрафа в сумме 4000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2021 по делу А19-12860/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2021 года произведена замена истца по делу N А19-8520/2021- Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 92).
Как следует из апелляционной жалобы, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.09.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведения сверки двух видов отчетности по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за период 2019 года Пенсионным фондом выявлены расхождения в отчетности по форме СЗВ-М за январь-март, июль, август, ноябрь 2019 года.
По результатам проверок составлены акты от 05.06.2020 г. N N 048S18200016195, 048S18200016193, 048S18200016192, 048S18200016191, 048S18200016190, 048S18200016189, от 17.06.2020 N048S18200017861, на основании которых приняты решения от 15.07.2020 г. NN048S19200020917, 048S19200020919, 048S19200020920, 048S19200020921, 048S19200020922, 048S19200020923, от 22.07.2020 N048S19200022962 о привлечении Муниципального учреждения культуры "Культурно-Спортивный Комплекс "Листвянского муниципального образования" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 4000 руб.
Требованиями от 07.08.2020 г. N N 048S01200020949, 048S01200020950, 048S01200020951, 048S01200020952, 048S01200020953, 048S01200020954, от 17.08.2020 N 048S01200022000 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес страхователя, учреждению было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 25.08.2020 г. и до 02.09.2020 года.
В связи с неисполнением страхователем указанных требований Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в сумме 4000 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.02.2021 г. по делу N А19-1811/2021 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано в связи с наличием спора оправе.
Неисполнение страхователем в установленный срок требований от 07.08.2020 г. N N 048S01200020949, 048S01200020950, 048S01200020951, 048S01200020952, 048S01200020953, 048S01200020954, от 17.08.2020 N 048S01200022000 и отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа явились основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) МУК "Культурно-Спортивный Комплекс "Листвянского муниципального образования" является страхователем.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений (абзац второй пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в общей сумме 4000 руб. явилось нарушение сроков представления страхователем сведений по форме СЗВ-М (доп) за январь-март, июль, август, ноябрь 2019 года.
Абзацем 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 ст.11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленные сроки обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу пунктов 9, 10 настоящей статьи, положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки, пеней, штрафов следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в п. 3 Определения от 08.02.2007 г. N 381-ОП указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Как установлено судом первой инстанции, срок исполнения требований от 07.08.2020 г. N N 048S01200020949, 048S01200020950, 048S01200020951, 048S01200020952, 048S01200020953, 048S01200020954, от 17.08.2020 N 048S01200022000 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования установлен до 25.08.2020 и до 02.09.2020 года, соответственно.
Следовательно, срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности, указанной в данных требованиях, истек 02.03.2021.
В арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании штрафа в размере 4000 руб. УПФР в Иркутском районе обратилось, согласно отметке суда, 12.05.2021, то есть после истечения установленного законом срока.
Согласно п.60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Поскольку действующим законодательством не установлен перечень обстоятельств, при которых причины пропуска могут быть признаны уважительными, право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду. При этом основным критерием уважительности причин пропуска процессуального срока является наличие юридических препятствий для своевременного обращения с соответствующим заявлением в суд.
Пенсионный фонд, заявляя ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, в обоснование уважительности причины пропуска срока сослался на то, что первоначально он обратился в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного срока, но в принятии заявления о выдаче судебного приказа было отказано в связи с наличием с пора о праве.
Указанные доводы Пенсионного фонда о причинах пропуска срока правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку то обстоятельство, что Пенсионный фонд ранее обращался в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного законом срока, не свидетельствует о соблюдении им срока на обращение за взысканием данной задолженности в порядке общего искового производства и не влияет на порядок его исчисления. Тем более, что к попуску срока привели действия самого заявителя, связанные с подачей заявления о выдаче судебного приказа, в котором было заявлено требование, не являющееся бесспорным.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае оснований для применения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, не имеется, поскольку он касается ситуации, когда судебный приказ выдавался, но был отменен, чего в настоящем случае не имеется.
Принимая во внимание, что заявитель пропустил процессуальные сроки для подачи заявления о взыскании финансовой санкции и утратил право на взыскание штрафа, то основания для удовлетворения его требования о взыскании штрафа в размере 4000 руб. у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования судом правомерно отказано.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 августа 2021 года по делу N А19-8520/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8520/2021
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области межрайонное
Ответчик: культуры "Культурно-спортивный комплекс" Листвянского муниципального образования