г. Киров |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А82-9285/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2021 по делу N А82-9285/2021,
по иску Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ОГРН 1107600001233, ИНН 7604194785)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (ОГРН 1047600428732, ИНН 7604071046)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Ярославской с иском о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - ответчик, Управление) 41 092,92 руб. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с июля 2014 года по сентябрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2021 исковые требования удовлетворены частично с учетом пропуска срока исковой давности, с ответчика в пользу истца взыскано 18332,02 руб. задолженности. В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части взыскания с ответчика задолженности и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о неправильном применении арбитражным судом норм материального права, в частности статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению подателя жалобы, спорная задолженность образовалась по причине того, что Фонд не направлял Управлению платежные документы для оплаты взносов на капитальный ремонт, соответственно, последнее не имело в своем распоряжении денежных средств. Ответчик полагает, что в данном случае суду следовало учесть недобросовестное поведение истца, который не исполнял свои обязанности по своевременному направлению ответчику счетов на оплату.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы, считает, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.09.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости ответчик на праве оперативного управления владеет помещением, расположенным по адресу: г. Ярославль, ул. Строителей, д. 14, кв. 27, общей площадью 82,1 кв.м (л.д. 15-16).
По утверждению истца, Управление не исполняет установленную законом обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт указанного помещения. С учетом изложенного Фонд просил взыскать с ответчика 41 092,92 руб. за период с июля 2014 года по сентябрь 2020 года. Исковые требования основаны на положениях статей 210, 249 ГК РФ, статей 36, 37, 39, 154, 156, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично. С ответчика в пользу истца взыскано 18332,02 руб. задолженности. В удовлетворении остальной части иска арбитражным судом отказано ввиду пропуска истцом срока исковой давности по задолженности, образовавшейся за период с июля 2014 года по февраль 2018 года, о котором было заявлено ответчиком.
Из текста апелляционной жалобы следует, что Управление выражает несогласие с решением суда только в части взыскания с него задолженности.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 АПК РФ, а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны истца в отзыве на жалобу, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется апелляционным судом только в указанной обжалуемой ответчиком части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров.
Из статей 309 - 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Поэтому собственник, передав соответствующему лицу во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на последнего и обязанности по его содержанию.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов на капитальный ремонт (части 1, 2 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 169 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171 ЖК РФ).
На основании части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В части 3 статьи 20 Закона Ярославской области от 28.06.2013 N 32-з "Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области" предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 7.1 статьи 22 настоящего Закона.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы была утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 N 1779-п.
Постановлением Правительства Ярославской области от 28.06.2013 N 748-п установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на всей территории Ярославской области на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц: на 2014 - 5,86 руб., на 2015-2018 - 6,37 руб., на 2019 - 7,45 руб., на 2020 - 7,80 руб.
Применительно к рассматриваемому судом делу Управлению на праве оперативного управления принадлежит расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Строителей, д. 14, жилое помещение - квартира N 27 общей площадью 82,1 кв. м.
Таким образом, в заявленный исковой период Фонд как региональный оператор имел право требовать с ответчика оплаты взносов на капитальный ремонт в отношении спорного жилого помещения.
По расчету истца размер задолженности за период с июля 2014 года по сентябрь 2020 года составил 41 092,92 руб. Материалами дела подтверждается, что оплата взносов на капитальный ремонт в исковой период ответчиком не осуществлялась.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, признав наличие у ответчика обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, приняв во внимание истечение срока исковой давности по части заявленных истцом требований, правомерно взыскал с Управления задолженность в размере 18333,02 руб. (с марта 2018 года по сентябрь 2020 года). Выводы суда в данной части истцом не оспариваются.
Ссылка заявителя жалобы на не направление Фондом в адрес Управления платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт апелляционным судом отклоняется, поскольку обязанность по оплате спорных взносов возникла у ответчика в силу закона и не зависела от совершения (несовершения) Фондом действий по направлению счетов на оплату. Управление, будучи ответственным (обязанным) лицом за содержание спорного имущества, действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, имело возможность получить необходимую информацию для оплаты взносов на капитальный ремонт. Оснований для применения статьи 404 ГК РФ в данном случае не имеется.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.08.2021 по делу N А82-9285/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9285/2021
Истец: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ